Экономика и социальная жизнь Таджикистана (беднейшего из государств СНГ) в 2011 году столкнется с целым рядом угроз, которые могут самым радикальным образом сказаться на стабильности в этой центральноазиатской стране.

Угроза голода и усиление трудовой миграции

В Таджикистане в последние годы отмечается демографический взрыв, грозящий этому бедному, разоренному войной центральноазиатскому государству полным истощением ресурсов. Таджикская пословица "Большая семья - богатая семья", к сожалению, становится роскошью для истощенной гражданской войной и экономическими трудностями страны. В сложившейся ситуации власти страны идут на экстренные меры. В июне 2010 года парламент Таджикистана принял "Закон о репродуктивном здоровье", предусматривающий ряд мер по контролю за рождаемостью.

При обсуждении закона президент Таджикистана Рахмон особо отметил тот факт, что постоянный прирост населения происходит в Таджикистане на фоне катастрофического падения валового внутреннего продукта. Так, за последние 10 лет численность населения страны возросла с 5,5 млн. до 6,25 млн. человек. Причем среди наименее обеспеченного - сельского - населения прирост более высокий, чем среди городского. За этот же период сельское население увеличилось с 3 млн. 807 тыс. до 4 млн. 590 тыс. человек. По данным последней переписи, 74,4% населения республики составляют сельские жители. При этом валовый внутренний продукт за те же 10 лет уменьшился с 4 млрд. 615 млн. до 1 млрд. 900 млн. сомони (примерно 674 млн. долл.)

По данным различных международных организаций, из 6,25 млн. жителей Таджикистана 2 миллиона голодает. 80% населения живет за чертой бедности. В условиях практически полного развала промышленности и отсутствия спроса на рабочую силу жители сельской местности вынуждены вести фактически натуральный образ жизни.

Согласно прогнозу президента Рахмона, к 2020 году население Таджикистана может достигнуть 8 млн. человек. Это означает, что сегодняшние 10 соток поливных земель на 1 жителя страны сократятся до 8-ми, чего крайне недостаточно. А с учетом географических особенностей РТ, увеличение посевных площадей невозможно.

За годы независимости сельское хозяйство Таджикистана деградировало, практически полностью утрачена культура земледелия. Кроме того, за последние годы резко ухудшились и погодные условия -постоянные ливневые дожди, град и наводнения, нашествие саранчи. Крайне сложным для сельского хозяйства обещает быть и весна-лето 2011 года.

По информации Гидрометеоцентра Таджикистана, в течение минувшей осени и нынешней зимы в горах страны выпало исключительно мало осадков - всего в пределах от 5 до 15 процентов от среднегодовых норм. Как отметила представитель Гидрометеоцентра Джамиля Байдуллаева, в обычные годы к этому времени в горах накапливалось до половины среднегодовых норм запасов снега, который является основным источником летней влаги в реках региона. "Прошедшей осенью и нынешней зимой в долинах фактически не выпало никаких осадков. Это можно отнести к аномальным явлениям, хотя в прежние годы очень редко, но все же отмечались случаи отсутствия осадков осенью. Сейчас вся надежда на февраль и март, и если опять не будет достаточных осадков, то можно будет говорить о предстоящей засухе", - отметила Байдуллаева. По мнению специалиста, нынешнее отсутствие осадков напоминает зиму 2001 года, когда Таджикистан столкнулся с серьезнейшей засухой, которая нанесла экономике страны ущерб в сотни миллионов долларов. Некоторые эксперты уже говорят о том, что урожай тысяч гектаров богарных (без искусственного орошения) полей в Таджикистане, засеянных осенью озимой пшеницей, безвозвратно потерян.

Система искусственного орошения в стране, созданная в годы СССР, не получала финансирования и практически разрушена.

Второй подряд неурожайный год может привести к резкому росту цена на продукты питания, прежде всего, на хлеб. Сейчас Таджикистан экспортирует большую часть зерна из Казахстана и России. увеличение экспорта может привести к истощению валютных резервов Таджикистана.

Неэффективность сельского хозяйства приводит к оттоку из страны работоспособного мужского населения. На полях республики остаются работать только женщины и дети. Более 90 процентов таджикских трудовых мигрантов сейчас находится в России и их количество может достигать 2 млн. человек. В плане трудовой миграции Таджикистану крайне выгодно присоединение к ЕЭП. В этом случае таджикские трудовые мигранты смогут фактически беспрепятственно работать в России и Казахстане. Cсмягчение миграционного режима может привести к полному обезлюдению сельской местности и фактическому исчезновению сельского хозяйства в Таджикистане.

Из-за крайней коррумпированности власти в стране гранты международных финансовых организаций и стран-доноров, выделенные на повышении эффективности сельского хозяйства, не используются по назначению.

Кризис в хлопковой сфере В конце мая 2009 года президент Таджикистана издал Указ, согласно которому все хлопковые хозяйства страны освобождались от выплаты долгов компаниям-посредникам, предоставлявшим им ранее ГСМ и удобрения в обмен на будущие урожаи. Эти долги по республике составили более 500 миллионов долларов.

Была списана просроченная задолженность (включая начисленные проценты, штрафы и пени) в оценочном объеме $548 млн. - беспрецедентная сумма для Таджикистана. - В частности, полному списанию подлежали средства в размере $435 млн., полученные через ЗАО НФО "Кредит Инвест" под гарантией Национального банка Таджикистана, и распределенных среди фермеров посредством инвесторов, а также $113 млн. задолженности перед коммерческими банками и прямыми инвесторами, не связанными с "Кредит Инвест". Покрытие этих задолженностей перед банками и инвесторами с учетом пропорционального уменьшения (дисконтирования) будет осуществляться путем предоставления последним долгосрочных ценных государственных бумаг". Списание хлопковых долгов вызвало кризис в банковской системе Таджикистана, который может проявиться в полной мере в 2011 году. Однако и столь радикальные меры по поддержке хлопковой отрасли не привели к ожидаемому эффекту.

