Иннокентий Адясов: Какие рычаги давления на Москву может использовать Киев в 2011 году?
Экономическое и финансовое положение Украины в 2011 году будет весьма непростым. В первую очередь, это относится к все увеличивающемуся внешнему долгу страны перед иностранными кредиторами и международными финансовыми организациями. В конце 2010 года совет директоров
Правительство Азарова ставит себе в заслугу принятие бюджета на 2011 год с дефицитом в 3 процента от объема ВВП (это было одним из основных требований МВФ для продолжения финансовой помощи Киеву). Максимальный дефицит государственного бюджета Украины в 2011 году установлен на уровне 38,843 млрд. грн (порядка 4,855 млрд. долларов).
В бюджете 2011 резко сокращены расходы на социальную сферу, образование, науку и серьезно увеличены расходы на содержание прокуратуры, СБУ и
Цены на металл - основной экспортный товар Украины - в 2011 году могут оказаться под сильным давлением (серьезное снижение цен началось уже в ноябре 2010 года).. Между тем, на экспорт уходит примерно 75-80 процентов произведенного в стране металла. Один из важнейших регионов для экспорта украинской продукции -
Спекуляции вокруг присоединения к
Стратегическая цель украинской власти - использовать преимущества интеграционных объединений ТС-ЕЭП, не вступая в них и уж во всяком случае не делегируя часть полномочий наднациональным органам. Для Киева крайне важно получить свободный доступ своей продукции на общий рынок Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с общим количеством потребителей более 170 млн. человек.
Также Украина хочет добиться свободного доступа к ГТС России (в рамках ЕЭП такое право получат Белоруссия и Казахстан) для прямого транзита углеводородов из Центральной Азии. Также, говоря о присоединении к ТС-ЕЭП, Киев может поставить вопрос об обнулении и вывозных пошлин на российскую нефть и снижение цены на газ до уровня контрактной цены для Белоруссии (после ратификации Минском соглашений о создании ЕЭП цена на российский газ для Минска была снижена на 15 процентов).
В конце декабря 2010 года Янукович так определил свое отношение к ТС - "чтобы дать ответ на этот вопрос, должно пройти время. Когда этот Таможенный союз просуществует год, полтора, два и мы увидим, что это выгодно, и что это нам необходимо и это отвечает нашим национальным интересам, мы будем действовать".
Затягивание вопросов об объединении активов
Несмотря на достигнутые в первые месяцы 2010 года договоренности о создании СП между
Так, в конце декабря НАК попытался привлечь кредит российского ВТБ в размере 180 млн.долларов.
НАК "Нафтогаз Украины" не устраивает роль миноритарного акционера в планируемом СП и для повышения своей доли украинская сторона пытается оказать давление на "Газпром", активизировав переговоры с западными компаниями (прежде всего, немецкими) об их участии в модернизации ГТС Украины. Можно предположить, что и в 2011 году вопрос создания СП между "Газпромом " и НАК будет использован украинской стороной как серьезный рычаг давления на Москву. В 2010 году также не состоялось объединение активов украинского АНТК "Антонов" и российской ОАК. Пока сторонам удалось договориться только о создании СП в области маркетинга и послепродажного обслуживания самолетов АН 148/158.
Вопрос о советских активах и вкладах украинских граждан в российском "
Виктор Янукович еще в мае 2010 года сразу после визита Дмитрия Медведева на Украину заявил, что не поддерживает идею "нулевого варианта". Украина продолжает претендовать на активы бывшего СССР. Доля Украины, согласно документам 1991 года, составляла 16,37% долгов и активов СССР. Соглашение о "нулевом варианте", принятое всеми бывшими советскими республиками в 1994 году,
Попытки решить этот вопрос предпринимались в 2009 году при правительстве Юлии Тимошенко. По сообщениям ряда источников, Тимошенко готова была официально признать "нулевое соглашение" в обмен на 5 млрд. долларов кредита на льготных условиях и смягчение условий поставок российского газа. Украинская сторона также заявляет, что долги бывшего Сбербанка СССР перед украинскими гражданами по нынешнему валютному курсу могут составить до 100 млрд. долларов. Позиция Украины тормозит переоформление бывшей советской собственности в пользу РФ в ряде государств (это происходит несмотря на то, что Россия для достижения компромиссного решения уже передала Украине для посольств и других украинских загранучреждений ряд объектов недвижимости).
