Три плюс три: политическая модель - 2011. Аналитический доклад
Авторы:
Выборы нового созыва
Какие "рамки" задает избирательной кампании Кремль? Как будет развиваться ситуация? В какой мере сохранят электоральную поддержку традиционные российские парламентские партии? Будут ли в Думе новые игроки? Какие политические силы смогут гарантировать продолжение процесса модернизации страны и политической системы после 2011 года? На эти вопросы мы постараемся дать ответ в этом докладе.
Усложнение системы: вероятная конфигурация
Последние действия и заявления президента
Усиление политической конкуренции - не просто лозунг. В 2008 - 2010 годах было принято немало законов, гарантировавших участникам избирательного процесса равные возможности. Участие в выборах для партий "второго эшелона" (зарегистрированных, но не имеющих представительства в Государственной Думе) было существенно упрощено. Уже есть первые результаты проведения такой политики - системная непарламентская оппозиция относительно успешно выступила на региональных выборах.
В новом Послании
Однако если фракционный состав Государственной Думы останется таким же, как сейчас, угроза "застоя" в партийной политике, о которой предупреждал Дмитрий Медведев в известном видеообращении и интервью руководителям федеральных телеканалов, может усилиться. При этом существующая ситуация - проблема не только и не столько
После региональных выборов моноцентрическая политическая модель образца 2005-2008 годов уступила свое место более дифференцированной. Равные условия созданы, конкурентные рамки заданы. Для партий это одновременно возможность, которой желательно воспользоваться, и вызов, на который необходимо дать ответ. Готовность к ответу не слишком высока. Партии это в значительной мере осознают. Непубличная реакция руководства
Можно с высокой степенью вероятности ожидать перемен в расстановке сил в Государственной Думе нового созыва. Какими будут эти перемены, зависит прежде всего от наличия политической воли у самих партий. Первый заместитель руководителя президентской администрации
Вероятное увеличение количества партий в парламенте соответствует множеству различных политических и партийных интересов; по этому поводу может сложиться масштабная предвыборная элитная коалиция.
Кремль очевидно заинтересован в росте политической конкуренции, а также в демонстрации того, что 5-процентный барьер является действующей нормой, а не гипотетической возможностью. "Новые старые игроки" ("Яблоко" и "Правое дело") уже сегодня заявляют о стремлении, преодолев 5-процентный барьер, пройти в Думу и сформировать 1-2-мандатные фракции. Прохождение в нижнюю палату парламента одного из таких игроков очень вероятно, двух -- в принципе возможно: запрос на либеральные и социал-либеральные ценности, по данным различных социологических центров, разделяют 12-18% россиян.
"Единая Россия" заинтересована в том, чтобы, даже получив на выборах 52-55% голосов (для правящей партии это программа-минимум), сохранить в нижней палате парламента конституционное большинство или максимально приблизиться к нему. В случае формирования системы "3 больших фракции и две-три малых" это вполне возможно. Прохождение в Государственную Думу одной или даже двух либеральных партий не будет противоречить интересам либерального крыла "Единой России": в отличие от "новых старых игроков", оно опирается на либерально-лоялистский электорат. К тому же правящая партия, вероятнее всего, будет использовать в кампании по выборам в Государственную Думу максимально широкое электоральное послание (см. следующий раздел). А в случае, если в парламент пройдет "Яблоко", его конкуренция с либеральным крылом "Единой России" вообще будет весьма условной: социальный либерализм объективно перемещает эту партию в левую часть политического спектра.
Наконец, две из трех ныне существующих оппозиционных парламентских партий смогут увеличить свое представительство в Думе, что также делает их объективными сторонниками схем "3+2" или "3+3". И лишь одна из оппозиционных парламентских партий - та, которая окажется при подобном развитии событий вытесненной за пределы 7-процентного барьера (но, скорее всего, все-таки сможет преодолеть 5-процентный), -- будет откровенным противником расширения представительности нижней палаты парламента.