Производство хлопка в стране продолжает оставаться убыточным Каждый гектар хлопчатника приносит 700 долларов прибыли, но при этом вложено было в каждый гектар 800 долларов США. Приход серьезного инвестора в отрасль невозможен, поскольку экспорт хлопка контролируется кланом Рахмона и этот клан крайне жестко защищает свои интересы в хлопковом бизнесе.

Рогун обескровил экономику Таджикистана

. Кампания по продаже акций ГЭС Рогуна позволила привлечь до 820 миллионов сомони, или $218 миллионов, или 3% к ВВП. Международные эксперты отмечали неоднократные случаи принуждения к приобретению акций, особенно среди госслужащих и местного бизнеса. После того как активная фаза сбора средств была приостановлена в мае 2010 года по рекомендации МВФ, продажи практически приостановились. Кроме собранных средств населения, сам бюджет 2010 года выделил на Рогун 650 миллионов сомони, а на 2011 год заложили 850 миллионов.

Однако на данный момент ускорение строительства стратегического для Таджикистана объекта невозможно по причине задержек поставок грузов для Рогуна на границе с Узбекистаном и по причине отсутствия технико-экономического обоснования со стороны Всемирного Банка - потенциально крупнейшего инвестора строительства.

Пока ВБ лишь только отобрал консультантов для этой работы, а самого заключения следует ожидать лишь в следующем году, непонятно когда. Узбекистан уже заранее отказывается принимать это заключение. Таким образом, совершенно неясно, каким образом собранные деньги будут работать на строительство Рогуна и каким образом граждане-акционеры получат дивиденды на вложенные средства.

Эксперты считают, что кампания по продаже акций Рогуна имела следующую основную задачу - связать денежную массу в Таджикистане. Изначально процесс сбора денег от продажи акций происходил таким образом, что деньги аккумулировались на счетах различных коммерческих банков. Деньги сначала пошли на повышение ликвидности таджикских банков, однако потом встал вопрос об их размещении в коммерчески выгодных проектах. По информации Минфина Таджикистана, на повышение ликвидности банковской системы пошло 230 миллионов сомони (порядка 52 миллионов долларов). Судьба остальных 589 млн. сомони (порядка 133 млн. долларов) неизвестна Официально было заявлено, что 200 млн. сомони было потрачено на закупку оборудования для Рогуна. Однако никаких тендеров на закупку оборудования не проводилось.

Инвестировать эффективно деньги в Таджикистане, собранные на Рогун, сейчас невозможно. Внутренний рынок крайне узок, деловой климат подорван. Инфляция съест банковские проценты, массовая кампания по сбору денег на Рогун привела к резкому сжатию денежной массы в Таджикистане.

Изъятие столь значительной для страны денежной массы сделало фактически невозможным в ближайшие годы формирования дееспособного среднего класса - потенциально весьма опасного для нынешнего режима. Оппоненты Рахимова обвиняют его в том, что основная масса денег была выведена за рубеж и вряд ли вернётся обратно.

Угрозы внешнеэкономического характера

Хотя Таджикистан крайне ограниченно вовлечен в международную торговлю, риски ухудшения международной конъюнктуры весьма существенны для Душанбе. Выше уже говорилось об угрозе резкого повышения цен на хлеб Но повышение цен может коснуться практически всех импортируемых в страну продукты.

Таджикские эксперты говорят о возможности повышения цен на импортные продовольственные товары на 15 процентов Причина этих прогнозов объясняется неблагоприятными погодными условиями в странах - основных поставщиках сахара, зерновых продуктов, чая, кофе и др. "Это приведёт к тому, что в 2011 году предложение на рынках этих товаров будет ограниченным, что создает условия для дальнейшего повышения цен", - убеждены эксперты.

По мнению главы представительства МВФ в Душанбе Ари Айзена, "риски связаны с проблемами в плане транзита грузов через соседние с Таджикистаном страны, неопределенностью экономического восстановления в странах-партнерах, а также с тем давлением, которое может произойти в связи с повышением цен на продовольственные товары".

Производство алюминия - основного экспортного товара Таджикистана - стагнирует. В отличие от прошлых лет, производство алюминия теряет роль локомотива промышленного производства страны. Несмотря на хорошую конъюнктуру и значительный рост мировых цен, производство алюминия выросло незначительно, всего на 2,8%. Основная причина - непрекращающаяся избирательная торговая блокада со стороны Узбекистана, препятствующая поставкам глинозема в достаточных объемах.

Резко сокращается таджикский экспорт в страны СНГ. В 2010 году он сократился на 25,5 процента и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Важной причиной обвала экспорта в соседние страны является разрыв единого рынка электроэнергии в регионе и отказ Узбекистана закупать избыточную электроэнергию, вырабатываемую ГЭС Таджикистана в летнее время. В 2010 году экспорт электроэнергии практически прекратился совсем и упал на 95%. В результате холостого сброса воды в текущем году Таджикистан потерял до $60 миллионов в качестве упущенной выгоды от продажи электроэнергии на экспорт. Достаточно быстро растет внешний долг Душанбе - за 9 месяцев 2010 год он увеличился на 99,15 млн. долларов США - с 1 млрд. 691,3 млн. долларов США на 1 января этого года до 1 млрд. 790,45 млн. долларов США на 1 октября этого года, что составляет 31,85% к ВВП.

Крупнейшими кредиторами Таджикистана выступают Китай (655 млн долларов) и США. В случае обострения отношений Душанбе с этим странами финансовое положение страны окажется под угрозой.