Димитрий Кленский: Прибалты, будьте бдительны! Согласуются ли неонацизм и сближение России с НАТО?
На состоявшейся в Таллине молодежной конференции "Уроки Нюрнберга - 65 лет спустя" было заявлено, в том числе представителем России, что в современной Эстонии нет никаких признаков гитлеровского нацизма, а потому эту страну нельзя характеризовать даже как про- или преднацистскую.
Возникает вопрос: как в таком случае совмещается деятельность организовавших эту конференцию
Антифашисты - persona non grata в ЕС?
Вот и созданный недавно "Антифашистский фронт Латвии" (АФФ), в который вошли уже возмущенные и озаботившиеся, наконец, будущим своей Родины латыши. В интернет-комментариях в их адрес сыплются иронические реплики даже от русскоязычных жителей - они называют антифашистов "профессиональными", намекая на их искусственность и отсутствие этих самых "фашистов".
И все это притом, что основная масса населения и элита общества благодушны к откровенно неонацистским проявлениям в этой прибалтийской стране. А это, и марши эсэсовцев, и недавнее вхождение в правительственную коалицию праворадикального национал-радикального (читай: пронацистского) объединения "Все для Латвии!".
Ее лидер - русофоб, новый министр иностранных дел Латвии Гиртс
Но также и в Европе. Здесь антифашистские организации, например, созданное недавно по инициативе антифашистов многих европейских стран (в том числе Прибалтики) и аккредитованное при ООН международное правозащитное движение "Мир без нацизма", стали восприниматься в своих странах как нечто искусственное, нежелательное.
В Прибалтике эти структуры воспринимаются как "рука Москвы", и потому "вражеские".
Сдается, что антифашисты могут стать помехой и российско-американской перезагрузке.
Так, этой осенью, "госдеп" сообщил, что не считает уже целесообразным преследование и поиск военных преступников-нацистов. И Россия не отстает от Штатов - она уже не так часто и жестко попрекает Прибалтику за переписывание истории и героизацию нацистов.
Не лишены оснований ожидания эстонских политиков-националистов, что официальная Россия будет, не афишируя этого, дистанцироваться от антифашистов ради своей прагматической внешней политики, чтобы не испортить перезагрузку с Западом и нормализацию с Прибалтикой.
Того и гляди, уже и российской общественности станут разъяснять, что неонацизм в Латвии или Эстонии на самом деле не стоящие внимания рудименты истории, а то и вовсе выдумка. Первые ласточки (с одной из них начался этот материал) уже есть.
В этом российском "великодушии" можно увидеть очертания еще одной грани "кремлевского" прагматизма - стремление не просто интегрироваться в Западную Европу, но и превратить собственное население в добропорядочных по европейскому образцу (послушных и патриотичных) бюргеров, далеких от желания раскачивать общественно-политическую "лодку" России.
Держать в узде русских Прибалтики
США были единственной страной, которая проголосовала против инициированной Россией и недавно принятой 65-й сессией Генеральной ассамблеи Организаций Объединенных Наций "антинацистской" резолюции. Ее название более чем ясное: "О недопустимости определенных видов практик, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации и связанной с ними нетерпимости". Симптоматично: воздержались и все страны
Это - не истинное лицо современного Запада, считающего себя эталоном демократии? Не стоит удивляться двойному стандарту. Несколько лет назад Евросоюз всполошился из-за успеха на выборах в моноэтнической и сытой Австрии неонацистской партии
И не в Европе ли меняется отношение к мультикультурности общества? Провал возложенных на нее надежд в Германии только что признала канцлер
Но не только в силу этих тенденций Евросоюз беспечен в отношении проявлений неонацизма в Прибалтике. На проявления этого зла смотрят сквозь пальцы давно. Ведь в этом регионе два десятилетия назад сложилась незнакомая для Запада ситуация - в Прибалтике (позже и в составе Евросоюза) живет много русских, не признающих себя "эмигрантами", их надо держать в узде.
А еще, контролируя "вентиль" межэтнического напряжения в Прибалтике, Брюссель и Вашингтон имеют возможность постоянно оказывать давление и на Россию.
В 2006 году газета "Российские вести" писала, что прибалтийские страны "ввиду исторически развитых родственных и других связей их жителей (и не только русских по национальности) с Россией, являются своеобразной брешью в системе безопасности альянса (
Может и это объясняет безразличную позицию Кремля в отношении упомянутого выше нового министра иностранных дел Латвии Кристовскиса - Россия, можно сказать, никак не реагировала на формирование с участием националиста с пронацистским душком, еще не коричневого, но всяко бежевого оттенка нового правительства этой страны.
