Илья Галинский: История, как идеологическое и политическое оружие в Молдавии
ИА REGNUM Новости публикует текст доклада директора Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко,
Двадцатилетний опыт строительства и функционирования новых национальных государств на пространстве бывшего Советского Союза демонстрирует нам настоятельные попытки того или иного политического класса создания своей особой версии исторического развития, часто входящей в противоречие с объективной логикой и содержанием исторического процесса. Наглядным свидетельством превращения истории в идеологическое и политическое оружие, в политически ориентированную интерпретацию недавних событий современной истории является официальная позиция правящего политического класса и профессиональных историков Республики Молдова по вопросу распада Советского Союза и "воссоздания" национального государственного строительства, которая исходит из следующих базовых ценностей: восторжествовала историческая справедливость, искусственное образование - СССР перестал существовать; молдавский (румынский) народ освободился от советско-российской оккупации; Республика Молдова как вновь созданное государство должно обратиться к своим ментальным истокам и воссоединиться с Матерью-Родиной Румынией.
С принципиально иных, ментально-мировоззренческих и политико-государственных позиций, подходит к оценке рассматриваемых исторических событий приднестровский политический класс, профессиональные политологи и историки. Распад Советского Союза отождествляется ими с непоправимой государственной катастрофой, с геополитическим коллапсом - территориальным отрывом Приднестровья от своего Отечества. Для населения Приднестровья этот распад единого государства был даже не просто крупнейшей геополитической катастрофой, по выражению
Совершенно иная ситуация с проведением референдума сложилась в Молдавии, где Верховный Совет 19 февраля 1991 г. большинством голосов принял решение о запрете проведения референдума на территории Молдавии. Причины принятия такого решения предельно откровенно сформулировал доктор исторических наук, председатель Верховного Совета
Данная позиция была в тот период превалирующей в среде господствующего политического класса и значительной части населения Молдавии, в первую очередь интеллигенции и опиралась на принятый Верховным Советом МССР 27 августа 1989 г. Документ под названием "О государственном суверенитете и нашем праве на будущее" и Заключение комиссии Верховного Совета МССР принятое 23 июня 1990 г., в которых утверждалась незаконность присоединения Бессарабии к Советскому Союзу и создания МССР (на основе пакта
Следует отметить, что содержательная база данной позиции (фактического самоотрицания молдавской нации и государства, сконструированных в советское время) - сторонников "румынской истории" Молдавии впервые в перестроечный период была изложена в статье докторов истории
В этой связи, весьма симптоматично, что в эти годы представители политической элиты Республики Молдова (сторонники присоединения к Румынии) фактически выступали за отделение Приднестровья от Молдавии, заявляя, что его территория никогда не входила в состав самостоятельного молдавского государства, видимо полагая, что без Приднестровья Молдавии будет проще присоединиться к Румынии.
Справедливости ради, следует сказать, что данная историческая позиция, научные изыскания по отчуждению государственности РМ встречали серьезное противодействие со стороны историков-молдовоцентристов в лице
С приходом в 2001 г. во власть коммунистической партии во главе с
Ситуация, связанная с научным обоснованием правомерности молдавской государственности и преподаванием истории в учебных заведениях Молдавии, в последнее время в связи с новой трансформацией политической власти опять изменилась. Так, по настоянию прорумынской Ассоциации историков Молдавии, учебник "Интегрированная история" был проанализирован
Совершенно очевидно, что даже этот перечень обязательных к изучению исторических тем говорит о прорумынской направленности и унионистской интерпретации будущей государственности современной Молдавии. В ходе недавнего (24 августа 2010 г.) видеомоста Кишинев-Москва известные российские и молдавские историки
Что же касается восприятия вышеобозначенных проблем государственного строительства населением и гражданским обществом Республики Молдова, то тут тоже наблюдается серьезный раскол и противостояние. Большая часть сельского населения, люди старшего поколения и так называемые русскоязычные выступают в основном в поддержку стратегии национального государственного (молдавского) строительства. В свою очередь, молодежь и значительная часть городского населения больше ориентированы на унионистские объединительные проекты, на вхождение в
В свою очередь в Приднестровье политический класс и профессиональные историки принципиально по-другому, исходя из иных критериев, рассматривают постсоветское национальное государственное строительство, в том числе и собственно государственное строительство Приднестровской Молдавской Республики. События 1989-1991 гг. показывают, что приднестровское общество изначально выступало за сохранение государственно-территориального единства СССР, не мысля себя вне его цивилизационного и политического пространства. С трибуны II съезда народных депутатов всех уровней Приднестровья, который провозгласил создание ПМР, было заявлено, что "мы - составная часть Советского Союза, без которого немыслимо наше существование и в составе которого мы стремимся остаться". Однако, когда в силу возникших обстоятельств, сохранение его стало уже невозможным, приднестровский народ во главу угла своей создаваемой государственности поставил проблему сохранения собственной идентичности. Поэтому мы с полным основанием можем утверждать, что становление приднестровской государственности на начальном ее этапе выступало как составная часть борьбы за сохранение СССР.
