Илья Галинский: Политика и национальные интересы Украины в приднестровском урегулировании
ИА REGNUM Новости публикует текст выступления директора приднестровского научно-исследовательского института стратегического анализа и прогнозирования
Если серьезно проанализировать весь двадцатилетний путь выработки Украиной определенной стратегии в отношении молдо-приднестровского урегулирования и собственно вновь образованного приднестровского государства - Приднестровской Молдавской Республики, то мы явимся свидетелями некой потерянности, или даже, прострации что, в общем-то, характерно и для всей внешней политики украинского государства на данном историческом этапе. А именно: отсутствие четкой, раз и навсегда, разработанной линии политического поведения, какая-то постоянная расплывчатость и неопределенность, часто принимаемые политические решения, которые в своей основе противоречат подлинным национальным интересам Украины.
Причем, в практической политике напрочь игнорируется тот факт, что Украина вместе с Россией должна нести равную ответственность как за будущее приднестровского народа, так и за будущее территории, на которой проживает данный народ, то есть, территории Приднестровской Молдавской Республики: Россия, как правопреемник Советского Союза, а Украина, как материнское государство у которого незаконно, с грубейшими нарушениями Конституции УССР и Конституции МАССР ( тогдашнего Приднестровья), не выявив воли как украинского, так и приднестровского народов, одним росчерком пера в 1940 году просто изъяли (или украли) территорию Приднестровья вместе с проживающим там населением, впихнув ее в чуждое геополитическое пространство.
Поэтому все сегодняшние проблемы и беды приднестровского народа следует искать в политических решениях, принятых именно в то тоталитарное политическое время, а все остальное, вплоть до образования Приднестровской Молдавской Республики и защиты ею своего государственного суверенитета - это попытка всеми возможными способами избавиться от проклятия 1940 года, которое вплоть до конца восьмидесятых годов прошлого века "где-то" дремало, а в 1989 - 90-х годах стало определять все и вся по обоим берегам Днестра. Казалось бы, в этот драматический, насыщенный человеческими страданиями, период Украина встрепенувшись и вспомнив что Приднестровье - это ее исторически и ментально неразрывная часть ( очень убедительно об этом в свое время писал известный украинский правовед, профессор Одесского национального университета Алексей Сурилов, считая Приднестровье составной частью Новороссии). Именно тогда, по нашему мнению, Украина должна была заявить о своем праве и долге стать определяющим фактором так называемого приднестровского урегулирования.
В этой связи хотелось бы вспомнить один из недавних фактов нашей постсоветской истории - куда кинулось спасаться мирное население Приднестровья, когда Республика Молдова бросила в 1992 году свои вооруженные силы на захват и покорение этой территории? Они спасались на Украине, где сотни тысяч человек получили кров над головой, необходимую медицинскую и социальную помощь, а главное безопасность.
Казалось бы, уже одно это должно было послужить мощным стимулом защиты украинскими властями своих соотечественников, своих национальных интересов в Приднестровье. Однако этого не произошло, несмотря даже на то, что Украина вместе с Россией стала гарантом и посредником в молдо-приднестровском урегулировании. Украина, как-то исподволь, стала манкировать своими полномочиями гаранта и посредника, оставаясь просто неким наблюдателем на поле продолжающейся трагедии приднестровского народа.
И если в конце 90-х годов ХХ века - начале 2000-х годов Украина в целом достаточно активно участвовала в механизме молдо-приднестровского урегулирования, создавая всевозможные экспертные площадки для поиска оптимальных путей справедливого урегулирования конфликта (достаточно вспомнить так называемый Рабочий Стол по молдо-приднестровскому урегулированию 2000 года, который проходил под Киевом в Пуще Озерной и на котором при активном участии экспертов-государствоведов из шести стран Европы и Америки, России, Украины, Молдавии и Приднестровья был подготовлен может быть один из самых реальных, учитывающий интересы обеих сторон конфликта, план молдо-приднестровского урегулирования, который, к сожалению, из-за деструктивной позиции молдавской стороны, так и не смог стать дорожной картой урегулирования; инициированный Украиной план урегулирования конфликта, получивший название "План
В данном контексте, возможно, действительно, недавнее заявление российского президента
Представители приднестровского государства, в лице его президента
Вместе с тем, насколько было бы сопричастно и справедливо, если бы эти миротворческие силы состояли бы из подразделений двух материнских для Приднестровья территорий: России и Украины, тем более сегодня, когда между правящими элитами двух государств можно наблюдать стремление к поиску конструктива, к дружескому, но равноправному сотрудничеству, что уже нашло свое подтверждение в решениях по
Сегодня, когда, пришедшее недавно в результате президентских выборов, политическое руководство Украины пытается переформатировать внешнюю политику государства и выработать сопричастный с Россией, но в то же время национально ориентированный внешнеполитический курс, может быть ему пришло время изменить нынешний подход к молдо-приднестровскому урегулированию и озаботиться защитой в данной конфликтной ситуации своих осознанных национальных интересов.
Почему бы, в данном контексте, не сконцентрироваться вначале на гуманитарных аспектах проблемы и не пойти по пути России, признав дипломы о высшем образовании, выдаваемые Приднестровским государственным университетом им. Т.Г Шевченко, где кстати говоря, студенты обучаются, в том числе и на украинском языке, и в котором активно работает украинский культурный центр? Спрашивается, что или кто мешает Украине поступить именно таким образом?
На уровне руководства украинских национальных университетов, национальной академии наук у Приднестровья (ПГУ им. Т.Г. Шевченко) сложились прекрасные отношения сотрудничества и взаимопомощи, подписаны десятки договоров о сотрудничестве в области образования и науки. Но как только дело доходит до реализации, намеченных в договорах, конкретных программ и дел, сразу же, включаются какие-то силы противодействия - мол, установка министерства иностранных дел Украины - так как ПГУ им. Т.Г. Шевченко государственный вуз непризнанного государства, никаких официальных государственных мероприятий с ним не проводить.
Если в этом контексте посмотреть на недавнее заявление нового министра иностранных дел Украины
Возвращаясь к проблеме признания приднестровских дипломов о высшем образовании, нельзя не упомянуть выдвинутую министром иностранных дел Российской Федерации
Почему украинскими властями "забывается", что в Приднестровье на данный момент проживает более 120 тысяч полноценных украинских граждан, а общая граница Украины с Приднестровьем превышает 300 километров, которую, кстати, украинские власти пытаются демаркировать в одностороннем порядке, боясь договариваться по вопросу демаркации с приднестровской стороной, а Республика Молдова эту территорию и границу не контролирует. Иногда, вот такое - невнятное и непонятное, наблюдаемое со стороны Украины, пытаются объяснить наличием в Украине "проблемного Крыма", западных "национально сепаратных территории", что мол не позволяет Украине по другому реагировать на процессы, происходящие в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе. Однако, если быть реалистами, Крым - это одно, а Приднестровье - это совсем другое.
Понимание своих национальных интересов и их защита, в данном контексте в Приднестровье, должно заставить политическое руководство Украины по другому выстраивать свои действия в этом направлении. Если оно "не знает" как это делать, пусть поучится, скажем, у Японии, которая все послевоенные годы пытается доказать и заставить Россию признать что Курильские острова - это японские территории (что, конечно, является чистой воды шантажом), не боясь творить политические демарши и нести финансовые потери. Или же у Турции, которая категорически выступает против признания независимости Нагорного Карабаха, вместе с тем, своими вооруженными силами сохраняет, вот уже более 30 лет, Турецкую Республику Северный Кипр. И это, если хотите, есть нормальная демонстрация защиты своих национальных интересов, как их понимают правящие в этих странах элиты. При этом Турция, так же как и Украина стремится к вступлению в
С точки зрения здравого смысла и национального самосознания совершенно непонятно, почему Украина готова пожертвовать своими национальными интересами и отдать Приднестровье на растерзание унионистским силам, на включение его в состав "Великой Румынии", а к этому, судя по всему, дело и идет. Будем откровенны и не будем закрывать глаза на то, что рано или поздно, так или иначе, но Республика Молдова уйдет в Румынию. И этот процесс, который имеет как объективное, так и субъективное содержание, уже не остановить. Для молодежи РМ - это их цивилизационный выбор. И результат предстоящих парламентских выборов в Молдавии, во многом будет зависеть именно от того, насколько активно молодежь себя проявит в качестве ответственного актора политики. Просто, на наш взгляд, будущее объединение уже не будет происходить гласно, публично, на уровне звучных деклараций и громких заявлений представителей политического класса Румынии и Республики Молдова, а скажем так, латентно (хотя бы даже ради того, чтобы не пугать приднестровцев). Видимо именно об этом настойчиво просила канцлер ФРГ
И результатом такой "украинской" политики станет "приобретение" Украиной к уже имеющейся украино-румынской границе еще 300 километров "дружеских" границ. А затем наступит очередь уже думать не только о пространстве вокруг острова Змеиный, но также о Буковине и о южной Украине за Днестровским лиманом. И это отнюдь не страшилки, политикам и аналитикам занимающимся проблемами Причерноморья, известны многочисленные заявления и попытки отдельных политических кругов Румынии вернуть эти, утраченные, или как говорят в Румынии "оккупированные территории", причем, эти стремления становятся все более откровенными и настойчивыми.
Возникает вопрос - уж не хочет ли Украина повторить путь Сербии, которая ради встраивания в Евросоюз, в Западное сообщество сдает одну позицию за другой, фактически обрекая себя на статус страны-предателя сербских национальных интересов.
Полагаем, что в новых создавшихся политических и геополитических конфигурациях политическая элита Украины должна очень серьезно озаботиться проблемой номер один для украинского государства, а именно - что такое на самом деле национальные интересы Украины? Украины, а не Евросоюза, США или же кого-либо еще. А уже затем следует выстраивать стратегию и модернизировать тактику политического поведения.
Безусловно, приднестровцам, живущим рядом с Украиной, вместе с Украиной было бы предпочтительней, чтобы эта стратегия вбирала бы в себя подлинное стратегическое сотрудничество и взаимодействие двух братских славянских народов и государств: России и Украины, которые для них одинаково близки, одинаково родные. И почему бы им вместе, в преддверии предстоящих 16 ноября в Киеве консультаций по молдо-приднестровскому урегулированию в формате "5+2" не продумать совместную линию поведения, не предложить что-то новое, эффективное, прорывное на молдо-приднестровском направлении. И если, в силу ряда важных обстоятельств, сегодня ни Россия, ни Украина не силах (или не в состоянии) признать Приднестровскую Молдавскую Республику как независимое государство, может быть следует вспомнить эффективный способ легитимного решения Францией и Испанией вопроса государственности Андорры. Иначе говоря, почему бы Украине вместе с Россией не выдвинуть план совместного кондоминиума над Приднестровьем?
Данный план на данном этапе отвечал бы, по нашему мнению, как интересам приднестровского народа, так и интересам Украины и России, более того, он послужил бы неким каркасом, скрепляющим многостороннее сотрудничество этих двух государств на перспективу, их взаимную ответственность в рамках грядущей постсоветской интеграции. Главное, чтобы все эти урегулирующие инициативы и процедуры реализовывались при реальном учете как национальных интересов Приднестровья, так и национальных интересов Украины и России.