Уже сейчас очевидно, что выборы Президента Российской Федерации в 2012 году формальными и безальтернативными не будут. Как себя поведет в данной ситуации многочисленный русскоязычный электорат в странах ближнего и дальнего зарубежья? Приходится констатировать, что сложившаяся за последние годы явно не здоровая обстановка в движении российских соотечественников вызывает все больше и больше беспокойства не только в нашей зарубежной диаспоре. Несмотря на оптимистичные заявления МИД России, в среде экспертного сообщества, осуществляющего мониторинг данной темы, как в России, так и за рубежом, не остались незамеченными ни "вселенский скандал" на Всемирном конгрессе соотечественников 2009 года, когда делегатов отстранили даже от принятия итоговой резолюции, ни углубляющийся раскол в российской диаспоре в странах ближнего и дальнего зарубежья, принявший в ряде случаев антагонистический характер, ни отсутствие взаимопонимания между российскими загранпредставительствами и соотечественниками в целом ряде стран.

Особую озабоченность нарастающим недовольством со стороны нашей диаспоры формами и методами реализации российской политики в отношении соотечественников за рубежом проявляет Администрация Президента Российской Федерации. И эта озабоченность вполне понятна. Даже если разочарованный диаспоральной политикой России русскоязычный электорат на грядущих президентских выборах "проголосует ногами", это уже будет результат и результат весьма негативный для любого Президента, кто бы ни возглавил страну в 2012 году. А за примерами далеко ходить и ездить не надо.

Осенью 2010 года на региональной конференции соотечественников стран Прибалтики с трибуны несколько раз прозвучала резкая критика форм работы российских загранпредставительств с организациями и объединениями соотечественников. Один из выступающих лидеров русской общины Эстонии вообще заявил, что политика МИД России, кроме вреда ничего диаспоре не несет. Однако, почему-то вместо серьезного изучения причин и возможных последствий того, что озвучили соотечественники, данная конференция была представлена на официальном сайте МИД России, как единодушный порыв одобрения всего и вся, что делают российские посольства в этих странах.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Почему и с какой целью от руководства страны, от российской общественности утаиваются реальные проблемы жизни российской диаспоры? Это норма взаимоотношений российского внешнеполитического ведомства с нашей диаспорой или игнорирование мнения ее представителей характерно только для прибалтийской площадки? Каким образом вообще формируются коммуникации между российскими посольствами и соотечественниками, и каковы критерии подбора "коммуникаторов"?

Какими, например, критериями руководствовались чиновные люди в посольстве России в Германии, выдвигая на первую роль в русскоязычной общине этой страны, куда входит более 4 миллионов человек- бизнесмены, политики, известные деятели культуры ничем не примечательного экскурсовода из Нюрнберга? Почему сегодня сложилась абсолютно патовая ситуация в русской общине Крыма, вроде бы, при вполне благоприятных условиях диалога с ней? На этот вопрос наши дипломаты на Украине отвечают: "А мы не вмешиваемся во внутренние дела русской общины." Тогда не надо вмешиваться и в выбор тех людей, которые почему-то представляют эту "общину" на различных форумах в Москве.

Кто проводил мониторинг в т.н. удаленных странах, чтобы просто выяснить, какие выходцы из России там живут, чем эти люди могут быть полезны нашей стране и каким потенциалом они обладают для укрепления двусторонних отношений? (Именно мониторинг, а не подготовку статей избранных лиц из числа соотечественников о самих себе, в большинстве случаев написанных сотрудниками посольств и получивших за свой труд гонорар из бюджета). Никто. Тогда не понятно, кто и почему в этих странах от имени соотечественников реализовывает программы, финансируемые из кармана российских налогоплательщиков. Вполне возможно, что это достойные люди, но кто решил, что они достойней других?

В реальности, когда в 2007 году впервые выделили бюджет на поддержку соотечественников в странах дальнего зарубежья, российские загранпредставительства не обладали ни банком данных на представителей российской диаспоры, ни налаженными системами коммуникаций с ней. Если бы было по-другому, то не было бы недавнего скандала с выдачей Украине одной латиноамериканской страной находящего в розыске деятеля криминального мира, славного еще и тем, что он несколько лет в своей "вынужденной эмиграции" издавал русскоязычную газету и даже в рамках пресловутых Дней России в странах Латинской Америки, в Коста-Рике, был представлен нашим духовным иерархам, как истинный консолидатор "Русского мира". Если бы было по-другому, то российские фонды не финансировали бы мартирологи, посвященные власовцам в Аргентине, а бывшие путаны не изображали бы массовку в координационных советах соотечественников в далеких теплых государствах.

Что касается близкой нам Прибалтики, то, наверное, лучше всех ответы на вопрос откуда берутся лидеры русского зарубежья, знает ответственный секретарь Координационного совета российских соотечественников Эстонии Андрей Красноглазов. Ученый и бизнесмен А. Красноглазов возник на соотечественной ниве в 2007 году, прямо скажем, как черт из коробочки, и сразу стал, с благословения тогдашнего Посла России в Эстонии Н.Успенского, основным негласным распорядителем всех финансовых потоков, идущих из России.