Сценарий "единый фронт против "Единой России" в парламентской кампании-2011 откровенно маловероятен. Союз парламентской и несистемной оппозиции уже продемонстрировал свою неэффективность. Ситуативное блокирование КПРФ с "Солидарностью" в конце 2009 - начале 2010 гг. привело к перетеканию общественной поддержки к несистемной оппозиции, которая действовала намного более активно, и было быстро пресечено руководством Компартии. Гипотетическая коалиция КПРФ,
Шансы недавно созданной партии народной свободы "За Россию без произвола и коррупции" ("Парнас") на участие в парламентских выборах можно оценить как довольно низкие. Скорее всего, имеющиеся в распоряжении ее лидеров организационные, технологические и финансовые ресурсы не позволят провести ее государственную регистрацию весной 2011 года. К тому же партия имеет отчетливо коалиционную структуру и крайне децентрализованную систему принятия важнейших решений, близкую к liberum veto. Это неудивительно: у
Конструирование электоральных посланий партий: начало
Уже сегодня очевидно, что понимание социальной повестки и адекватность электорального послания партий, подготовленного в соответствии с ней (включая интегральную тему качества жизни, интересующую средние слои), в декабре 2011 года станут решающим фактором для победы на выборах в Государственную Думу. Это осознает вся партийная элита, однако не у всех партий есть ресурсы для выработки и эффективной трансляции электоральных посланий.
Обострение политической конкуренции, отмечавшееся наблюдателями на региональных выборах 14 марта и 10 октября 2010 года, обусловлено тем, что социальная и электоральная база каждой из партий в значительной степени сформирована. Сформировав и актуальный резерв мобилизации избирателей, партии начали играть на полях конкурентов, а также бороться за голоса граждан, электоральные предпочтения которых ещё не сформировались.
Несмотря на то, что предвыборные программы партий ещё не сформированы, мы уже можем предполагать, с какими электоральными посланиями партии выйдут на старт предвыборной гонки.
"Единая Россия" в своих посланиях традиционно использует и будет использовать имиджевую коалицию с правящим тандемом - наряду со стратегией "реальных дел".
"Единой России" необходимо дать четкий ответ на актуальные вызовы хаоса, насилия и коррупции, обострившиеся в связи с событиями в станице Кущевская и на Манежной площади, - возможно, транслируя уже заявленную позицию Путина по этому поводу ("порядок должен быть"). Очевидно, что правящая партия, скорее всего, предложит и универсальную социальную программу, направленную на удовлетворение интересов различных общественных групп. В кампании с высокой вероятностью использоваться конструкты, разработанные во время межпартийных конференций - прежде всего региональные партийные проекты, принимавшиеся лично Владимиром Путиным. А послание президента 2010 года ориентирует правящую партию на внимание к будущему, тему детства, семейные ценности и продолжение модернизации политической и экономической системы. "Единая Россия" будет претендовать минимум на 52-55% голосов, а значит, программа партии обречена быть одновременно всеохватной и дифференцированной, адресованной различным общественным группам и социальным слоям.
Парламентская оппозиция традиционно будет конструировать своё послание на основе собственных программ. КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР, скорее всего, будут продолжать использовать "нишевые" стратегии, опираясь на электоральную базу и актуальный резерв электоральной мобилизации. Наиболее успешно такой подход традиционно используют коммунисты; показательно, что попытка идеологов КПРФ разработать новое уникальное послание на базе "социалистической модернизации" в 2009-2010 годах полностью провалилась. И лишь после возврата к жесткой критике власти партия смогла отыграть позиции, потерянные во время поиска новой концепции избирательной программы.
Системная непарламентская оппозиция будет вынуждена либо кардинально пересмотреть партийные программы, адаптируя их к актуальным вызовам, либо вступить в открытую конфронтацию с парламентской оппозицией и радикальными силами в надежде перехватить часть протестного электората (вторая стратегия очевидно предпочтительнее в силу электоральной привлекательности публичного конфликта партий).
В первую очередь "донором" может стать "Справедливая Россия" как партия с наиболее нечеткими программными установками и наименее удачными технологическими решениями, применявшимися во время выборов (исключая некоторые регионы в осенней кампании 2010 года). К тому же у "Яблока", например, свои счеты с партией
"Яблоко" может преодолеть 5-процентный барьер в случае адекватного позиционирования партии и лично
"Правое дело" обречено бороться за объединение разрозненного правого избирателя - и, скорее всего, обречено в этой борьбе традиционно проиграть. Активизация "Яблока" и создание "Парнаса" практически не оставляют "Правому делу" шансов на реальную консолидацию либерального электората. Для "Яблока" союз с "Правым делом" невозможен из-за "наследия 90-х" и таких фигур, как
Шансы
Состав будущей Государственной Думы: сценарии
Сценарное прогнозирование результатов выборов мы осуществляем исходя из расчета распределения мандатов по методу Хэра (простая квота), который использовался при распределении депутатских мандатов по итогам выборов в Государственную Думу в 2007 году. Однако в условиях роста политической конкуренции более логичным было бы использование итальянского по происхождению метода Империали (метода делителей), который уже применялся в процессе распределения депутатских мандатов в ряде регионов России. Метод Империали - система распределения мандатов, при которой партии, набравшие большее количество голосов, имеют относительное преимущество по отношению к партиям-миноритариям. Введение в 2008-2009 годах норм, в соответствии с которыми избирательный барьер имеет сложную конфигурацию и предусматривает разную цену мандатов (количество голосов избирателей, необходимое для получения мандата при преодолении 5-процентного барьера, кратно больше, чем количество, необходимое для получения мандата при преодолении 7-процентного барьера), представляет собой еще один весомый аргумент в пользу введения метода Империали.
