Доклад начальника Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении, генерал-майора Гайка Котанджяна на научно-практической конференции ОДКБ.

"Многоуважаемый господин Председательствующий

Многоуважаемый господин Генеральный Секретарь

Уважаемые коллеги

В начале об общестратегических основаниях информационной составляющей деятельности ОДКБ.

Процесс приведения взаимных союзнических обязательств внутри нашей Организации в состояние, не уступающее стандартам обеспечения взаимной безопасности государств НАТО, получает все более полное и эффективное выражение как в военно-политическом, так и в военном и информационном измерениях безопасностного сотрудничества. Это отражает присущий Руководству ОДКБ прагматизм в целеполагании и расчете собственных приоритетов в системе международной безопасности. Убедительным примером сопряжения военно-политического строительства с оправдавшим себя международным опытом служит недавний декабрьский Саммит ОДКБ 2010 года, обеспечивший конструктивный прорыв в модернизации ее уставной и договорно-правовой базы, выведший нашу Организацию на новые рубежи гарантирования безопасности государств-членов в границах всей зоны своей коллективной ответственности (1).

В последние годы Секретариат ОДКБ ведет последовательную работу по обновлению системы взглядов на обеспечение коллективной безопасности в условиях динамичного изменения безопасностной среды нашей Организации. Вместе с тем, я думаю, уважаемые коллеги согласятся с тем, что назрела необходимость принятия нового концептуального документа, направленного на программно-целевое осмысление стратегических перспектив развития ОДКБ. Процесс наращивания потенциала сотрудничества в ОДКБ уже опережает ориентиры союзнических взаимоотношений между членами Организации, заложенные в Концепции коллективной безопасности в 1995 году в Алма-Ате (2). Убедительное тому свидетельство - портфель решений, принятых нашей Организацией в последние годы по вопросам дальнейшего повышения эффективности системы кризисного реагирования, статуса сил и средств коллективной безопасности, развития военно-экономического сотрудничества, а также идей, выраженных в проектах документов, регламентирующих деятельность Организации в сферах военного и военно-технического сотрудничества, информационной безопасности и по другим направлениям.

В основу создания новой Стратегии коллективной безопасности ОДКБ могли бы быть положены как действующая Концепция и ведущиеся в последние годы наработки Секретариата, так и идеи обновления системы европейской безопасности, высказанные главами наших государств вокруг докладов президентов Российской Федерации в 2007 году на 43-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности и на встрече с представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии в 2008 году (3), а также действующие концепции и стратегии национальной безопасности государств-членов ОДКБ. Считаю долгом предложить принять во внимание опыт Института национальных стратегических исследований Минобороны Армении в координации межведомстенной разработки Стратегии национальной безопасности Республики Армения в тесном методологическом сотрудничестве и с апробацией продукта в таких головных научно-безопасностных центрах России и США, как ныне вошедшая в состав Академии народного хозяйства Академия госслужбы при Президенте России и Национальный университет обороны США (4).

Контакты руководства России с западными партнерами по перспективам сотрудничества вокруг Афганистана свидетельствуют о целесообразности продолжения диалога ОДКБ как в многостороннем формате с НАТО, так и в двустороннем формате с США. Как я информировал Секретариат в период моей научной стажировки в Гарвардском университете в марте-мае этого года, интерес к возможностям диалога США с ОДКБ - параллельно с двусторонним сотрудничеством с Россией по Афганистану - был выражен в процессе академических консультаций между рядом авторитетных американских коллег и мной - как членом Научно-экспертного совета ОДКБ.

В этом смысле при разработке новой Концепции коллективной безопасности ОДКБ определенного внимания потребует также отражение идей, появившихся в концептуальных документах западных партнеров. Речь идет об учете процесса перезагрузки в отношениях между Россией и США, приоритизации роли России в глобальной безопасности в новой Стратегии национальной безопасности США (5), перспектив возобновления диалога Россия-НАТО и принятия на недавнем Саммите Евроатлантического Альянса в Лиссабоне новой стратегической Концепции НАТО (6).

Обращаясь к информационной составляющей нашего сотрудничества, считаю целесообразным отметить положительный опыт создания первого среди наших государств Национального представительства Международного центра информационной поддержки ОДКБ в Армении (7). Следует подчеркнуть важность того, что Секретариат ОДКБ содействовал созданию Института ОДКБ, призванного вести стратегические исследования и разработки проблем международной безопасности в контексте интересов нашей Организации. Имею честь доложить, что Институт стратегических исследований Минобороны РА в этом году в процессе проведения Саммита нашей Организации в Армении заключил Договор о сотрудничестве с Институтом ОДКБ и намечает провести весной 2011 года в Ереване международную научную конференцию.