Получается, что "ради мира во всем мире" можно делать вид, что никаких реальных угроз этому "миру" нет. Чем же оправдано такая позиция, а может и лицемерие? Или расчет на то, что игнорирование угрозы само по себе нейтрализует ее на корню? Мол, неонацизм рассосется, если не обращать на него внимание?
Если это не наивность, то выходит, в этом и заключается прагматизм внешней политики России: с одной стороны она инициирует "антинацистскую" резолюцию ООН, с другой - закрывает глаза на проявления неонацизма в странах Евросоюза.
Приведенные выше сомнения были бы демагогией и даже провокационны, если бы они не подкреплялись фактами.
"Обесценились" письма почитателей Гитлера
Этой осенью в Таллине, как горячие пирожки расхватывалась книжка в твердом переплете за немыслимо низкую цену - 10 крон (0,60 EUR)! В прошлом году она равнялась 269 кронам. Нынешняя цена - стоимость полбуханки хлеба.
Сравнение это не случайно. Книгу продавали в столичных продуктовых гипермаркетах Rimi. Примечательно и название: Kirjad Hitlerile. Rahvas kirjutab oma juhile ("Письма Гитлеру. Народ пишет своему вождю").
Вот строки из писем: "Мы дадим свою кровь
Поразительно, как невинно объясняли журналистам такую демпинговую цену причастные лица. Но еще поразительнее, что этот случай не вызвал в самом эстонском обществе, у эстонской интеллигенции, ни настороженности, ни обсуждения, ни возмущения. Тишина!
С осуждением выступила только местная молодежная еврейская организация.
Но Тийна Таммер - исполнительный директор издательства Tammerraamat, которое позаботилось о выпуске "Писем", удивилась, что возмущение молодых евреев вызвала цена. Хотя, по сути, речь идет о способе распространения книги. "Мы имеем дело с обычной уценкой "залежавшегося товара", - заметила местная бюргерша, предусмотрительно не назвала товар "неходовым", ибо он вмиг стал ходовым.
Но дело не только в цене - изданную в 2008 году книжку до этой осени продавали и в самом представительном книжном магазине Эстонии Apollo.
Книга издана на эстонском языке. Значит, рынок сбыта был адресный, что вполне объяснимо - социологические исследования показывают, что именно среди эстонцев заметно выросла тяга к "сильной руке", причем после гестаповской расправы над русскими "бунтовщиками" в апреле 2007 года, когда произошли массовые беспорядки из-за государственного вандализма - перезахоронения (читай: осквернения) праха советских воинов и переноса
Ну, а последние два трудных для экономики Эстонии года еще более усилили протестные настроения. И, хотя в отличие от западных стран люди не митингуют, зато все больше становится тех, кто желает, чтобы кто-то навел, наконец, Ordnung. Русские после апреля 2007 года боятся даже своей тени, а эстонцы своим молчанием выгораживают власть, дабы не вызвать злорадства у русских.
В Эстонии культивируется бытовой нацизм Свобода слова и распространения мнений - священна. Но не безгранична. Определяет "рамки" само общество и государство. И потому важно знать, что издание литературы, показ фильмов, заполнение телевизионного и радио эфира материалами, которые касаются истории нацизма и нацистской тематики, в Эстонии происходят не эпизодически, а системно.
И целенаправленно: вся пропагандистская работа, прежде всего, ориентирована на эстонское население, особенно молодежь. В русскоязычных СМИ дана однозначная оценка "Письмам Гитлеру" - "это - продуманная акция". Книгу о любви к Гитлеру стали продавать по дешевке именно "по сезону", когда "обозленный народ не может позволить себе уже ни гречи, ни картофеля, и переходит на макароны".
