Отмена суверенитета в Татарстане стимулирует движение к мусульманской теократии: мнение политолога
Накануне Дня народного единства и прошедших выходных в Татарстане было сделано несколько важных заявлений, которые могут свидетельствовать о переоценке прежних ценностей и являются своеобразной заявкой на смену стратегического курса. В частности, председатель Госсовета РТ
ИА REGNUM: Заявление спикера Мухаметшина прозвучало в один день с известием об одобрении Госдумой России законопроекта, который предусматривает отмену слова "президент" в названиях должностей глав субъектов Федерации. В свое время и Минтимер Шаймиев, и сам Фарид Мухаметшин заявили, что инициатива
Да, заявления интересные. Кроме того, некоторые наблюдатели заметили и совпавший с ними приезд в Казань председателя
Что касается Мухаметшина, то это действительно любопытно. Он в своих комментариях по поводу инициативы Кадырова еще совсем недавно говорил, что "отменять президентство" - это личное право лидеров тех республик, которые выступают с подобными инициативами, что Татарстана это не касается, и что "мы примем такие изменения, чтобы Конституцию республики было тяжело изменить". Но теперь как-то все быстро изменилось - видимо, "дошло". И теперь Конституцию Татарстана готовы менять. Так, как это, собственно, уже было и в 2002 году, и в 2006 году, и последний раз - в 2010, когда потребовалось срочно ввести должность государственного советника для Минтимера Шаймиева.
Ничего удивительного в этом, на мой взгляд, нет. Мне даже кажется, что федеральный центр сейчас перегибает палку: татарстанским руководителям можно было бы оставить какие-то милые их сердцу атрибуты власти, если они являются чисто внешними. Ну, хочет называться он президентом, ну и пусть себе называется... Другое дело, что нужен реальный плюрализм властей. В США, например, ряд федеральных должностных лиц не подчиняются губернатору штата. Он не может пригласить их к себе в резиденцию, а если пригласит, то услышит, что "извините, господин губернатор, у меня есть приемные часы, и если у вас имеются какие-то вопросы, то я вас с удовольствием в это время приму". А у нас, кому бы федеральные чиновники не подчинялись, в регионе все они реально завязаны только на одного человека.
ИА REGNUM: Не так давно (накануне муниципальных выборов) в Татарстан приезжал первый заместитель руководителя Администрации президента РФ
Устраивает в смысле послушности. На федеральном пространстве республика действует по известной модели: "Партия сказала: "Надо!" - Татарстан ответил: "Есть!". Партия сказала - надо дать 70% за "Единую Россию", Татарстан дал. И так было всегда. Но тут, правда, появились и более способные ученики, ученики-отличники, которые сказали, что если нужно, то и 120% дадут. Вспомните заявления лидеров некоторых северокавказских республик... В этом смысле Татарстан заслуживает только оценки "хорошо", но все равно в Москве ему явно симпатизируют. Достаточно вспомнить, что отставка Шаймиева прошла без скандалов, без эскапад, которые сопровождали отставку президента соседней Башкирии
Поэтому, возвращаясь к изменениям в Конституции Татарстана, я должен признать свои ошибки в прошлых прогнозах, так как я говорил, что "будут держаться до последнего". А сейчас мы видим, что запала хватило не на много и "последнее" оказалось совсем рядом.
ИА REGNUM: Практически в один день со "сдачей Конституции" экс-президент - госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев снова поднял тему ислама как одного из векторов татарстанской политики. В своем интервью он напомнил о необходимости введения Дня принятия ислама на федеральном уровне и обозначил некоторые довольно спорные положения по данной теме как аксиомы. В частности, он заявил, что есть "российский ислам", что "именно из Волжской Булгарии в пору Золотоордынского ханства он распространился дальше по остальной России", а "российская цивилизация на всех этапах своего становления опиралась на симбиоз славяно-православной и мусульманской культур". Таким образом, после неудач на суверенном направлении стало заметно стремление перевести вектор активности из области госстроительства в область религиозную. Не будет ли теперь крена Татарстана в сторону государственного клерикализма - естественно, мусульманского?
Слово "клерикализм" в данном случае - синоним слова "теократия". Но я в этой тенденции не вижу ничего нового. Вспомним события 12-летней давности, когда Минтимером Шаймиевым создавалось нынешнее ДУМ РТ. