Израиль вряд ли поставит Грузии "Меркава-4", считают эксперты
Грузинские военные эксперты скептически смотрят на перспективу поставок Грузии Израилем ультрасовременных танков "Меркава-4", о чем в последние дни пишут российские СМИ. Согласно информации этих СМИ, министерство обороны Израиля согласилось на поставки танков "Меркава-4" армиям дружественных государств, при согласовании с американской администрацией, а в число дружественных была включена и Грузия. Военный эксперт Ираклий Сесиашвили заявил, что исключает подобную перспективу сразу по нескольким причинам. Во-первых, по его словам, Америка и Израиль не захотят ухудшать отношения с Россией. Во-вторых, вряд ли Израиль захочет потерять Россию, как союзную страну, потому что она способна заплатить большие суммы, чем Грузия. В-третьих, если США захотят помочь Грузии, вмешательства Израиля для этого им вообще не потребуется. В-четвертых, все это вызовет раздражение России и эскалацию конфликта, что не устраивает ни одну из сторон. Кроме того, ультрасовременное оружие, как правило, продают странам, дающим гарантию, что это оружие не окажется у противника в качестве трофея, а Грузия такой гарантии дать не может, - отметил Ираклий Сесиашвили.
Другой военный эксперт - Ираклий Аладашвили напомнил, что после войны августа 2008 года сотрудничество между Израилем и Грузией "по понятным причинам" практически прервалось. Так что, по его словам, трудно представить, что Израиль сейчас продаст Грузии "Меркава-4", тем более, что он производит эти танки для собственных Вооруженных сил. Кроме того, заметил Аладашвили, "Меркава-4" весит 60 тонн, то есть на 20 тонн превышает вес танков, уже имеющихся на вооружении Грузии, и многие мосты в стране просто могут не выдержать его тяжести. И, наконец, грузинским властям лучше было бы задуматься об оборонительных, а не наступательных системах - августовская война ясно продемонстрировала, что обороноспособность Грузии необходимо усиливать, - заявил Ираклий Аладашвили.
Примечательно, что в парламенте сейчас идет рассмотрение законопроекта, который облегчит для Грузии заключение соглашений в военной сфере. По разъяснению авторов инициативы, согласно действующему законодательству военные соглашения Грузия может заключать только на государственном уровне, и это порой создает определенные неудобства, потому что в некоторых странах подобные договоры заключают только на уровне правительств или ведомств. Новый законопроект исправит этот пробел. ("Резонанси")
Паата Закареишвили: в Грузии раскрыта "списанная" российская шпионская сеть
Задержав на прошлой неделе российских шпионов, грузинские власти хотели показать миру лицо России, но непроизвольно показали свое реальное лицо - то есть свое бессилие и непрофессионализм в выявлении шпионских сетей, считает эксперт Паата Закареишвили. На прошлой неделе грузинские правоохранительные органы сообщили о раскрытии российской шпионской сети и задержании 15 человек по обвинению в шпионаже в пользу России (двое из них после заключения процессуальной сделки были освобождены). Из находящихся в предварительном заключении 13 человек, 4 - граждане России, 9 - граждане Грузии, в том числе 6 - летчики грузинских ВВС. По словам Закареишвили, понятно, что у России на территории Грузии были, и есть и сейчас несколько шпионских сетей. Однако грузинская сторона выявила ту, которая России уже была не нужна - эта сеть действовала в армии и уже выполнила свою функцию во время российско-грузинской войны. "Наши сами признали, что эта шпионская сеть существовала 4 года, то есть, выходит, с 2006 года. Получается, что она выполнила свою страшную функцию в августе 2008 года, когда Россия практически "отключила" грузинскую авиацию от военных действий. Нейтрализовала, уничтожила эту авиацию, а потом уже легко справилась с Грузией, без всяких проблем", - пояснил Закареишвили свою позицию. И добавил, что, исходя из этого, нужно не гордиться разоблачением российских шпионов, а предпринимать меры. "Нужно задержать тех военных лиц и других представителей тех структур, которые тогда отвечали за контрразведку. И вообще, всю систему контрразведки нужно арестовать, а не только этих агентов. Как видно, у России в Грузии сейчас есть совсем другая агентурная сеть, которая отвечает сегодняшним реалиям. А та, которая была раскрыта и существовала в условиях, когда в стране реально нет армии, нет нормального оружия и, что главное, нет военной авиации, это - вчерашний день, "списанная сеть", - заявил эксперт. "Это - преступный факт. А главная наша беда - в том, что вся грузинская политика перешла на пропаганду и пиар. И наши власти даже постыдный проигрыш представляют как успех", - заметил Паата Закареишвили.