1. Консервативный сценарий
По данным ВЦИОМ на 4-5 декабря 2010 года, электоральная поддержка "Единой России" составляет 51%, причем этот показатель зафиксирован в межвыборный период на фоне отсутствия активной агитации. Уровень поддержки правящей партии стабилен (отмечаются незначительные колебания от 49 до 52 процентов за длительный период) и не требует вмешательства Кремля или специальной мобилизации.
В случае отсутствия явных кризисов во время предвыборной гонки конфигурация парламента существенно не изменится. "Единая Россия" получит от 52 до 55% голосов, обеспечив себе простое большинство. Активная роль в кампании Владимира Путина может довести ее электоральную поддержку до 58-62% голосов. Оппозиционные парламентские партии, скорее всего, незначительно улучшат свой результат по сравнению с итогами парламентских выборов 2007 года. Однако возможны флуктуации - КПРФ может набрать существенно больше голосов за счет жесткой конкуренции со "Справедливой Россией".
Этот сценарий представляется вероятным, но не оптимальным с точки зрения угроз "застоя" и "бронзовения" и необходимости усиления политической конкуренции.
2. Вытеснение "слабого звена"
Для обеспечения политической конкуренции и расширения партийного спектра Государственной Думы следующего созыва Кремль при поддержке "Единой России" может начать "игру на выбывание". Игра может быть направлена как против "Справедливой России" (что вероятнее), так и против ЛДПР.
При этом развитая региональная сеть и наличие резервов мобилизации позволят нынешним парламентским миноритариям пройти и в Думу нового созыва. Но негативная коррекция их результата до 5-7% и переход "Справедливой России" или ЛДПР к статусу партии, имеющей фракцию из 1-2 депутатов, вполне возможны.
В случае, если при этом в Думу пройдут два непарламентских системных миноритария ("Яблоко" и "Правое дело"), парламент станет 6-партийным, при этом три "малых партии" консолидируют 15-18% процентов голосов избирателей, получив после распределения по 1-2 мандата каждая. В этих условиях "Единая Россия", даже набрав 52-55% голосов, тем не менее обеспечит себе конституционное большинство (или вплотную приблизится к нему) и сможет по-прежнему контролировать парламент, однако в новых условиях - в условиях расширенного политического спектра.
Этот сценарий можно считать вполне реалистичным. В случае его реализации Кремль и "Единая Россия" станут союзниками системной непарламентской оппозиции. Прохождение "Яблока" и "Правого дела" в Думу обеспечит развитие многопартийности и политической конкуренции в России, предотвратив "оппозиционный застой".
3. "Новые старые игроки" начинают и проходят
Третий сценарий близок ко второму за одним важным исключением. 6-партийный парламент образуется не в результате "игры на выбывание", а в результате активизации российского либерального спектра и появления в обществе устойчивого запроса на парламентскую либеральную и социал-либеральную оппозицию.
Проблема нынешнего состава Государственной Думы заключается в некоторой несбалансированности политического представительства. Отсутствие либеральных партий в Думе (исключая либеральное крыло "Единой России") объяснимо в контексте дискредитации либеральных идей в России в 90-е годы. Однако в обществе есть слои, симпатизирующие либеральным ценностям, и их позиция становится все более и более артикулированной.
Если запрос на партии с либеральными и социал-либеральными ценностями оформится в голосование "либерального" избирателя за непарламентских системных оппозиционеров, "Яблоко" и "Правое дело" могут пройти в Думу, однако их мобилизационный потенциал все же не позволит этим партиям преодолеть 7-процентный барьер. Как и во втором сценарии, "Справедливая Россия" или ЛДПР лишится значительной части голосов, будет отброшена за 7-процентный барьер и станет одной из "малых" оппозиционных парламентских партий.
Таким образом, в Думе появятся 3 малых фракции и 3 больших с доминирующей ролью "Единой России" при получении этой партией более 52% голосов и сохранении конституционного (близкого к конституционному) большинства.
