Виктор Якубян: Провал карабахского процесса в Астане - что дальше?
Тупик, в котором оказался процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта после саммита
Что же в итоге помешало Еревану и Баку прийти к соглашению, почему миссия России, Франции и США, во всяком случае, на данный момент, не привела к какому-либо прогрессу, а по большому счету, наоборот, еще больше отдалила перспективу мира. Как представляется, подготовленный усилиями Минской группы проект Мадридского документа, содержащего так называемые "базовые принципы" урегулирования нагорно-карабахского конфликта, попросту нежизнеспособен и лишен практического смысла. Да, теоретически, если Ереван отведет войска из буферной зоны, а Карабах примет обратно десятки тысяч азербайджанских беженцев, то что-то и может получиться. Но все дело в том, что эти шаги нереализуемы и практически мгновенно приведут к разбалансированию сложной системы внешних и внутренних механизмов, а в итоге к гражданской войне в Армении и новому межгосударственному конфликту с Азербайджаном. Или вот другой сценарий. Если на первом этапе Азербайджан согласится на подписание мирного договора и предоставление Карабаху временного статуса, а затем смирится с итогами нового референдума в НКР, конечно же, в этом случае Армения не только отведет войска, но и скажет спасибо азербайджанскому лидеру. Но и здесь загвоздка - никакого азербайджанского лидера на тот момент уже не будет, его попросту сметут народные массы. Так в чем же состоит прикладной смысл этих самых базовых принципов или пунктов, если выполнение каждого из них лишь усугубляет ситуацию? Может быть, он в последнем пункте, определяющем необходимость проведения в регионе конфликта миротворческой миссии? Но и этот пункт ничего хорошего не сулит. Во-первых, непонятно какие именно страны будут участвовать в этой операции, во-вторых, как к ней отнесутся соседние государства, с которыми граничат Армения, Азербайджан, да и сам Карабах. Речь, в первую, очередь, идет об Иране.
Итак, надо констатировать, что выработанный Минской группой ОБСЕ проект Мадридского документа не только нежизнеспособен, но и опасен... Ни один из включенных в него пунктов, поддержанных специальными заявлениями президентов
Вероятно, это давно осознали и президенты Армении и Азербайджана, до недавних пор продолжавщие встречаться в различных городах и в различной обстановке, но при этом день ото дня ужесточающие риторику и взаимные обвинения. Дело дошло до того, что на саммите ОБСЕ в Астане, где собственно и должен был быть подведен логический итог Пражского процесса (это в его рамках выработан Мадридский документ), руководители Армении и Азербайджана дошли до открытых угроз и ультиматумов. До этого
Между тем, правда состоит в том, что в сложившихся реалиях и в текущей международной ситуации нагорно-карабахский конфликт не может быть решен тупым навязыванием сторонам конфликта примитивного перечня действий с одной и другой стороны. "Дорожные планы", вырабатываемые под копирку американцами на любой случай жизни, перестали давать необходимый результат без авиационной бомбардировки тех, кто по этой дорожке должен продвигаться, тех, кто не настроен к предательству интересов своего народа. Ближневосточный и Балканский опыт тому доказательством. На глазах Еревана и Баку разворачивалась и последняя война - августа 2008 года. Каким образом США и Россия, применившие силу в Косово и Южной Осетии, рассчитывают урегулировать схожую проблему в Карабахе миром? Кто может поверить в реальность этого? Пусть бы решили мирным способом косовскую и грузино-осетинскую проблемы? Однако нашлись виноватые, появились факторы и был запущен военный сценарий! Где гарантии, что этого не произойдет в Карабахе?
Однако, вне всякого сомнения, еще большую ответственность за возможную трагедию в Карабахе будут нести руководители Армении и Азербайджана. Именно они - полностью владеющие сутью проблемы, прекрасно осознающие предел собственных уступок, а значит и неосуществимость предложений посредников. Но правда в том, что карабахская проблема с момента обретения независимости Армении и Азербайджана была и остается краеугольным камнем их пирамиды власти. Тот, кто ведет переговоры по карабахской проблеме, становится выразителем интересов государства, носителем тайны переговоров, а значит и единоличным властелином судеб двух народов. Получается, чем дольше переговоры - тем дольше власть? И не важно, к чему они в итоге приведут... Еще проще, речь идет об узурпации судеб целых поколений армян и азербайджанцев, уповающих на мир и наблюдающих год от года за этим театром абсурда. Ни одного реального шага, нацеленного на сближение позиций и преодоление атмосферы недоверия, президентами двух стран так и не было сделано. Особенно отличился в разжигании вражды азербайджанский лидер, который не упускал случая для того, чтобы озвучить новые угрозы. Однако было бы очень наивно предполагать, что Ильхам Алиев рассчитывает на то, что Армения и армянский народ вот так просто уступят в этой борьбе и отступят от своей позиции. В таких спорах капитуляция возможна только как итог военного поражения. Означает ли это, что азербайджанский президент вел дело к новой войне изначально? Нет! Он просто тянет время. Точно так же действует и его армянский визави. Демонстрируя конструктивный настрой, он прекрасно понимает, что ни единого шага назад сделать не может. Однако стратегическая ошибка обоих президентов заключается в том, что перезревший плод имеет обыкновение срываться и падать. Особенно, когда дерево раскачивают сразу несколько супердержав.
