Расим Мусабеков: США и Франция предоставили миссию увещевания Сержа Саргсяна России
Интервью ИА REGNUM с независимым депутатом
ИА REGNUM: Чем, на Ваш взгляд, был памятен 2010 год для Азербайджана в контексте глобальных и региональных процессов?
В контексте нашей страны я бы отметил саммит мировых религиозных лидеров, а также саммит прикаспийских государств, которые состоялись в Баку. Важными событиями стали подписание и ратификация Азербайджаном Договора о стратегическом партнерстве и взаимной помощи с Турцией, а также подписание и ратификация Договора с РФ о границе. Привлекли внимание скандальные публикации WikiLeaks. Очевидно, что для нас имели большое значение "перезагрузка" отношений США и России, восстановление партнерства России с
ИА REGNUM: Как Вы считаете, был ли достигнут в 2010 году какой-то прогресс в карабахском урегулировании и Ваш прогноз на предстоящий год?
2010 год не ознаменовался прорывом в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. К сожалению, усилия Минской Группы по сближению позиций Баку и Еревана на основе так называемых "Мадридских принципов" не увенчались успехом. Армянская сторона, вопреки ожиданиям не приняла, пусть даже с оговорками, официально предложенную в 2009 году в Афинах на СМИД
Однако, считать на этом основании усилия дипломатов бесполезными, а 2010 год потерянным, не совсем верно. Напомню, что 20 мая 2010 года
Саммит НАТО в Лиссабоне, на который
По требованию Азербайджана, на территории, оккупированные армянами, была направлена миссия Минской Группы ОБСЕ и ООН по проверке фактов, отчет по результатам которой должен быть представлен сторонам в следующем месяце. Опираясь на оценки и выводы этого доклада, Азербайджан может поставить на голосование Генассамблеи ООН соответствующую резолюцию, осуждающую противоречащие международному праву оккупацию армянами азербайджанских территорий и действия, наносящие ущерб нашей стране.
Наконец, заявление, которое было принято в Астане в ходе саммита ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту в формате 3+2, также весьма важное. В ней президенты Армении и Азербайджана подтвердили готовность к окончательному урегулированию конфликта в соответствии с принципами международного права, Уставом ООН, Заключительным Хельсинкским актом, а также на основе совместных заявлений президента РФ
Таким образом, международное сообщество в лице своих наиболее влиятельных структур и стран в 2010 году очертило политико-правовые параметры урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Однако в силу различных причин, не в последнюю очередь из-за нежелания ссориться с влиятельным армянским лобби, правительства США и Франция предоставили миссию увещевания Сержа Саргсяна России. Пока эти усилия, а они были довольно активными, причем на уровне президента РФ, не дали результата, но полагаю, что точку ставить рано. Ведь Россия, как бывшая метрополия и держава, непосредственно граничащая с регионом конфликта и которая имеет довольно напряженную ситуацию на Северном Кавказе, более, чем кто-либо заинтересована в том, чтобы конфликт между Азербайджаном и Арменией вновь не сорвался в военно-силовую плоскость.
ИА REGNUM: Как развивались российско-азербайджанские отношения в 2010 году и как Вы оцениваете их дальнейшие перспективы?
В целом позитивно. Диалог на высшем уровне поддерживается очень интенсивный. Президенты наших стран за прошедший год встречались неоднократно, причем как в России, так и в Азербайджане. Подписаны важные соглашения. В первую очередь, как я уже отметил вначале, это договор о границах и об использовании вод пограничной реки Самур. Баку начал поставлять газ в Россию, а подписанным контрактом предполагается существенный, кратный рост объемов поставок. Объем двусторонней торговли удалось в посткризисный период восстановить. Имеются интересные проекты и предложения в различных сферах, включая транспорт, энергетику и даже ВПК. Поддерживались традиционно тесные связи в сфере образования, науки и культуры. В отличие от многих партнеров России по
ИА REGNUM: Как бы Вы охарактеризовали основные внутриполитические итоги 2010 года для Азербайджана: вселяющие оптимизм либо вызывающие сожаление?
Азербайджанская экономика продолжила свое динамичное развитие. Ее рост составит по итогам года около 4,5 процентов. Восстановление цен на нефть и газ позволило довести валютные резервы Азербайджана почти до 30 миллиардов долларов. Было открыто газовое месторождение "Умид". Здесь имеются 200 миллиардов кубометров газа и 30-40 миллионов тонн конденсата. Правительство успешно реализует амбициозную программу модернизации транспортной инфраструктуры, строительства школ, больниц, спортивных сооружений, городского благоустройства и т.д. В спокойной атмосфере прошли парламентские выборы.
Но не все так благостно, как может показаться из моих ответов. Сожаление вызывает то обстоятельство, что модернизация социально-политических институтов Азербайджана идет крайне медленно, зачастую имеет внешний, поверхностный характер. В стране так и не сформировалась система цивилизованной конкуренции политических сил, способных придать демократический импульс общественной жизни. Много нареканий вызывают нарушения гражданских прав и свобод. Остается острой проблема коррупции. Система государственного управления недостаточно эффективна, а местное самоуправление носит декоративный характер.
Тем не менее, страна движется в своем развитии вперед и это отмечается почти всеми авторитетными международными оценками и мониторингами. Согласно отчету Всемирного экономического форума, Азербайджан занял самое высокое место среди стран СНГ по конкурентоспособности экономики. Азербайджан стал 54-м в рейтинге благоприятности условий для предпринимательской деятельности согласно результатам совместного отчета
Подготовил Зафар Гулиев