В 2007 году в Эстонии фирма Uus Euroopa ("Новая Европа") выпустила на нескольких европейских языках репринтное, но откровенно антисемитское издание
В 2008 году бывший премьер-министр, лидер правящей националистической партии IRL
Иногда справедливо отмечают, что далеко не все эстонцы воевали на стороне гитлеровцев в нацистской форме. Верно. Но шикарно изданный фотоальбом Марта Лаара "запечатлел" эстонцев именно в эсэсовской форме. Случайно? При этом автор умалчивает о том, что значительная часть "освободителей", защищавших в 1944 году Эстонию от
Скоро Рождество и нормальные люди с ужасом (а кто и с радостью) ждут повторения "подарка" от известной праворадикальным и русофобским настроем столичной частной радиостанции Nõmme Raadio ("Радио Нымме"). Год назад были распространены поздравительные почтовые открытки, на которых
В прошлом году имел ажиотажный спрос настенный календарь - "Эстонский легион 2010", нынче в магазинах появились CD-диски с песнями эстонских нацистов из 20-й дивизии Waffen SS. Изданы диски при поддержке Клуба друзей Эстонского легиона, то есть бывших эсэсовцев.
Среди них - "Песни эстонской Освободительной войны". Одна из них называется - tibla seltsimees, что переводится как "товарищ тибла". ("Тибла" - оскорбительная для русских кличка и по одной из версий происходит от обращения к русскому во втором лице (ты) плюс известное каждому русскому матерное слово).
Эстонцам про "прямого и честного Гитлера"
А вот что написал во вступительном слове к изданной на эстонском языке книге Адольфа Гитлера "Моя борьба" (Mein Kampf) ее переводчик Пеэтер Каськ: "Знакомясь с написанным А.Гитлером, живущий в нашем демократическом государстве читатель наверняка не согласится с его точкой зрения и мировоззрением. Но сравнивая их с произведениями марксизма-ленинизма, надо признать, что А.Гитлер представил свои позиции и мысли прямо и честно, без чрезмерно сладкой сахарной ваты, что так свойственно марксистам и чем они пытаются скрыть свое крайнее человеконенавистничество... Теперь эстонский читатель сможет сам убедиться, в чем состоит национал-социализм, как идеология".
Не без задней мысли эстонский перевод сделан с российского издания - "Моя борьба", Москва, "Витязь", 2002. Корректным всегда считается прямой перевод, но в данном случае надо было показать, что ничего криминального в публикации нет, если книга напечатана в России.
Так зачем знакомят эстонца с германским национал-социализмом? Духовной близостью или приемлемым опытом? Вот отрывок из Mein Kampf - главы "Подданный и гражданин". Судя по всему читатель должен хотя бы в первом приближении почувствовать не такое уж далекое родство германского национал-социализма с ростками современной эстонской национал-демократии:
"Наше будущее народническое государство подразделяет жителей страны на три класса: граждане, подданные и иностранцы. Сам факт рождения в данном государстве будет принципиально обеспечивать только право подданства. Подданство, как таковое не дает еще права занимать общественные должности и участвовать в политической деятельности. Ни активного, ни пассивного избирательного права!
Государство проведет тот принцип, что в документах каждого подданного будет ясно говориться о том, к какой расе и национальности он принадлежит. Подданный в любой момент может отказаться от подданства в стране и стать гражданином той страны, которая соответствует его национальности. Иностранец будет отличаться от подданного только тем, что он пользуется подданством в другой стране...
Государство обязано проводить резкую разницу между теми, кто является цветом нации, фактором ее величия, и теми, кто только проживает на территории государства и "зарабатывает" там свой хлеб"...
Гражданин пользуется определенными преимуществами перед иностранцем. Он является господином в государстве..."
Кто знаком с делением жителей Эстонии также на три категории, тот сразу распознает до боли знакомую ситуацию.
Drang nach Osten - на эстонский манер
Сторонники политкорректности и противники употребления слов "фашизм" или "нацизм" в отношении современной Эстонии, считают, что нельзя ставить на одну полку нацизм в самой Германии и то, что антифашисты считают проявлениями неонацизма в Эстонии. Они же настаивают на том, что нет в Эстонии неонацистской государственной политики. А некоторые еще находят оправдание: одной из причин появления нацизма в Германии стал реваншизм, стремление отплатить за позор поражения в Первой мировой войне, и что-де не имеет никакого отношения к Эстонии.
Начнем с последнего. В прошлом веке Эстония впервые получила на два десятилетия государственную независимость, и это - после семи веков лишения возможности создать свою государственность. Как известно, в результате советской инкорпорации (не оккупации) в 1940 году Эстония лишилась долгожданной и вожделенной для каждого народа независимости.