Другой же эксперт - Мамука Арешидзе указал на то, что произошедшее в Грузии - уже далеко не первый факт задержания лиц, подозреваемых в шпионаже в пользу России, на территории различных стран за последний период. И эти факты, по его мнению, свидетельствуют, что в спецслужбах РФ не все в порядке, и агенты - легко "проваливаются". "Как видно, у них - серьезные проблемы. Развалилась система. Сами же российские политологи говорят, что положение с этой точки зрения, как в ГРУ, так и во внешней разведке - очень нелицеприятное", - заявил Мамука Арешидзе. ("Ахали таоба")
Первое соглашение между властями и оппозицией в переговорах по избирательному законодательству достигнуто
Важный процесс по улучшению в Грузии избирательной среды - начат. Такова суть заявлений, сделанных представителями властей и ряда оппозиционных партий по завершении встречи, посвященной реформированию избирательного законодательства. На этой встрече присутствовал практически весь основной оппозиционный спектр, за исключением представителей партий Нино Бурджанадзе, Зураба Ногаидели, Шалвы Нателашвили и Левана Гачечиладзе. Заявления о необходимости изменения избирательного законодательства делались и правящей командой и оппозицией на протяжении многих месяцев, однако первая их встреча состоялась лишь 10 ноября. При этом более чем трехчасовая дискуссия шла, в основном, по вопросам формата предстоящих переговоров, механизмов принятия решений и т.д. Обе стороны итогами встречи остались довольны. Они договорились, что следующая встреча пройдет в здании ЦИК, и что к консультациям по вопросу изменения избирательного законодательства вправе присоединиться представители любой из квалифицированных партий, а также международных и местных неправительственных организаций. Участвовавший во встрече лидер "Новых правых" Давид Гамкрелидзе отметил, что участие неправительственного сектора будет способствовать прозрачности работы над законодательством. "Власти готовы пересмотреть все принципиальные вопросы в отношении избирательного законодательства, а это дает основания утверждать, что в результате работы будет подготовлено качественно новое избирательное законодательство", - подчеркнул он. Один из лидеров парламентского большинства Павле Кублашвили не исключил, что в результате совместной работы будет принят вообще новый Избирательный Кодекс. Впрочем, сроки завершения работы над законодательством - пока открытый вопрос. Как и порядок принятия решений по каждому из конкретных вопросов - по этому поводу нет единства во мнениях и в самой оппозиции. Примечательно, что в состоявшихся переговорах не принимали участия члены "Национального форума". Хотя они и поручили остальным оппозиционерам говорить от их имени, но лично на встречу не явились - в знак протеста против недавнего ареста одного из активистов "Национального форума" Зазы Чакветадзе. На встрече требование оппозиционеров о немедленном освобождении Чакветадзе обсуждалось, однако конкретного ответа от властей получено не было. ("Резонанси")
Переговоры оппозиции и властей приняли вид торгов?