Этот сценарий довольно вероятен. Формирование устойчивой либеральной оппозиции в Думе ознаменует собой окончательное складывание политической системы, в которой в парламенте будут максимально полно представлены все активные силы политического спектра России - левые (КПРФ, "Справедливая Россия", "Яблоко"), широкий центр ("Единая Россия"), правые (ЛДПР, "Правое дело"). Формирование такой системы произойдет методами "мягкой эволюции". Политическая конкуренция еще более вырастет, а "приз" для "малых" парламентских партий - преодоление 7-процентного барьера на выборах 2016 или 2021 годов - будет значимым фактором ее постоянного стимулирования.
4. "3+2"
Реализация сценария предполагает, что при развитии событий либо по сценарию (2), либо по сценарию (3) в парламент проходят не две, а одна системная непарламентская оппозиционная партия - скорее всего, "Яблоко". Состав парламента в этом случае по сравнению со сценариями (2) и (3) существенным образом не изменится, однако возможна поствыборная радикализация "Правого дела".
В любом из рассмотренных сценариев развития событий правящая партия сохраняет доминирование в парламенте и в политической системе, а в случае прохождения в Думу "новых игроков" -- и конституционное большинство (или близкий к нему уровень представительства в нижней палате парламента).
Кто "оседлает" модернизацию: новый вызов для "Единой России"
Роль модернизационной идеологии с началом 2011 года определенно меняется. Прежде всего она объективно встраивается в новую, более сложную архитектонику национальной повестки дня. Особенно это стало заметно после послания Президента, имевшего отчетливое социальное содержание и адресованного большинству населения, и событий на Манежной площади, актуализировавших общественный запрос на порядок. Кроме того, понимание модернизации элитами становится более детальным, технологичным и инструментальным. Однако в любом случае для влияния на наиболее динамичную часть электората и элиты тема модернизации очень важна: это повестка будущего, повестка эффективного развития страны.
Из всех политических акторов в России единственным игроком, который в состоянии реально и системно поддержать процесс модернизации, является "Единая Россия". У правящей партии есть необходимые для этого возможности: поддержка правящего тандема, административные и кадровые ресурсы, а также связь с потенциальной базой модернизации (энергичными представителями правящей элиты, бизнесом, общественными организациями). Модернизацию практически невозможно осуществить без "Единой России": будучи партией большинства, она в то же время ответственна и ориентирована на будущее. Градус популизма у любой оппозиционной партии заведомо намного выше.
Запустив процесс модернизации, в том числе в социально-политической сфере, президент обозначил и необходимость модернизации самой "Единой России". Модернизация правящей партии может проходить по нескольким направлениям одновременно.
Первым направлением может стать оптимизация работы управленческого аппарата партии и усиление эффективности работы с кадрами.
Вторым направлением может быть аудит численности - чистка партии от "мертвых душ".
Третье возможное направление -- переход к проектному подходу в текущей деятельности, тем более что система отбора и осуществления партийных проектов уже политически заявлена
Четвертым направлением модернизации "Единой России" может стать активизация внутрипартийной дискуссии и ее переформатирование для привлечения к обсуждению законопроектов максимально большого количества людей. Целесообразно вообще сделать такое обсуждение всенародным -- по примеру обсуждения закона "О полиции". В первую очередь необходимо обсуждать наболевшие проблемы и важнейшие законопроекты, например, упомянутые президентом в его послании - о госзакупках, о реформе ЖКХ, о поддержке семей и "детский пакет". Запуск "Единой Россией" механизма всенародного обсуждения может стать эффективным ответом на традиционные "народные референдумы" КПРФ.
В случае успешной модернизации текущей работы и партийной структуры "Единая Россия" сможет не только укрепить свою роль в процессе модернизации страны, но и структурировать модернизаторские силы в устойчивую коалицию, включающую в себя представителей бизнеса, активистов общественных организаций, политические партии, различные элиты, в целом образованный класс.
С усилением влияния "Единой России" - общенациональной институциональной структуры - на реальную модернизационную повестку модернизационная коалиция будет нарастать по принципу "снежного кома". В перспективе это может привести к реальной массовой поддержке модернизационного выбора.
* * *
Распространено мнение, что модернизация - удел будущего. Это действительно так. Однако будущее может наступить раньше, чем кажется. Для партийно-политической системы это может произойти уже в декабре 2011 года - в случае усиления представительности и качественного обновления состава Государственной Думы.