Что было, то было. Но нынешние правители в Таллине, беспардонно спекулируют на советском прошлом ради сиюминутных выгод и политической корысти, чтобы "брать реванш" в отношениях с Москвой не только за вполне реальные унижения и оскорбления, нанесенные Советским Союзом, но подсознательно и за семисотлетнее (на собственной земле!) крепостное рабство под иноземным игом.
И так увлеклись национал-радикалы, что этот местечковый эстонский реваншизм давно перерос в тотальное мщение оставшемуся после 1991 года жить в Эстонии русскому населению. Хотя оно по определению никакого отношения к семисотлетней ли, царской ли, советской ли, несправедливости в отношении Эстонии не имело и не имеет.
Более того, местное русское население не эмигрировало в Эстонию, как турки в Германию или арабы во Францию, оно в силу исторической коллизии заснуло в одной стране (СССР) и проснулось в другой (Эстонская Республика).
Это обстоятельство не помешало стране, заверившей при вступлении в Евросоюз, что будет следовать западным ценностям, и дальше гнобить "оккупантов", "колонистов", "мигрантов", "перекати-поле" и их потомков, две трети которых живет в Эстонии уже как минимум во втором поколении.
Помимо непрекращающегося 20 лет морального подавления и даже направленного на приезжих этнического психотеррора, эстонское моноэтническое общество устроено так, что все социально-экономические невзгоды общества в основном принимает на себя русское население. Пример: безработица в Таллине в четыре раза выше среди русских по сравнению с эстонцами! Это ясно объясняет, почему профсоюзы Эстонии не могут вывести эстонцев на митинги протеста, а правящая националистическая
Нацизм - вовсе не национальное явление
Тех, кто усматривает в Эстонии признаки неонацизма, часто обвиняют в том, что они отождествляют эстонскую государственную политику с гитлеровской. Но никто не утверждает, что в Эстонии действует "аппарат" тотальных репрессий и террора. Сегодня вместо газовых камер применяются другие методы и формы изолирования от общества несогласных с государственной политикой людей, даже, если они ведут борьбу правовыми методами, в рамках закона.
Надо уметь (и иметь желание) видеть суть нацизма/неонацизма за новыми его одеждами. Можно сказать, что нацизм возникает в определенных социально-политических условиях, а классические его формы со временем, образно говоря, подвергаются социальной мутации - проявления нацизма поддаются "мимикрии", что создает впечатление даже их демократичности и законности.
И Гитлер пришел к власти законным путем. Да и партия, признанная впоследствии Нюрнбергским трибуналом преступной, называлась достаточно благозвучно - Национал-социалистская рабочая партия Германии.
Нацизм - это возведенная в идеологию и практику государства крайняя форма этнической нетерпимости, когда людей делят на полноценных и неполноценных и существует право массово уничтожать "недочеловеков" или использовать их в интересах высшей расы.
Не вдаваясь в детали, можно сказать, что мотивацией для германского нацизма были те же цели, которые сегодня преследует западный мир. Только в глобальном мире они достигаются новыми, внешне и формально приемлемыми методами и способами.
Также можно утверждать, что проводившаяся всеми ведущими (развитыми) западными странами колониальная политика, мало чем отличается от осужденной миром практики нацистской Германии по расширению жизненного пространства.
Разве та же Великобритания не грабила, причем нещадно, "неполноценные" народы на других континентах? Просто Германия с остатками языческой и феодальной ментальности, решила расшириться за счет соседних, тогда уже развитых стран. За что была и наказана, и посрамлена.
Осуждению подверглись не столько развязанная нацистской Германией война, присвоение ценностей других государств и народов, сколько человеконенавистническая идеология и политика. Все верно. Ну, а четырехсотлетний колониальный грабеж был человеколюбивым? Например, массовая доставка в США рабов-негров. И разве случайно
Наконец, неужели кто-то сомневается, что ограбление Западом стран и народов Африки и Азии когда-либо прекращалось? Ничуть! Изменились лишь формы грабежа. Полвека назад цивилизованная Европа объявила всеобщую деколонизацию. Но по данным ООН разрыв в уровне жизни стран, бывших колоний, и стран, их колонизировавших, за последующие полвека заметно вырос.