Лидер движения "Демократическое движение - единая Грузия" Нино Бурджанадзе считает, что переговоры, начатые с властями 8-ю оппозиционными партиями, подготовившими пакет изменений в избирательное законодательство, уже "приняли вид торгов". "Сначала они активно торговались с властями. Потом, когда власти проигнорировали эти партии и отбросили представленные ими подписи 130 тысяч человек, партии сказали, что будут говорить с властями без каких-либо предусловий. А на прошлой неделе сделали заявление - начнем, мол, переговоры, по формату переговоров, прямо как в анекдоте советского периода: "Нужна справка, чтобы принять справку", - заявила Нино Бурджанадзе. По мнению лидера "Демократического движения - единой Грузии", участвующие в переговорах оппозиционеры в лучшем случае обманывают самих себя, в худшем - народ. "Пусть разговаривают и ждут, пока власти бросят им третьесортные изменения. Когда они вели консультации в связи с Конституцией, и говорили, как хороша конституционность, что принесли эти встречи?! Что уступили власти?! Да, они, якобы, послушались оппозиции и вернули в Конституцию понятие органического закона. Но в мире нет Конституции, в которой не было бы понятия органического закона. Власти изъяли его из документа, чтобы затем подбросить пустышку", - заметила Нино Бурджанадзе. Кроме того, по ее словам, если эти партии считают, что избирательное законодательство должно быть написано заново, то непонятно, почему они принимали участие в местных выборах, да еще обещали, что в них победят. ("Резонанси")
Переговорами с оппозицией власти просто тянут время?
Переговоры оппозиции и властей по поводу совершенствования избирательного законодательства - просто оттягивание времени властями, и больше ничего, уверен эксперт Рамаз Климиашвили. По словам эксперта, сам пакет изменений, подготовленный 8-ю оппозиционными партиями - неплох, и его имплементация позволит провести действительно демократические выборы, однако власти на это ни в коем случае не пойдут. "Власти согласились сесть за стол переговоров с оппозицией под давлением международных организаций. Но для чего они сидят - непонятно, ведь ясно всем, что если власти позволят провести такие выборы, то они - нынешние власти - закончатся. И власти это прекрасно понимают, и никогда на это не согласятся. Они вынуждены из-за давления извне начать переговоры с этими восемью партиями, и эти переговоры продолжатся до бесконечности. Повторяю, сам документ - хорош, но ничего не выйдет. Это - железная логика. Сначала надо прогнать эти власти, а затем проводить выборы по новому Кодексу. Наоборот не получится, и разговор о подобном - не имеет смысла", - заявил Рамаз Климиашвили. "Со стороны общества в отношении этих восьми партий пошла большая агрессия - когда они стали говорить, что выборами смогут сменить этот режим. Эти люди обманывают либо самих себя, либо народ. Это - насильственный режим, и выборами его не сменить", - отметил эксперт. ("Ахали таоба")
Шалве Хачапуридзе угрожает физическая ликвидация?
Лидеру партии "Наша Грузия", адвокату Шалве Хачапуридзе, подавшему иск против президента Грузии Михаила Саакашвили в Гаагский суд, угрожает физическая расправа. Об этом заявил сам Шалва Хачапуридзе, отметив, что соответствующую информацию ему сообщили заслуживающие доверия лица. "Они пришли ко мне в офис и сказали: у нас есть конкретная информация о том, что власти, возможно, осуществят вашу физическую ликвидацию, так что будьте осторожны", - сообщил оппозиционер. Сам Хачапуридзе полагает, что угроза может быть связана с подачей им вышеупомянутого иска. Вместе с тем, заметил адвокат, документ, в составлении которого он принимал участие, подписали в совокупности более 11 тысяч человек, и для того, чтобы "нейтрализовать" истца, властям пришлось бы ликвидировать их всех. Отвечая на вопрос о мерах, которые он намерен принять в свою защиту, Хачапуридзе сказал, что собирается оповестить об этом Гаагский суд. Как и о том, что в последний период в газетах печатаются материалы, в которых утверждается, что в Грузии планируется ликвидация лидера одной из политических партий. По словам адвоката, он не намерен просить государственной охраны, возможность чего ему, как лидеру политической партии, предоставляет законодательство, поскольку не доверяет такой охране в данном конкретном случае. Для частной охраны соответствующих финансовых средств у него нет. "Впрочем, представители моей партии выразили желание и готовность осуществить определенные мероприятия в отношении моей безопасности", - отметил Хачапуридзе, добавив, что надеется на их поддержку. Шалва Хачапуридзе также сообщил, что биотуалет, который он обнаружил у входа в свой офис по приезду из Гааги, и который был все время закрыт, оттуда уже убран. "Этот биотуалет, который, фактически, был наблюдательным пунктом, после нашего вмешательства и публичных заявлений переставили в более удаленное место", - сказал он. Ранее, когда оппозиционер сообщил об установке биотуалета у своего офиса, он отметил, что это очень напоминает ситуацию со старой, разваленной маршруткой, которая в период перед президентскими выборами была кем-то притащена к избирательному штабу Бадри Патаркацишвили, и "валялась там, пока Бадри не убили". ("Алиа")
Надолго ли брат Зураба Жвания покинул Грузию?
