Зафар Гулиев: Азербайджан: политика реформ или пропаганда успехов?
"2010 год был успешным для Азербайджана. Несмотря на то, что в мире все еще продолжался финансово-экономический кризис, Азербайджан в этом году добился больших успехов", - заявил 31 декабря президент Азербайджана
"Наша экономика выросла, все социальные программы в стране нашли свое решение, осуществлены все инфраструктурные проекты, одним словом, в 2010 году все стоявшие перед страной задачи были с честью выполнены. Наша экономика выросла примерно на 5%, денежные доходы населения - на 12%, инфляция составила всего 5,7%. В нашу страну было вложено 15 миллиардов долларов инвестиций, наши валютные резервы увеличились с 20 миллиардов до 29 миллиардов долларов. Все эти результаты свидетельствуют о том, что выбранный Азербайджаном путь является верным, что выбранный Азербайджаном путь - это путь прогресса и развития", - сказал он.
По его словам, в 2010 году в социальной сфере была проделана большая работа. Было построено и отремонтировано 45 учреждений здравоохранения. Построено и отремонтировано более 70 школ, возведено 5 Олимпийских спортивных центров. Была повышена минимальная заработная плата и базовая часть пенсий, успешно реализуется программа адресной социальной помощи. "Это говорит о том, что наша политика - это социально направленная политика. Мы живем в условиях рыночной экономики, и наша экономика в полной мере построена на принципах рыночной экономики. Но, вместе с тем, сильная социальная политика является нашей основной задачей", - сказал глава государства.
По его словам, в 2010 году политические процессы в стране развивались в позитивном направлении. "Были предприняты большие и успешные шаги на пути развития демократии в Азербайджане. В 2010 году парламентские выборы в Азербайджане были проведены в прозрачной и справедливой форме. Воля азербайджанского народа в полной мере нашла свое отражение в результатах парламентских выборов. Это свидетельствует о том, что мы не только добились очень больших успехов в экономической сфере, в то же время Азербайджан очень успешно развивается в деле проведения политических реформ. Это позволяет нам всесторонне развивать страну, в подлинном смысле этого слова, превратить ее в современное государство, и предпринятые в этом направлении шаги воодушевляют нас", - сказал Ильхам Алиев.
* * *
В последние годы, беспристрастно анализируя реальную ситуацию в стране, многие авторитетные эксперты постоянно подчеркивали особую злободневность экономических реформ для Азербайджана. Эта тема приобрела приоритетную актуальность сразу после президентских выборов 2003 года. Поводом для оживления интереса к данной теме послужил первый же указ нового президента И.Алиева (24 ноября 2003), в котором однозначно декларировался курс на экономические реформы. Эта инициатива президента попала на благодатную почву. Реформы в сфере экономики были к тому времени реально востребованы обществом и приход к власти Ильхама Алиева первоначально лишь катализировал эти ожидания. Это было обусловлено рядом причин:
- во-первых, усилиями местной (официальной) и зарубежной пропаганды Ильхам Алиев стал восприниматься как "лидер реформаторского крыла" правящей элиты,
- во-вторых, интерес к реформам подогревался политическими ожиданиями: на фоне "пробуксовки" в области "общей" демократизации, отчетливо проступала потребность стимулирования этих процессов либеральными реформами в экономической сфере,
- в третьих, объективное (кризисное) состояние социально-экономических процессов в стране, задачи модернизации Азербайджана и ход развития мировых тенденций диктовали необходимость осуществления комплексных реформ в сфере экономики,
- наконец, новоявленный президент Ильхам Алиев, сразу после избрания лично продекларировал приверженность курсу реформ и издал ряд соответствующих указов.