Почему именно этот человек, а не кто-нибудь другой? Вразумительного ответа мы не добились нигде. Как пояснил наш собеседник в Россотрудничестве: "Ну чего там делает Андрей Красноглазов в Эстонии мы не знаем, но он все время подходит к нам на конференциях, проявляет уважение. Четко всегда подчеркивает, что политикой не занимается. А почему он? Нет, не знаю". Источник в Фонде "Русский мир" подтвердил, что А. Красноглазов ведет проекты Фонда в Прибалтике, и, вроде, справляется, нареканий нет. А почему он, а, к примеру, не Эстонское общество преподавателей русского языка и литературы или Центр развития русского языка и культуры, возникшие задолго до появления на площадке А. Красноглазова? В профильном департаменте МИД РФ прямо сослались на рекомендации посла, заметив при этом, что без послов такие вопросы вообще не решаются. Мало ли чего там соотечественники хотят... Вольно им!

На самом деле, о причинах быстрого карьерного успеха бизнесмена Красноглазова на ниве помощи соотечественникам известно в Эстонии всем: А. Красноглазов - близкий друг семьи бывшего Посла Российской Федерации в Эстонии г-на Н. Успенского. Понятие "милый друг" существует еще с времен Французской буржуазной революции и Бог бы с ним, лишь бы дело шло. А дело и идет, только большинство соотечественников здесь не при чем. Впрочем, свою позицию в отношении объекта своих трудов - т.е. соотечественников, Андрей Красноглазов озвучил в СМИ еще в 2007 году: "Мне не нравится слово "соотечественник" оно стало каким-то ругательным. Мне ближе определение "прибалтийский русский". Да, громоздко, но более правильно". Отметим, что дети "главного русского Эстонии" посещали именно эстонскую школу. По словам А.Красноглазова, "качество образования в эстонской школе лучше. Эстонская школа стабильна, а русскую школу последние годы трясет реформа висит над ней, как Дамоклов меч. Русских преподавателей государство не готовит, вот и учат наших детей педагоги в преклонном возрасте, нового пополнения нет". Короче, работа главным соотечественником - только бизнес, ничего личного...

Несомненно, посол России в стране - фигура, достойная уважения, но в данном случае, посол распоряжается не своими личными средствами, а деньгами российских налогоплательщиков. Если координационные советы соотечественников - это операторы российских посольств, как оно на деле и получается, так и надо так заявить. Кстати, в странах дальнего зарубежья многие новоиспеченные лидеры координационных советов так и понимают свой новый статус - как приглашение на работу в околопосольскую структуру. А посему, очень возмущаются, когда им не платят за участие в проведении конференций, выставок, культурных и гуманитарных мероприятий. В чем же тогда пресловутый ресурс нашей диаспоры?

Мы не собираемся комментировать блуждающие в соотечественных кругах упорные разговоры, почему и как в свое время Андрей Красноглазов, занимавшийся бизнесом на территории Российской Федерации, перевел все "активы" в Эстонию. Но то, что в настоящее время все вопросы направления представителей российской диаспоры на учебу в Россию, подбор кандидатов на форумы и т.п. контролирует именно этот человек ни у кого в Эстонии сомнений не вызывает. Фактически, речь идет о монополизации российского ресурса. Насколько законна эта деятельность в формате "узкого горлышка", наживается ли кто-то на подобной схеме - решать компетентным органам. Но смеем уверить, что это не единичный пример, а тенденция, норма взаимодействия между российскими посольствами и соотечественниками в целом ряде стран.

Не надо проводить комплексные социологические опросы и в очередной раз тратить казенные деньги на получение заранее ожидаемых заказчиком, т.е. МИД РФ победных результатов, чтобы понять простую вещь. Уже очевидно, что озвученную В. Путиным в 2001 году концепцию консолидации и структурирования "Русского мира" на деле никто реализовывать не собирается. Потому что невозможно ее реализовывать, не прислушиваясь к мнению самих соотечественников, выдвигая на первые роли в диаспоре людей путем "тыка", личных симпатий и антипатий послов и консулов, а зачастую, элементарного давления ("выберите этого будем деньги давать из закромов бюджета, не выберите - не будем").

Если это и есть "Русский мир" - то данное обстоятельство весьма прискорбно и в таком случае, весьма похоже, что для России проект под названием "российская диаспора - общественно-политический, экономический и интеллектуальный ресурс" утерян навсегда. Прежде всего, потому, что кредит доверия уже давно исчерпан. Наверное, чиновным людям и всем участникам этого многолетнего процесса надо просто на время приостановить поток нескончаемых форумов, конференций и региональных тусовок с возлияниями в пятизвездочных отелях, проанализировать ситуацию и подумать, можно ли каким-то образом превратить эти маски-шоу в реальную, очень нужную и для России, и для соотечественников деятельность.

Пока ответственные за эту сферу внешнеполитической деятельности люди упорно скрывают реальное положение дел не только от своего руководства, но и от руководства страны. Остается гадать, что кроется за такими действиями, то ли страх перед начальством, то ли явный непрофессионализм, то ли страусиная позиция. Несомненно одно, недовольство в российской диаспоре достигло той критической точки, когда оно может иметь серьезные политические последствия. Не только для международного престижа страны, но и для ее внутриполитических процессов. Не надо забывать, что российская диаспора - существенная часть электората. А президентские выборы - не за горами.