Брат покойного премьер-министра Зураба Жвания - Гогла Жвания сейчас находится в Германии. По информации доверенного источника, уехал он туда уже давно, и, возможно, не собирается возвращаться обратно. О конкретных причинах отъезда Гоглы Жвания источник говорить не стал, заметив, впрочем, что у него в этой стране - и бизнес-интересы, и политические встречи. Германия вообще-то периодически привлекает грузинский политический спектр - именно там, например, состоялись встречи Левана Гачечиладзе и Давида Гамкрелидзе с бывшим главой МВД Кахой Таргамадзе. Кроме того, именно там проживает уехавший из Грузии близкий друг экс-министра обороны Ираклия Окруашвили бизнесмен Кибар Халваши. За комментарием газета обратилась к матери Зураба и Гоглы - Рэме Жвания. Она подтвердила, что Гогла Жвания в Грузии не находится, однако от дальнейших комментариев отказалась, заметив, что у нее имеется плохой опыт общения с прессой. По словам Рэмы Жвания, Гогла уехал за рубеж по своим личным делам, а все остальное следует спрашивать у него после его возвращения. ("Алиа")
Венгерский проект индюшачьей фермы поднимет сельское хозяйство Грузии?
Власти, наконец-то, нашли время и уделили внимание сельскому хозяйству. Михаил Саакашвили заявил недавно, что путь скорого развития грузинской экономики - это сельское хозяйство, что сейчас его доля в ВВП составляет 11%-12%, и нужно сделать все, чтобы в ближайшие пять лет этот показатель как минимум удвоился. Для начала оздоровления сельскохозяйственной сферы, по словам президента, нужно хотя бы 100 миллионов лари (около $57 млн.) - чтобы закупить технику и обучить население.
Кстати, примерно такая же сумма, а именно $50,1 млн. была инвестирована в сельскохозяйственную сферу Грузии за последние 4 года. По данным статистической службы, объем зарубежных инвестиций в эту сферу в 2007 году составил $15,5 млн. (совокупный объем зарубежных инвестиций в страну в тот год превысил $2 млрд.), в 2008 году - $7,8 млн. (при совокупном объеме инвестиций- $1,6 млрд.), в 2009 году - $22,0 млн., за первое полугодие 2010 года - $4,8 млн.
