В редакцию ИА REGNUM поступил текст обращения. Ниже он приводится полностью.

* * *

"В рабство не стремись сам и свободу других учись ценить" (архимандрит Иоанн (Крестьянкин), старец-духовник Свято-Успенского Псково-Печёрского монастыря)

Общественно-политическое развитие сегодня таково, что русское население Эстонии, да и всей Прибалтики, подведено к "последней черте". Для нас, русских Эстонии, это означает, потерю последних надежд создать русскую общину.

Нам нагло отказывают в создании даже культурной автономии, которая предусмотрена эстонским Законом. В то же время на будущий год намечено завершить эстонизацию гимназической ступени образования для русских. Полным ходом идет и эстонизация основной школы - на всех парах внедряется добровольно-вынужденная система языкового погружения.

Тут главная угроза для русских заключается в вымывании их национальной ментальности - и в этом главная цель реформы русской школы в Эстонии. В этом - и главная, экзистенциального характера, беда для русского населения.

Что касается будней, то плохо ли, хорошо ли обстоят дела в экономике, русские всегда проигрывали и проигрывают эстонцам по основным показателям жизни. Двое русских из трех не имеют права даже избирать парламент. Уровень высшего образования среди русских в два с лишним раза ниже, чем у эстонцев, хотя 20 лет назад он был равный.

Русские и дома лишние?

Политика нашего государства и сегодня сведена к известной формуле: "Сначала права эстонцев, потом права человека". Это - путь в никуда, превращение неэстонцев в обслугу титульной нации. Для русских это еще и массовая этническая люмпенизация.

И это считают, чуть ли, не естественным в Евросоюзе. Но с недавних пор это перестало волновать и Кремль, навязывающий России некий светлый путь в сытую бюргерскую Европу, но процветающую во многом и сегодня за счет неоколониального грабежа остального мира.

Ради этого МИД РФ проводит новую соотечественную политику, согласно которой правильный российский соотечественник за рубежом должен стать лояльным гражданином той страны, в которой живет, то есть закрывать глаза не демонстративную дискриминацию русских. Об этом говорят и последние соотечественные конференции на Украине.

Печально, что Кремль реагирует на выступления 11-12 декабря русской молодежи в Москве и других крупных городах России аналогично эстонским властям на выступление русского населения в защиту "Бронзового солдата" в Таллине. То есть, жестко наводя порядок, но при этом, и тут, и там игнорируется необходимость диалога с протестующими, отсутствует интерес к глубинным причинам бунта.

Сразу на это обратил внимание только протодиакон Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии Андрей Вячеславович Кураев. В заявлении русских национальных организаций сказано: "Мы соболезнуем всем, кто пострадал в ходе этих акций. Однако решительно возражаем против попыток переложить ответственность за это на самих граждан, пришедших выразить свой протест, или на русское национальное движение в целом. За то, что произошло на Манежной, несет ответственность политическое руководство страны".

Дух этого обращения полностью совпадает с тем, о чем заявил сразу после первой "бронзовой ночи" в полдень 27 января 2007 года организация "Ночной дозор". Но оба заявления ведущие СМИ, и в Таллине, и в Москве, проигнорировали.

Отчего такое происходит?

Так, отчего такое происходит и в России, и в отношении русских в Прибалтике? Для того, оказывается, чтобы утихомирить, ублажить остальных, решить сложные задачи за счет русских, наконец, чтобы Россия превратилась, как цитируют в Сети представителя кремлевской администрации, в "обыкновенную европейскую страну". И чтобы граждане РФ стали добропорядочными бюргерами.

При этом русские не требуют себе особых прав, ни в России, ни в Прибалтике, они настаивают на равноправии!

При этом в "обыкновенной" европейской стране - Эстонской Республике, налицо признаки неонацизма, о чем писано-переписано. И, несмотря, на страстное желание Кремля нормализовать отношения с Эстонией в ней не прекращается повседневное уничижение русских.

И вот типичный пример. 2 декабря 2010 в уездной газете "Põhjarannik", издаваемой в сердце "русской Эстонии" - на северо-востоке страны, напечатан кроссворд. В нем надо было подобрать синоним и без того пренебрежительному в отношении русских слову venku (русачок). Правильный ответ - tibla, скабрезное слово, унижающее национальное достоинство русских.