Очень важно понять, что для Приднестровья, как в составе Украины, в период существования МАССР, так и в составе Молдавии, в период функционирования МССР, определяющим весь уклад жизни общества было нахождение в географо-политических рамках Советского Союза, поскольку административные границы внутри СССР никакой изолирующей роли не играли. Поэтому в понимании и восприятии приднестровцев - они, как население, как формирующийся народ, были составной частью советского народа и советского государства. И когда это государство рухнуло, они оказались отрезанными от своей ментальной Родины сотнями километров территории Украины, в чуждом цивилизационном пространстве-государстве, стремящемся к объединению с Румынией.
Приднестровский политический класс, историки, весь приднестровский народ, осмысливая происшедшее, попытались определить свое место в этом разрушенном постсоветском пространстве. Как считает известный приднестровский ученый-историк
В учебных заведениях Приднестровья преподаются исторические курсы "История Родного края" и "История Приднестровской Молдавской Республики", в которых приднестровскими историками, профессорами Николаем Бабилунгой, Борисом Бомешко,
С историко-юридической точки зрения Приднестровье - это такой же продукт распада СССР, как и Республика Молдова. Приднестровье стало государством в составе СССР еще до того, как административные границы Республики Молдова, кстати, во многом искусственные, стали государственными и она, провозгласив свой суверенитет, вышла из состава Советского Союза. Это неопровержимое подтверждение того факта, что приднестровская территория никогда не была частью территории Республики Молдова, а Приднестровская Молдавская Республика как государство никогда не находилась в ее юридическом поле, под ее юрисдикцией. Не говоря уже об исторической беспрецедентности неправового включения Бессарабии в Приднестровье (тогда МАССР), их государственного объединения на основе государственности Приднестровья (тогда МАССР) 2 августа 1940 г.
Для приднестровского народа его собственная государственность является сверхценностью и воспринимается как "своя", выражающая интересы всех граждан, вне зависимости от их этнической принадлежности. В этом, пожалуй, главная суть приднестровской легитимности и исторической ответственности за свое государство народа, понимающего всю невосполнимость возможной его утраты. Именно поэтому вопрос о ликвидации собственной государственности и "восстановлении территориальной целостности Республики Молдова" для приднестровцев ни в коей мере не может быть предметом торга в молдавско-приднестровском переговорном процессе.
Все же усилия и попытки оппонентов приднестровской государственности решать проблему в плоскости единого молдавского государства не только не имеют перспективы, но и стратегически ошибочны и вредны, в том числе и для России. У многих серьезных российских аналитиков, историков и политологов, не вызывает сомнения тот факт, что постепенный и необратимый уход Республики Молдова в "европейское пограничье" либо самостоятельно, либо через объединение с Румынией, будет с каждым годом все более очевидным. Такой вывод содержится, например, в серьезном научном исследовании "Внешние условия развития Российской Федерации в 2007 - 2017 гг.", подготовленном группой авторов Совета по внешней и оборонной политике.
Итак, сформулируем некоторые выводы. История с историей в Республике Молдова весьма поучительна и печальна, поскольку преподавание истории здесь давно превратилось в идеологическое и политическое оружие противоборствующих политических элит, одна из которых выступает за объединение румынского и молдавского народа, румынского и молдавского государства в одно целое, в то время как другая твердит об исторических и этнических особенностях каждой из этих наций и государств, что приводит к разрушающим молдавское государство процессам и деформации гражданского сознания населения Республики Молдова.
В Приднестровье же к истории относятся исключительно бережно, ученые-историки пытаются исторически объективно отражать события постсоветского периода, уйдя от волюнтаризма и измышлений, основываясь на взвешенности и строгой научности, не допуская попыток раздела общества на своих и чужих.