Председательство Польши в ЕС и "Восточное партнёрство": сколько минусов заработает Польша
Польша готовится к председательству в
Обе страны придают большое значение программе "Восточное партнерство" и выступают за увеличение средств, которые ЕС намерен был выделить на конкретные проекты в рамках этой программы. Однако оказавшийся в кризисе Союз вряд ли будет беспроблемно направлять средства странам, которые далеки от европейских стандартов. Для предоставления дополнительных средств необходимо общее решение ЕС, который, в последнее время демонстрирует неспособность придти к консенсусу.
Но Европейский союз не смог принять бюджет на 2011 год. Правительство стран-членов, в основном из "старой Европы", предложили
Польша в любых вопросах хочет оказаться востребованной, предлагает те или иные решения, выступая с теми или иными инициативами. Одним словом, серьезно готовится к председательству в ЕС, пытаясь к этому времени повысить свою значимость в Союзе. Уже достаточно длительное время действует сайт http://prezydencjaue.gov.pl/, который создан для подготовки к польскому председательству. Информация, размещенная на этой странице гласит, что вопросами предстоящего председательства Польша начала заниматься еще с 2007 года, а в 2008 году было заявлено о создании программы "Восточное партнерство", в которую были включены бывшие страны СССР: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина. Хоть программа эта и не обещает членства в ЕС, страны-участницы с заинтересованностью начали переговоры об ассоциации с ЕС, которая в итоге обещает им отмену визового режима с ЕС и свободный выход на европейский рынок, - главное и едва ли не единственное, что нужно населению этих стран от ЕС. Польша не упускает ни малейшей возможности пропагандировать идею "Восточного партнерства", организовывая различного рода круглые столы, конференции, и включаясь в мероприятиях, организованных другими странами. Так, в начале ноября 2010 года в Люблине состоялась конференция под названием "Восточное партнерство - стратегия на 2011 год и последующие года", которую организовал Польский институт международных дел и представительство
Директор Института Марчин Заборовски заявил, что в период польского председательства в ЕС эта программа станет приоритетной. "Это достаточно молодая, незрелая и не полностью сформировавшаяся пока политика. Для наших зарубежных партнеров не совсем очевидно, каким целям служит это партнерство", - отметил Заборовски. Присутствовал на конференции и замминистра иностранных дел Польши, госсекретарь по вопросам европейской политики Миколай Довгелевич, который признал, что существует мнение, что Евросоюз устал от расширения. Но в то же время он считает, что Союз выиграет, если будет открыт для "восточных партнеров". Довгелевич признал, что страны Закавказья, кроме Грузии, в реальности не заинтересованы в этой инициативе. В то же время он считает, что сотрудничество в рамках ЕС поможет Армении и Азербайджану наладить контакты и, быть может, в будущем решить спор вокруг Нагорного Карабаха. По мнению одного из польских экспертов, нерешенность конфликта может также препятствовать переговорам с Евросоюзом, которые начались в июле вокруг Соглашения об ассоциации.
В целом большая часть времени на конференции уделялась вопросам евроатлантического будущего Молдавии и Украины, а в кулуарах главной темой были предстоящие президентские выборы в Белоруссии. Многие эксперты считают, что достичь безвизового обмена ЕС с Украиной можно будет уже к 2012 году, когда одновременно в Польше и на Украине состоятся матчи ЧЕ-2012 по футболу.
Само "Восточное партнерство" (ВП) представители этих стран так же рассматривают, в первую очередь, в качестве возможности получить безвизовый въезд в страны ЕС, куда попасть сегодня можно, только простояв в очередях в консульства и посольства и заплатив немалые для жителей этих стран деньги. На втором месте среди ожиданий от ВП - надежда получить финансовые средства для модернизации той или иной отрасли, социальной и культурной инфраструктуры. Так что Польше в период её председательства в ЕС придётся сделать всё. чтобы не разочаровать своих "восточных партнеров". Ведь каждый намек на разочарование - это минус не абстрактному председательству в Европейском Союзе, а Польше - как главному современному мотору Восточной политики ЕС.
Еще одна конференция, посвященная председательству Польши в ЕС, состоялась 26 ноября в Санкт-Петербурге - "Председательство Польши в ЕС и перспективы Восточной политики ЕС". В ходе обсуждений на конференции прозвучало несколько интересных тезисов. Во-первых, по заверениям представителей польской стороны, к председательству в Европейском союзе Польша готовится, в том числе, и через интенсификацию отношений с Россией. Во-вторых, по их мнению, Варшава должна сделать все, чтобы ЕС не потерял свою привлекательность для стран ВП. Но в ходе конференции преобладали заявления из области "умеренного пессимизма".
Как сообщало ИА REGNUM Новости, заместитель председателя комитета по международным делам парламента Швеции Урбан Алин отметил, что ЕС уже теряет свою привлекательность для стран, вовлеченных в программу ВП. Он пояснил, что до вступления Польши в ЕС и присоединения её к Шенгенскому соглашению, белорусские студенты с удовольствием ехали на учебу в Польшу, заплатив за пересечение границы гроши. После введения визового режима с Польшей как со страной ЕС - получение разрешения на въезд и затратно, и хлопотно. Эти факторы, по его словам, зачастую игнорируются в ЕС и внимание акцентируется лишь на том, что "Лукашенко закрыл дорогу". По словам Алина, ЕС не оправдал и ожиданий Украины.
Заместитель гендиректора украинского Центра экономических и политических исследований им Разумкова
Фактически, председательство Польши в Совете ЕС будет ограниченным, поскольку она встанет у руля этой структуры уже в условиях действия Лиссабонского соглашения, согласно которому внешнюю политику определяет глава МИД Союза Кэтрин Эштон, а остальные вопросы - созданные в рамках Соглашения соответствующие структуры. Этот факт придает большей "агрессивности" польской стороне, которой, однако, придется приложить в десятки раз больше усилий, чтобы протолкнуть свои идеи.
Быть на высоте во что бы то ни стало правящей Варшаве придется и для того, чтобы уберечь себя от атак оппозиции в адрес правительства Польши из-за предполагаемых неудач или невозможность проявлять завещанную погибшим президентом
Выборы в парламент Польши по конституции должны состояться осенью 2011 года, то есть именно в период председательства страны в Евросоюзе, что поставит Восточную политику Польши и ЕС в центр критики оппозиции. Еще в 2009 году Лех Качиньски назвал оправданным мнение о том, что невозможно справиться одновременно и с парламентскими выборами, и с председательством в ЕС. Качиньски отметил, что из этой ситуации есть выход - досрочные парламентские выборы, однако, согласно требованиям Конституции Польши, для этого должны быть соответствующие предпосылки - непринятие бюджета в срок и неутверждение состава правительства в третий раз. "Пока ничто не указывает на то, что ситуация может развиваться по данному сценарию. А самороспуск Сейма требует соглашения двух самых крупных партий", - отметил тогда он. По его словам, досрочные выборы - это интересная идея. "Представьте, что премьер проводит предвыборную кампанию и одновременно имеет такие обязанности, о которых я уже сказал. Разве это совместимые вещи? Нет", - подчеркнул он.
Позже правящая в Польше партия "Гражданская платформа" (лидер - премьер-министр