Больше всего поразило то, что никто в эстонском обществе и СМИ на это и внимания не обратил. Норма! Но что стоило Президенту страны выступить публично и осудить такую выходку? Или хотя бы лидеру, якобы, пророссийской Центристской партии Эстонии Эдгару Сависаару - другу Сергея Степашина, Олега Табакова, Юрия Лужкова и Валентины Матвиенко?

Вместо этого эстонское общество изображает для Запада, теперь и для России, заведомо мнимый диалог с русским населением, а внутри Эстонии упрекает его за непонимание и несговорчивость.

Как быть? И что же делать?

В русской общине зреет осознание не только несправедливости, но и желание избавиться от нее. Сегодня вырисовываются три первоочередные задачи.

Первое. Надо взять за основу лозунг "Опора на собственные силы!" Если мы не поймем, что только сами сможем вытащить себя из "болота", то нас никто не спасёт. Учитывая, что начинать нам надо с пепелища, строительство русской общины будет долгим.

Иначе говоря, начинать нам надо не с крыши (большой политики), а с фундамента. Это - сохранение языка, культуры, образования. И жить надо по триединому принципу русской общины: солидарность, просвещение (особенно, правовое), благотворительность.

Мы не откажемся от помощи со стороны, но, ни в коем случае, ее нельзя увязывать с платой за услужение спонсору. Для нас приемлемо только бескорыстие.

Второе. Надо понять, кто мы сегодня, русские Прибалтики? Принципиально важно уяснить, что в данном контексте русскими считаются как те, кто считает себя таковыми, либо признает родным русский язык и своей русскую культуру, так и те, кто, представляя другие этнические группы, готов на равных солидаризоваться с русскими в борьбе за сохранение русского языка, культуры и образования. Важно оговорить, что мотивацией такой солидарности станет гарантия того, что борьба за всеобщее межэтническое равноправие сохранит и любое другое национальное меньшинство в Эстонии.

Третье. Надо было давно отказаться от посредников - т.н. русскоговорящих, выдающих себя за русских. Русскоговорящие общественные и политические деятели-приспособленцы внушают русским идеи толерантности, проповедуют космополитизм, но безразличны к эстонскому национализму. Русскоговорящие для националистов - благодатные партнеры, которые ради похлебки с барского стола и возможности появления во фраке в эстонском обществе, готовы изобразить мнимый диалог двух главных национальных общин, создать видимость межэтнического мира и согласия.

Не только как, но и зачем?!

Русскоговорящие политики и общественные деятели становятся не меньшими врагами русских, чем прибалтийские национал-радикалы. Русскоговорящие, либо боятся слова русский, либо сами искореняют русскость, что так по душе идеологам нашего моноэтнического государства.

Те и другие не видят проблемы в очевидном социально-экономическом и общественно-политическом неравенстве русских в Эстонии, те и другие осуждают любой протест, включая публичный и в правовом поле, проповедуют полное смирение с существующим положением.

Русскоговорящие не выдержали испытания моноэтнизмом Эстонского государства и общества. Для них была непосильна прежняя (в советское время) задача, "жить не по лжи", а когда она обернулась новой: "Как во лжи жить?", разделяя судьбу своего народа, но отвергая подлог мыслей и самоумерщвление души, на которую толкает "разумная действительность", русскоговорящая интеллигенция предала русское население Эстонии.

Для них смыслом жизни становится только протестантско-обывательское "как живем?", забыто православно-российское "зачем живем?"

Сегодня стали проясняться задачи русской общины Эстонии. Но кому их решать?

Старая политическая гвардия, либо сама дискредитировала себя, либо об этом постаралась власть и Полиция безопасности, Центристская партия (партнер российской партии "Единая Россия") и эстонские СМИ. К сожалению, к этому приложила руку и Москва.

Новое поколение образованной русской молодежи, даже, если оно и настроено в душе прорусски или пророссийски, относится к жизни прагматично и аполитично, готово при первой возможности покинуть Эстонию, и, увы, не в восточном направлении. Тонким слоем прирастает к телу эстонского моноэтнизма и новое поколение ассимилированной русскоязычной молодежи.

Но это значит, что, если власти в Прибалтике не станут проводить цивилизованную этническую политику, она, несмотря на постоянное увеличение технической оснащенности полиции, сама взращивает недовольство люмпенизирующейся основной массы русской молодежи. Их протест может вылиться в никчемный, но тот самый беспощадно-бессмысленный, сметающий все на своем пути "русский бунт".

Вот такая диспозиция.

НКО "Список Кленского", Таллин, 13 декабря 2010 года