Николай Радов: Станет ли Литва спасательным кругом для Белоруссии?
Взаимоотношения между
Евросоюз в последние несколько недель прибывает в определенной растерянности: месяцы кропотливой работы с официальным Минском находятся под угрозой срыва. Президентские выборы, результаты которых не стали полной неожиданностью для Европы и США, и события, последовавшие вслед за ними, заставляют ЕС в срочном порядке вырабатывать новую стратегическую линию своего поведения. Правда, на наш взгляд, нельзя с полной уверенностью утверждать, что вариант с нынешней ситуацией в Белоруссии не рассматривался в Брюсселе и Вашингтоне заранее. Иначе сложно понять, почему лидеры западных стран выразили лишь "сожаления" по поводу событий 19 декабря и заключения под стражу лидеров оппозиции. Не было ни официальных нот протеста, ни широкомасштабной информационной атаки на "последнего диктатора Европы", ни запугивания отказом в будущих кредитах или чего-либо подобного. Только невнятные намеки на возможное возвращение политических санкций в отношении Лукашенко и его приближенных.
На наш взгляд, Европа вряд ли будет устраивать серьезный торг с Минском, требуя освобождения политзаключенных в обмен на кредиты, инвестиции и т.п. И вот почему. Даже в период острой конфронтации второй половины 1990-х и начала 2000-х годов, когда белорусская оппозиция не знала по каким карманам "распихивать" западноевропейские и американские гранты, Запад не отказывался от экономического сотрудничества с Белоруссией. А уж теперь, когда появилась реальная возможность поучаствовать в приватизационной и инвестиционной дележке страны, никто по-настоящему ссориться с Лукашенко из-за кучки дискредитировавших себя оппозиционеров не будет. Однако, как говорится, время покажет.
Давайте вернемся к сегодняшней ситуации, сложившейся как в самой Белоруссии, так и вокруг нее. Несколько дней назад официальный Минск, наконец, решился сделать то, о чем мечтал уже долгое время - 31 декабря МИД Белоруссии распространил заявление, в котором сообщил о закрытии минского офиса
Желание распрощаться с ОБСЕ у белорусских властей возникало уже неоднократно. Так, в сентябре 2009 года глава Администрации президента РБ
Белорусское заявление, сделанное накануне нового года и практически копировавшее прошлогоднее: "...решение, которое обусловлено отсутствием объективных оснований для сохранения миссии ОБСЕ в Белоруссии" - на сегодняшний момент можно было бы назвать критическим для правящего режима, если бы не одно "но". Присутствие в Белоруссии офиса ОБСЕ на протяжении последних 7 лет практически никоим образом не повлияло ни на ситуацию в стране, ни на отношение ЕС к ней. Если к этому приплюсовать тот факт, что зачастую минский офис не только никак не проявлял себя, но и закрывал глаза на некоторые события в стране, то говорить всерьез о том, что прекращение деятельности миссии ОБСЕ в Белоруссии станет серьезным препятствием на пути Европы к "синеокой", нельзя.
На наш взгляд, складывающаяся ситуация вокруг Белоруссии с наибольшей выгодой может быть использована сегодня лишь двумя европейскими странами - Польшей и Литвой, положение которых в настоящий момент можно рассматривать двояко. С одной стороны, являясь членами объединенной Европы, эти две страны участвуют в разыгрываемой Брюсселем игре "Злой полицейский (Польша), добрый полицейский (Литва)". Позиция Варшавы, которая, если откровенно, не далеко ушла от идеи воссоздания Речи Посполитой в рамках 1772 года, представляется своеобразной эссенцией негативного отношения ЕС к режиму Лукашенко. После президентских выборов и вечерних событий 19 декабря именно Польша сделала ряд самых резких заявлений в сторону официального Минска, которые отличаются от общих и витиеватых заявлений других стран Запада. Так, помимо осуждения польским МИДом "массового избиения и задержания манифестантов на улицах Минска" и призыва немедленно освободить задержанных, глава Комитета по иностранным делам Сейма Польши
Литва же, наоборот, представляется последние несколько месяцев как друг и помощник Лукашенко в деле улучшения его отношений с Европой. Кажется маловероятным, что президент Литовской республики
С другой стороны, и Польша, и Литва преследуют только свои, сугубо личные, интересы, пытаясь вести с Белоруссией определенную игру, в основе которой лежит использование противоречий между Минском и Брюсселем.
Варшава, которая за последние годы сделала достаточно много для расширения своего культурного и, в какой-то степени, экономического влияния в западных областях Белоруссии, крайне заинтересована в создании в РБ серьезной политической организации польской направленности. При пророссийской политике Лукашенко подобное движение или политическая партия шанса появиться практически не имеют, поэтому нынешний глава Белоруссии абсолютно не устраивает Польшу. Однако идти против общей европейской политики в Варшаве вряд ли когда-нибудь решаться. В такой ситуации, по словам главы польского МИДа
Позиция Литвы гораздо сложнее. С одной стороны, ей приходится соотносить свою деятельность с общей позицией Евросоюза гораздо более серьезно, чем той же Польше, экономика которой в меньшей степени зависит от европейских кредитов. С другой стороны, непосредственное участие в решении белорусского вопроса является, пожалуй, единственной возможностью для Вильнюса поднять свой международный престиж. Для этого Литве просто необходимо добиться возвращения офиса ОБСЕ в Белоруссию и заявить о себе как о главном посреднике между Брюсселем и Минском. Поэтому Вильнюс, в отличие от практически всех стран ЕС, не сделал никаких жестких заявлений, выразив только "сожаление и разочарование".
При решении вышеуказанного вопроса, на наш взгляд, карта под названием "политические заключенные" не будет ключевой, а ее место может занять вопрос о приеме и транзите венесуэльской нефти по территории Литвы (ведь, несмотря на соглашения в рамках Таможенного союза, "венесуэльский проект" не потерял своей актуальности) и ряд других вопросов, связанных с энергетической тематикой (строительство АЭС, сжиженный газ и т.п.). Косвенными подтверждениями подобного тезиса могут являться заявление министра иностранных дел Литвы
Каждая из сторон уже сегодня начала готовить почву для переговоров. Например, Грибаускайте заявила о необходимости рассмотреть
Польша и Литва, каждая из которых по-своему претендует на роль главного игрока на поле битвы за Белоруссию, на сегодняшний день могут быть использованы не только Брюсселем, но и самим Минском. Однако предугадать, в каком русле события будут развиваться дальше, достаточно сложно, так как, помимо непредсказуемости Лукашенко, до сих пор остается окончательно не выясненным один факт - четкая позиция России по "белорусскому вопросу". И от того, насколько данная позиция будет близка к европейской, и будет зависеть судьба всей Белоруссии в краткосрочной перспективе.