Стоит отметить и то, что курс реформ был востребован не только обществом и ситуацией, но и самой логикой политического самоутверждения нового президента. Иными словами, как полагали вначале многие, курс реформ отчасти выгоден и самому И.Алиеву: благодаря такой политике он мог приобрести позитивный имидж реформатора, самоутвердиться как прогрессивный президент и нагрузить современным содержанием задачу "продолжения курса отца". И первые годы его президентства вселяли надежды. Сразу после избрания, 2 февраля 2004 г. президент провел бизнес-форум и на нем обозначил приоритетные проблемы (монополизм, бюрократический и полицейский произвол, коррупция, издержки судебной и налоговой системы и т.д.), которые необходимо решить для успеха реформ. Президент даже сделал серьезное предупреждение тем, кто будет стоять на пути реформ. Тогда многие поверили в серьезность его намерений и настроились на подтверждение оптимистических ожиданий.
Вместе с тем, с самого начала было ясно, что эффективность политики реформ предполагает кардинальное изменение стиля и методов работы и основательное преобразование коррумпированной бюрократической команды. Коррумпированность и бюрократический консерватизм, присущий многим членам правящей команды изначально ставили под сомнение успех политики реформ, грозя превратить благое намерение в имитационное и пропагандистское шоу. Рассеять сомнения президент мог решительными мерами по борьбе с коррупцией, монополизмом, бюрократизмом и действенными шагами по реорганизации команды и изменению существующих "правил игры".
Однако, всего этого не последовало и реализация политики реформ вскоре постепенно выдохлась, приобретя сугубо парадный и дежурно пропагандистский характер (в духе советских "краснознаменных пятилеток"). Соответственно, и оптимистические ожидания общества постепенно сошли на нет. Политика реальных реформ во многом уступила место политике пропаганды успехов. В результате вместо обещанного искоренения монополизма, коррупции, бюрократического и чиновничьего произвола, которые, по сути, не только не уменьшились, а еще более усилились, властные структуры принялись за сужение сферы демократии, свободы и плюрализма в стране. И в этом реально преуспели.
Конечно, было бы неверным ставить под сомнение подлинные успехи страны в деле модернизации и социально-экономического развития за период правления Ильхама Алиева. Они несомненны и многие показатели в выступлениях главы государства и победных рапортах правительства отражают реальные позитивы в жизни Азербайджана. Страна действительно стремительно развивается и обновляется. Но вопрос в том, что, как и в советские времена, налицо очевидный разрыв между словами и делами: между официальной пропагандой успехов "широко шагающего Азербайджана" и реальным состоянием дел в стране и в жизни её граждан. Колоссальный поток нефтедолларов, конечно же, позволяет маскировать отсутствие реальных реформ грандиозным перестроечным бумом, создающим притягательную картину стремительно развивающейся страны. Властные структуры, в духе советской пропаганды, в основном оперируют макроэкономическими показателями, рекордными "валовыми" цифрами, достоверность которых порой внушает сомнения. К тому же, эти выборочные успехи по стране в целом очень мало говорят о реальных изменениях к лучшему в жизни не среднестатистических, а конкретных граждан, у которых вроде бы не стало больше счастья и благополучия, но зато стало куда меньше покоя и свободы.
В целом, можно сказать, что ход реальных событий, а также анализ потока информации о положении дел и тенденциях развития страны способствуют формированию весьма контрастного и парадоксально двойственного имиджа современного Азербайджана.
С одной стороны, официальные СМИ Азербайджана и ряда зарубежных государств, заинтересованных в активном сотрудничестве с азербайджанской авторитарной властью, методично транслируют только позитивную информацию. Они целенаправленно конструируют гармоничный образ стремительно развивающейся и процветающей страны, навязывая обществу и международному сообществу гипертрофированное и иллюзорное о ней представление. Сам президент постоянно говорит о рекордных темпах роста экономики, повышении благосостояния людей, явных дипломатических и политических удачах, открытии сотен тысяч рабочих мест, появлении десятков олимпийских комплексов, новых школ, больниц, мостов, дорог и т.д. Более того, в официальной риторике Азербайджан все чаще фигурирует как самодостаточная страна с колоссальными ресурсами, достижениями и перспективами. Словом, правящий режим и официальная пропаганда создают образ процветающей и гармонично развивающейся страны, которая практически справилась со всеми проблемами (реформирование экономики, построение правового, рыночного и демократического общества, а также успешное вхождение в зону глобализационных трансформаций).
