Гайк Котанджян: Баку использовал идею повторного референдума в Карабахе не по назначению
На вопросы корреспондента ИА REGNUM Новости отвечает руководитель Института национальных стратегических исследований
ИА REGNUM Новости: Господин генерал, в докладе на VI Конвенте Ассоциации международных исследований в Москве, с целью выведения процесса карабахского урегулирования из тупика, вы выдвинули предложение о необходимости перезарядки Мадридских принципов. В чем суть и каково обоснование вашего предложения?
В 2005 году в портфель Минского процесса по Карабаху был привнесен новый фактор - предложение по проведению повторного референдума в Нагорном Карабахе, несмотря на легальность и легитимность референдума, проведенного там 10 декабря 1991 года в полном соответствии с действовавшим в то время законодательством СССР. Это предложение по пролонгации процесса разрешения конфликта Сопредседатели Минской группы тогда обосновали необходимостью предоставления дополнительного времени для подготовки сторон конфликта к миру. Однако мировое сообщество стало свидетелем использования предоставленного времени Азербайджаном для интенсивной подготовки не к миру, а к войне. Этот известный международному сообществу факт обосновывает оценку контрпродуктивности привнесения в портфель Минского процесса предложения по повторному референдуму. Об этом свидетельствует многократное увеличение с 2005 года азербайджанского военного бюджета для развязывания на Южном Кавказе гонки вооружений с многократным превышением с его стороны потолков, установленных договором ДОВСЕ, и увеличением в структуре вооружения удельного веса наступательного оружия.
Итак, привнесение в Карабахский процесс идеи повторного референдума вместе с демонстративной подготовкой новой войны на Кавказе позволило властям Азербайджана перенести свое толкование компромисса в наиболее опасный для процесса урегулирования формат - в плоскость угрозы возобновления войны. Данный контрпродуктивный способ подготовки азербайджанской стороны к миру отражается в ставшей привычной для международного сообщества милитаристской риторике главы Азербайджанского государства, обычно предваряемой дежурными выражениями приверженности принципам мирного разрешения конфликта в соответствии с нормами международного права.
Итак, необходимость перезарядки Мадридских принципов обосновывается использованием азербайджанской стороной предложения о повторном референдуме, являющегося одной из базовых составляющих Мадридского портфеля, для подготовки к новой войне - вопреки урокам военной катастрофы, произошедшей на Южном Кавказе в 2008 году.
ИА REGNUM Новости: Гайк Саргисович, как вы оцениваете возможность рассмотрения на Саммите
На мой взгляд, принятие в Лиссабоне новой Стратегии коллективной безопасности