В качестве дополнения к комментариям по информационной составляющей деятельности ОДКБ позвольте привлечь внимание уважаемых участников Конференции к использованию во враждебных политических целях фальсификации исторического наследия наших народов. Очевидна особая важность недопущения искажений истории Великой Отечественной войны и других событий, являющихся общим достоянием всех государств-членов ОДКБ. В конечном счете, подобные искажения истории наших народов представляют угрозу их интересам национальной безопасности, а значит и коллективной безопасности ОДКБ. Заслуживает внимания опыт реагирования Российской Федерации на подобные угрозы в отношении своего исторического наследия. Одним из инструментов по противодействию фальсификации истории России стала созданная решением Президента России специальная Комиссия (8). Опираясь на российский опыт и нормы свободной академической дискуссии и исходя из интересов нашей коллективной безопасности, на мой взгляд, было бы уместно создать в рамках нашей Организации Комиссию по координированию противодействия фальсификации исторического наследия государств-членов ОДКБ.

Данному методу политически предвзятого псевдонаучного переписывания истории Южного Кавказа азербайджанскими учеными дал обоснованную оценку Президент Армении Серж Саргсян в декабре с.г. на Саммите ОБСЕ в Астане (9). В основе использования фальсификаций и манипулирования историей для оказания давления на Армению и Сопредседательство Минской группы по Карабахскому урегулированию лежит неприкрытый политический заказ Президента Ильхама Алиева. Его прямое публичное поручение Академии наук по занаряживанию научных ресурсов на переписывание истории Закавказья в целях удревления и украшательства азербайджанской истории, прозвучавшее в докладе главы государства на Юбилейном собрании НАН Азербайджана в 2005 году, привело к тому, что мировая наука стала засоряться высокооплачиваемыми подтасовками и подделками, противоречащими фактам, общепризнанным авторитетными источниками мировой науки. В связи с этим вопиющим нарушением академических норм Академия наук Армении пять лет назад обратилась к мировому научному сообществу с соответствующим обращением (10).

Данными фальсификаторами присваиваются история и культурное наследие армян, персов, удин, лезгин, аварцев, талышей, татов и других коренных народов нашего региона - отодвигается на века назад история массового переселения предков азербайджанцев из Центральной Азии в Закавказье лишь с 11 века нашей эры. При этом цинично обвиняются в "присвоении азербайджанской истории и культуры" сами коренные народы - жертвы антинаучного разбоя. По сути, фальсификация истории при подобном подходе становится острым политическим оружием, которое используется для предвзятого толкования событий, значимых для судеб наших народов, и закрепления за государством-фальсификатором его так называемого "неоспоримого права" на историю, культуру и, в конечном счете, на территорию соседей. Таким образом, политика азербайджанских властей готовит антинаучное историческое обоснование агрессии против Республики Армения, выдвигая псевдонаучные притязания на территорию государства-члена ОДКБ.

Обобщая сказанное, можно заключить, что главной задачей Комиссии ОДКБ по противодействию фальсификации истории могла бы стать разработка стратегии и координированной политики по противодействию попыткам фальсификации исторических фактов и событий, направленной на обеспечение как нашей коллективной безопасности, так и решение столь важной гуманитарно-безопасностной задачи в масштабах всего человечества, каковой является надежная защита истины в соответствии с общепринятыми академическими стандартами мировой науки.

Источники:

1. Заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ, 10 декабря 2010 года, http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm

2. Концепция коллективной безопасности государств - участников договора о коллективной безопасности. Принята Решением Совета коллективной безопасности о Концепции коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 года в г. Алматы, http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm

3. Putin, Vladimir, President, Russian Federation, Speech at the 43rd Munich Conference on Security Policy, http://www.securityconference.de/archive/konferenzen/rede.php?menu_2007=&menu_konferenzen=&sprache=en&id=179&,

Выступление Д. Медведева на встрече с представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии, 5 июня 2008 года, Берлин, http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/06/202133.shtml.

4. Г. С. Котанджян, Основные направления разработки стратегии национальной безопасности Армении в контексте архитектуры региональной безопасности. Институт Национальных Стратегических Исследований им. Драстамата Канаяна МО РА, Ереван, 2008. US National Security Strategy, May 2010, http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf

5. Заседание Совета Россия-НАТО, 20 ноября 2010 года, Лиссабон, http://www.kremlin.ru/news/9568; Active Engagement, Modern Defence. Strategic Concept for the Defence and Security of the Members of the North Atlantic Treaty Organization adopted by Heads of State and Government in Lisbon, 19 Nov. 2010, http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_68580.htm.

6. Предпосылки создания национального отделения МОЦИП ОДКБ. Открытие отделения. http://www.odkb-armenia.am/estab.php

7. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. N 549 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России", http://www.rg.ru/2009/05/20/komissia-dok.html

8. Выступление Президента РА Сержа Саргсяна на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, http://www.president.am/events/statements/rus/?id=78

9. "В Азербайджане продолжается фальсификация истории региона": заявление академического сообщества Армении, ИА REGNUM, 30.12.2005 - http://www.regnum.ru/news/568526.html