С другой стороны, независимые и оппозиционные СМИ страны, а также некоторые международные организации и политические эксперты ряда стран последовательно фиксируют внимание на массе проблем, стоящих перед Азербайджаном. Так, например, по их оценкам, последние несколько лет в стране явно ухудшается ситуация со свободой слова. Кроме того, независимые эксперты (внутренние и внешние) говорят об опасном росте инфляции в стране, усилении монополизма и авторитарных тенденций, разгуле чиновничье-полицейского произвола, размахе коррупции, дороговизне жизни, угрозе выхода на оперативный простор негативных симптомов голландского синдрома. Они зачастую подвергают сомнению "качество и количество" пропагандируемых президентом достижений (рекордные темпы роста экономики, сокращение безработицы, повышение благосостояния народа и т.д.). В этом направлении подчеркивается и нерешенность многих "вечных проблем" (в сфере выборной демократии, развитии гражданского общества, построении правового государства, проведения экономических реформ в рамках сценария подлинной либерализации). В свете таких оценок вырисовывается малопривлекательный и не вписывающийся в современные каноны образ Азербайджана.
Определенная двуликость проявляется и в самом политическом курсе страны. С одной стороны, президентом открыто декларируется и даже имитационно реализуется курс на построение правового демократического государства, формирование гражданского общества, развитие рыночных отношений, соблюдение всего комплекса прав и свобод. Всё это нашло отражение в Конституции, законах и даже формально в политической конструкции страны. С другой стороны, последовательно внедряется авторитарная, этатистская модель монопольного контроля исполнительной власти над всеми сферами жизни и активно реанимируются тоталитарные советские методы управления государством. С одной стороны, демонстрируется прозападный вектор развития, предусматривающий интеграцию в евроструктуры и евроатлантическое пространство. Именно в рамках этого курса осуществляется энергетическая политика страны, обусловившая рост её геополитической значимости и партнерство с ведущими странами Запада и, прежде всего, США. С другой стороны, в последние годы идет процесс активного сближения с Россией, сопровождаемый копированием её политического стиля поведения, а также с другими авторитарными режимами (Ираном, Белоруссией и т.д.), порождающий коллизии и проблемы на пути интеграции в современный мир.
Таков современный Азербайджан - двуликий как Янус. С одной стороны, нам настойчиво навязывается и подкрепляется многими реальными процессами образ стремительно богатеющего, обновляющегося и динамично развивающегося государства, способного к решению таких масштабных задач, которые раньше были ему явно не по силам и не по средствам. С другой стороны - эта же страна ассоциируется с несвободой, коррупцией, чиновничьим произволом, правовым нигилизмом, обостренной социальной поляризацией и полуфеодальными порядками, явно диссонирующими с взятым курсом на всестороннюю модернизацию Азербайджана. Хотелось бы думать, что реальность находится где-то между этими контрастными ликами. На самом деле, современный Азербайджан представляет собой сложное и противоречивое переплетение разных аспектов отмеченных двух тенденций. Вопрос лишь в том, какая из этих тенденций доминирует и станет определяющим алгоритмом дальнейшего развития страны.
Возвращаясь к праздничному поздравлению президента и учитывая риторику всех последних его выступлений, нельзя не обратить внимание на одно тревожное обстоятельство. А именно: власть рапортует только об успехах и никак не признает даже "минимум" каких-то проблем, ошибок или недоработок. Она предпочитает замечать только светлый (парадный) лик Азербайджана и всячески умалчивает о другом, контрастном лике страны. Чрезмерно гипертрофируя свои реальные успехи и достижения, власти страны полностью игнорируют наличие каких-то реальных проблем и не приемлют никакой критики в свой адрес. Это означает, что власть не наделена способностью видеть какие-либо минусы и конструктивно их устранять; она уверена в безошибочности и успешности всех своих шагов. При таком отношении власти к реалиям Азербайджана, которые, безусловно, включают в себя и позитивы, и негативы, трудно рассчитывать на возможность скорого преодоления страной парадоксальной и контрастной двуликости.