Весьма вероятно что в 2011 году Киев вновь поставит вопрос об активах бывшего СССР в рамках межправительственной комиссии.
. Вопрос участия российских компаний в приватизации.
Президент Украины Виктор Янукович своим указом от 10 декабря 2010 г. снял запрет на приватизацию Одесского припортового завода, Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР), ОАО "Днепроэнерго", ОАО "Донбассэнерго", ОАО "Западэнерго", ОАО "
Активизация политики Украины в структурах СНГ
. 2010 год был отмечен усилением внимания Киева к структурам СНГ (хотя справедливости ради надо отметить, что Украина никогда не отказывалась от идеи лоббирования своих интересов в этой организации). "Если мы там (в СНГ) присутствуем, то мы должны действовать, а не сидеть и ничего не делать, зачем тогда там находиться в этой организации? Нам выгодно там быть? Я вам скажу: безусловно, выгодно", - сказал Виктор Янукович в конце декабря 2010 года. Основная задача на 2011 год для Киева в рамках СНГ- добиться создания Зоны свободной торговли без изъятий и ограничений (Москва заявляет, что будет руководствоваться, прежде всего, нормами ТС и не готова снять все ограничения на доступ на свой рынки, который уже работает по нормам Таможенного союза ).
Для достижения своих целей Украина может использовать как рычаг давления вопрос о присоединении России к ВТО. Формально Украина приветствует членство России в ВТО, но может действовать через Молдавию с целью добиться отмены Москвой отдельных защитных ввозных пошлин. Как известно, Кишинев уже заявил, что будет возражать против присоединения России к ВТО, пока молдавские вина не будут возвращены на российский рынок. В рамках СНГ Киев может инициировать создание неформального энергетического объединения Азербайджан - Казахстан - Украина - Беларусь для уменьшения влияния России на рынок углеводородов и пути их транзита внутри Содружества.
Вопрос делимитации морской границы между Россией и Украиной.
В конце 2010 года посол Украины в России
Украина выступает против раздела акватории Керченского пролива на "зоны ответственности", что предложила Россия. Киев жестко настаивает на проведении именно государственной границы. В этом случае Азовское море потеряет статус "внутреннего водоема" и Керчь-Еникальский канал будет находиться в украинской части Керченского пролива. Россия может быть принуждена платить Украине за проход своих судов из Азовского моря в Черное через Керченский пролив. Сейчас статус Азовского моря регулируется обоюдно ратифицированным договором "О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива " от 24 декабря 2003 г. Статья 1-ая этого договора гласит: "Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины". То есть Киев предлагает Москве пойти на крайне серьезные односторонние уступки в вопросе определения морской границы
Вопрос статуса русского языка
. Виктор Янукович победил на президентских выборах в 2010 году, в очередной раз пообещав повысить статус русского языка на Украине. Летом 2010 года в Верховную Раду поступил проект закона о языках, предусматривающий существенное расширение сферы применения в стране русского языка и других языков нацменьшинств. Его авторами являются лидер фракции
В отличие от Ющенко, нынешняя украинская власть в вопросах статуса русского языка руководствуется не вопросами идеологии, а своими коммерческими и финансовыми интересами. Повышение статуса русского языка может быть увязан с предоставлением экономических преференций со стороны России.
Некоторые эксперты предполагают, что для получения новых экономических уступок со стороны Москвы нынешняя украинская власть традиционно может вернуться к вопросу базирования Черноморского флота России в Севастополе. Как представляется, Виктор Янукович не будет использовать такой опасный для экономического положения Украины рычаг давления. Речь скорее может идти о попытках получить экономические преференции через постановку вопроса о порядке замены корабельного состава ЧФ (практически сразу после подписания Харьковских соглашений глава МИД Украины
Совершенно ясно, что в 2011 году Киев будет жестко увязывать поддержку российских интеграционных инициатив с предоставлением массированной экономической и финансовой помощи Украине.