Топорные подходы, наподобие вызывающих смех стараний совместить несовместимое - "территориальную целостность" и "право народов на самоопределение", ведут к новой войне. Опять-таки, мы убедились в этом на примере Косово и Южной Осетии. Однако сотни "мудрых" политиков, собравшиеся в Астане, с упорством, достойным лучшего применения, с умиленными выражениями лиц вновь и вновь проповедуют Хельсинские ценности. Они не хотят признавать, что после того, как США расчленили Ирак, но кроме вооруженных курдов ничего там не обнаружили, универсальных методов разрешения международных споров больше нет.
В этом контексте провал переговоров на саммите в Астане - долгожданное для сторон карабахского конфликта событие, которое может стать как трамплином к войне, так и последним шансом для двух политиков продемонстрировать действительно трезвый подход и политическую ответственность. Карабахская проблема нуждается в выработке нового, совершенно неординарного и, в некоторой степени, творческого механизма.
Как представляется, президентам Армении и Азербайджана необходимо, во-первых, прекратить провокационные заявления и отказаться от угроз. Объявить в зоне конфликта "полный штиль" - ни единого выстрела.
Во-вторых, карабахская проблема должна быть на международном уровне объявлена Ереваном и Баку внутренним делом Армении и Азербайджана, а для ее решения сформирована двусторонняя межведомственная комиссия.
Необходимо организовать встречу двух президентов тет-а-тет без посредников. Лучше всего провести ее в зоне конфликта. Организационная часть должна быть поручена специальной двусторонней комиссии, сформированной из представителей министерств обороны двух стран. В зоне карабахского конфликта пока еще нет иностранных войск и этим надо воспользоваться.
Президенты двух стран должны также подписать договор о ненападении, а также программу восстановления доверия между двумя странами.
Нагорному Карабаху и всей окружающей его буферной зоне должен быть предоставлен статус "Нейтральной самостоятельной республики (НСР)".. Полное название - "Карабахская НСР в составе Армении и Азербайджана" (КНСР-АА). В идеологическом и пропагандистском смысле это должно быть оформлено как историческое событие - воссоединение Нагорного и Низинного Карабаха.
Ереван и Баку должны вместе и одновременно признать КНСР и оформить с ней и друг с другом конфедеративные отношения.
После этого должен быть сформирован совместный армяно-азербайджанский контингент, который разместится на линии соприкосновения. Излишки военных сил и техники должны быть выведены из зоны конфликта.
Действенным элементом армяно-азербайджанского мирного договора должна стать межправительственная программа по совместному восстановлению города Агдам. При этом, армянский и азербайджанский президенты могут призвать международное сообщество финансировать эту программу, однако восстановительные работы должны будут осуществить министерства градостроения двух стран - рабочие из Армении и Азербайджана в равном количестве. По оценкам специалистов, при достаточном финансировании, город может быть восстановлен за пять-шесть лет. Информационное освещение программы восстановления Агдама способно свести к нулю агрессию и недоверие, заполнившие эфир.
После этого, азербайджанские беженцы, которые хотят вернуться в Карабах, должны быть расселены в Агдаме, а городу должен быть предоставлен равный со Степанакертом статус. В качестве рабочей версии можно применить названия - Армянская столица КНСР и Азербайджанская столица КНСР.
КНСР - парламентская республика. Парламент должен быть сформирован на паритетной основе. Он может расположиться между Степанакертом и Агдамом - в населенном пункте Аскеран.
Гарантами безопасности населения КНСР, у которой не будет Армии, а только полицейские силы, сформированные опять же на паритетной основе и с четким закреплением зон ответственности, будут Армения и Азербайджан. Они же должны подать совместную заявку на признание КНСР со стороны ООН.
В КНСР будет свободно ходить армянская и азербайджанская валюты. Республика должна быть объявлена зоной свободной торговли и центром развития туризма. Важно понимать, что только торговля способна восстановить доверие между двумя народами, а поэтому в населенном пункте Шуши (Шуша) должен быть развернут крупный региональный торговый двор, а торгующие там граждане освобождены от налогов и сборов.
Ереван и Баку должны информировать об этом плане и попросить организационной поддержки и содействия у Ирана, Турции, России и Грузии. Внерегиональные государства и организации должны быть срочно отодвинуты из этого процесса.
Вышеописанный план действий, вне всякого сомнения, может вызвать улыбку. Конечно, многие скажут, что это бредовые идеи, точно также лишенные практического применения, как и Мадридский документ МГ ОБСЕ. Но никто не сможет поспорить с тем, что в случае реализации описанного плана Армения и Азербайджан избегут главной угрозы - внешнего вторжения и диктата. Пора лидерам двух стран признать ответственность за судьбы миллионов людей и не вести их к гибели ради собственной власти или же в угоду внешним силам. На сегодняшний день только прямой и публичный армяно-азербайджанский диалог на высшем уровне может позволить избежать кровопролития.