Станислав Тарасов: Армяне могут расколоться на "русских" и "османских"
Когда из Вашингтона поступили сообщения о том, что резолюция по Геноциду армян не включена в повестку заседания 21 декабря палаты представителей конгресса США, то сразу показалось, что наступил момент определенного торжества для Турции. Но при этом насторожился Азербайджан. Как пишет бакинский политолог Фикрет Садыхов, "Азербайджан - это близкий союзник Турции, и для него тоже не безразличны интересы официальной Анкары". Поэтому, по его словам, "наша страна желает, чтобы Турция сохранила себя как важного стратегического союзника, уверенного в себе, региональную державу". Это - призыв к Турции не разменивать, прежде всего, азербайджанскую "карту", чтобы сохранить для себя Азербайджан в качестве партнера.
Чем вызвано такое беспокойство? Баку понимает, что Анкара пытается по-своему оседлать "армянскую проблему". Причем внешне все выглядит так, что снятие резолюции по Геноциду в палате представителей США стало якобы непосредственным результатом действий премьер-министра Турции Реджепа Тайип Эрдогана, который накануне направил письмо президенту США Бараку Обамa с призывом воспрепятствовать обсуждению в конгрессе этого документа. Анкара уже давно осознала, что политическое оперирование резолюциями по Геноциду использовалось американской дипломатией в качестве одного из средств давления на Анкару с целью продвинуть вперед процесс ратификации турецким парламентом цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию турецко-армянских отношений, или с целью не дать возможность выстроить более тесные отношения между Анкарой и Баку. В определенной степени такая комбинация оказывалась небезуспешной.
Но теперь ситуация заметно изменилась. Как заявил заместитель госсекретаря США Филипп Кроули, "мы категорически против этой резолюции, мы продолжаем верить, что для Турции и Армении лучший путь обращения к своему общему прошлому - усилия по урегулированию отношений". Теперь Турция педалирует на то, как пишет газета Нurriyet, что "в случае принятия данной резолюции или осуществления серьёзных шагов в этом направлении", она "может приостановить процесс нормализации отношений с Арменией, что станет причиной безвременного переноса открытия армяно-турецкой границы". Более того, газета предполагает, что в случае непринятия резолюции появляется шанс избежать возможного кризиса во взаимоотношениях треугольника Вашингтон - Анкара - Ереван.
Именно отношения в этом треугольнике, а не отношения с Баку, являются для Анкары первичными. Поэтому она активно вклинивается в решение "армянского вопроса" с целью выиграть историческое время, которое позволит устранить - при помощи самых разных политико-дипломатических технологий - препятствия на пути урегулирования своих отношений с Арменией. К тому же принятие резолюции конгрессом США могло бы значительно ослабить режим Сержа Саргсяна, который "сделал серьезный шаг в своей жизни", согласившись на условия цюрихских протоколов. В этом отношении позиции Турции, Вашингтона и Еревана совпадают, тогда как Баку принципиально выпадает из существующего сценария.
Из этого постулата следует и другой вывод: появление фактора кризиса во взаимоотношениях между официальным Ереваном и армянской диаспорой в США. Наиболее наглядно это проявилось, на наш взгляд, на состоявшейся в начале декабря в Лос-Анджелесе конференции представителей армянской диаспоры, созванной по инициативе Института армянских исследований Университета Южной Калифорнии и научного журнала The Armenian Review. С одной стороны, участники конференции призвали "расширять и углублять свою помощь Армении в ее политико-экономическом развитии". С другой - многие представители диаспоры приветствовали решение Еревана приостановить процесс нормализации отношений с Турцией. В-третьих, исполнительный директор Армянского национального комитета Америки Арам Гампарян заявил, что необходимо выработать "основу для улучшения отношений между Турцией и Арменией на базе справедливого урегулирования вопроса о геноциде армян", поскольку "протоколы потерпели крах главным образом потому, что пытались обойти эту реальность". Но это - стремление выдавать желаемое за действительное.
Во-первых, Ереван и Анкара не отозвали цюрихские протоколы из парламентов, а всего лишь приостановили процесс их ратификации. Во-вторых, Ереван, как не крути, в цюрихских протоколах не увязал проблему нормализации отношений с Турцией с фактором Геноцида. В-третьих, консультации между сторонами о ратификации протоколов все же продолжаются. Вот почему более близкими к истине являются суждения редактора журнала The Armenian Review и соорганизатора конференции Асбеда Кочикяна. Он предостерег диаспору от поспешных "романтических суждений" относительно действий армянского правительства: "Что дает вам право, живя здесь, в Лос-Анджелесе, решать, должна или не должна Армения открывать границу с Турцией? - спросил Кочекян - Если вы никогда не жили в государстве и не были гражданами государства....вы не можете негодовать по этому поводу". То есть речь идет о том, что представители западной армянской диаспоры - это в большей части потомки беженцев, бывших подданных Османской империи. А в Ереване проживают так называемые "русские армяне", которым виднее, как выстраивать свои отношения с соседней Турцией. К тому же и в Турции отношение к армянам заметно меняется.
Дело уже дошло до того, что депутат от радикальной оппозиционной турецкой партии "Националистическое движение" (MHP) Ахмет Дениз Болукбаш призвал власти либо изъять армяно-турецкие протоколы из меджлиса, либо начать процесс их ратификации. При этом он обвинил правящий режим в Турции в затягивании вопроса протоколов, подчеркнув, что это делается умышленно в преддверии парламентских выборов 2011 года. Заметим, что доля истины в таких суждениях есть, поскольку Анкара официально никогда не открещивалась от цюрихских протоколов. Что же касается дальнейших действий армянских лоббистов в США, то, похоже, они по разным причинам начнут более активно дистанцироваться от Еревана с перспективой начать самостоятельные переговоры с турецкими властями относительно имущественных и других претензий, связанных с последствиями трагических событий 1915 года. Если эта тенденция будет усиливаться и победит, то Турция в лице армянского лобби в США получит мощнейшего союзника, с помощью которого ей по силе будет решать и многие другие проблемы Ближнего Востока.