Сегодня с целью захвата и ограбления других народов цивилизованные страны не ведут разрушительные войны. Они заменены на оранжевые революции, экономическую экспансию. Не зря эстонцы горько усмехаются над тем, что Швеция, которая сегодня безраздельно господствует в банковском капитале Эстонии, вернула себе то, что 300 лет назад потерял шведский король
Истоки эстонской национал-демократии
Теперь о государственной политике Эстонии. Здесь открыто говорят, что в отличие от многих европейских государств, построенных на принципах федерализма, Эстония - исключительно национальное государство (rahvusriik). Иначе говоря, государственное устройство и общественное сознание красной нитью пронизывает идея моноэтнизма.
И это притом, что в стране каждый третий - неэстонец, каждый четвертый - русский. Получается, что треть жителей - довесок, который, эстонцы из милости и гуманизма терпят на своей земле. Такое понимание воспринимается титульной нацией, как аксиома. Но разве это не напоминает, пусть в "бархатном" варианте нацистскую теорию о совершенных и несовершенных народах и людях? И тут не стоит забывать, что в довоенное время по уровню развития евгеники Эстония считалась в мире второй после Германии.
Но главная - это национальная ущербность, национальные комплексы неполноценности, обусловленные зигзагами исторического развития Эстонии, независимость которой насчитывает всего около сорока лет (19 последних и 22 - до Второй мировой войны).
По данным Евростата эстонцы занимают в Евросоюзе второе место по ксенофобии после Греции. Объяснить это можно уже потому, что много веков помещиками эстонских крепостных крестьян были немецкие бароны, то есть чужеземцы. У эстонцев не было своего государства, дворянства. ничтожны традиции офицерства... Все это наложило свой отпечаток.
Все эти парадоксы и комплексы, которые своеобразно проявляются в реалиях современной политики, признаются и многими эстонскими политиками, в том числе и националистами. Но при этом молодое, еще не совсем зрелое Эстонское государство, воспринимается, как непогрешимое, а любые перекосы в его действиях находят "историческое" оправдание и прощение.
Что "освобождали" эстонцы в мундирах СС
Конечно, ошибаются те, кто считает, будто поголовно все эстонцы, воевавшие в 1944 году на стороне нацистской Германии против Красной Армии, были в душе нацистами.
Но такое заблуждение объясняется тем, что русскому трудно понять, как можно было эстонцам добровольно воевать в мундирах и под знаменами тех, кто в течение многих веков хозяйничал на их земле. Но особенно поражает русских героизация тех, кто воевал именно в немецкой форме, а также почитание сегодня именно нацистской символики, хотя к немцам - бывшим помещикам, в народе и сегодня относятся без особого пиетета.
И уж совсем невдомек не сведущим в тонкостях формирования эстонского национального характера, как можно воевавших на стороне Гитлера эстонцев называть освободителями, пусть даже Эстонии?
Между тем, несмотря на демагогию эстонских националистов, такое отчасти понять можно и нужно. Ведь немецкие оккупанты воспринимались эстонцами, как их недавние хозяева. Сработал инстинкт раба.
Но вместе с тем этот "раб" вкусил до Второй мировой войны сладость независимости и в душе он немца ненавидел. Не зря служба безопасности СД доносила в Берлин, что надо отменить в крупном ж/д узле Тапа за саботаж публичные порки (с опущенными штанами) эстонцев - машинистов паровозов. Мол, это уже не прежние крепостные, а почуявшие свободу люди, у которых подобная унизительная форма наказания навевает нежелательные воспоминания о немцах, что не способствует уважению оккупационных властей, доверия к ним со стороны населения. Также ясно, что с приходом Советской Армии (возвращением советской власти) никак не вязалось естественное стремление эстонца к независимости, во всяком случае, значительной части населения. Но сколь наивно и мифично было считать в дни войны, что воевать на стороне Гитлера равноценно недопущению русских в Эстонию, столь демагогично и лживо это сегодня, когда тезис о "героях-освободителях" возведен в постулат, освященный государственной идеологией.
Потому что, даже если эстонские коллаборационисты считали своих соотечественников в немецких мундирах "освободителями" они все равно были реальными врагами антигитлеровской коалиции. Удивительно, но в Эстонии это не признают и сегодня.
Конечно, выкрутасы истории - не вина эстонского народа или нынешней политэлиты, это - беда. Но, к сожалению, нет еще понимания, что перекосы в действиях государства при решении национального вопроса, сегодняшнюю эстонскую власть нисколько не оправдывают, а всего лишь объясняют ее ошибочные, на самом деле и во вред себя, действия, заставляющие вспоминать о Нюрнбергском процессе.