Сказал президент о необходимости привлечения средств, и инвестор не замедлил явиться. По информации властей, венгерская компания "Атон инвест" готова инвестировать в агросектор Грузии 100 миллионов евро. Как выяснилось, венгерские бизнесмены заинтересовались обустройством в Грузии центров механизации и логистики, а также индюшачьей фермы с последующей переработкой индюшачьего мяса и его экспортом. Они намерены представить будущий продукт и на местный рынок. В ближайшее время венгры приедут в Грузию, выберут место для фермы, и начнут реализацию проекта уже с 2011 года. В компании заявляют, что бизнес, связанный с индюшачьим мясом - настолько прибыльный, что они изымут 100-миллионную инвестицию за 3-4 года. Эти расчеты выглядят слишком оптимистично, и поэтому в реальности проекта рождаются сомнения. Если предположить, что один индюк будет продаваться в среднем за 50 лари ($28), то для того, чтобы изъять 100 миллионов евро, нужно будет продать минимум 4 миллиона индюков, и то это будет лишь доход, а не чистая прибыль. Несколько лет назад власти уже делали оптимистичные заявления по поводу страусиной фермы, однако мяса грузинских страусов ни на местном, ни на зарубежных рынках особо не заметно. Ряд грузинских экспертов считают, что этот инвестиционный проект не будет исполнен, так же, как и многие другие проекты, обещанные властями. ("Резонанси")
Водителям автомашин придется срочно раскошелиться
С 10 ноября в Грузии вошли в силу новые стандарты затемнения стекол автомашин, и патрульная служба уже выписала тысячи предупредительных квитанций (мера, действующая в дни адаптации к новым правилам). Тысячи людей окончательно прояснили, что их автомобили не соответствуют установленным МВД стандартам. Согласно этим стандартам, затемнение переднего ветрового стекла вообще недопустимо. Передние боковые стекла могут быть затемнены максимум на 40%, задние боковые - максимум на 75%, в отношении заднего ветрового стекла ограничения не установлены. От предупредительной квитанции до штрафа - 1 шаг, а штраф за такое нарушение составляет 50 лари ($28). При этом в патрульной полиции поясняют, что поскольку ни одна из фирм-производителей автомобилей не производит стекла со 100-процентной светопроницаемостью, затемнение лобового стекла в 15%-20%, осуществленное в заводских условиях (без дополнительного физического или химического воздействия), штрафом караться не будет. Глава патрульной службы Тбилиси и Мцхета-Мтианети Гиорги Гегечкори, отвечая на вопросы в связи с новым стандартами в эфире одного из телеканалов, отметил, что эти стандарты - довольно либеральные, и в Грузии - очень мало машин со стеклами, затемненными в заводских условиях сильнее, чем это допускается установленными нормами (большинство стекол затемнено специальными пленками, которые водителям придется снять). По его словам, число таких автомашин составляет всего 5-10%. Между тем, если учесть, что в Грузии - более 750 тысяч автомашин, значит, стандартам не соответствуют 37,5 - 75 тысяч автомашин, а это - немало. Это означает 50-ларовые штрафы и расходы на замену стекол автомашин. Большая часть грузинского автопарка, исходя из уровня обеспеченности людей - это автомобили, ранее бывшие в употреблении за границей. Стоимость качественного стекла на местном рынке - от $850. Легко ли заменить стекла водителю автомашины, купленной им за $2,5 - $3 тысячи?
Георгий Гегечкори в ходе беседы неоднократно подчеркивал, что новые стандарты введены в целях повышения безопасности водителей и пассажиров. Повысится ли безопасность, если водитель сдерет со стекол защитную затемняющую пленку, предохраняющую стекло от рассыпания на мелкие кусочки при ударе? Кроме того, к приказу главы МВД прилагается целый список государственных и других организаций, чьи автомобили не подпадают под установленные стандарты. В их числе - машины МВД, прокуратуры, автомобили министерства финансов, используемые при оперативно-следственной деятельности, машины, предназначенные для банковской инкассации (на все эти машины должны будут взяты специальные разрешения в патрульной полиции). Определенные льготы установлены и в отношении машин госчиновников, пользующихся государственной охраной. Так что, получается, государство не заботится о безопасности своих чиновников? Или все же главная цель нововведения - пополнение госбюджетной казны? Судя по горькому опыту, следует полагать, что на подавляющее большинство автомашин хотя бы раз вышеупомянутый штраф наложен будет. Чтобы не заниматься сложной арифметикой, возьмем 750 тысяч ездящих по стране автомашин и умножим на 50 лари. Получается 37,5 миллионов лари - ничего, наверное, этого хватит на несколько зарубежных прогулок Саакашвили в новогодние дни. ("Алиа")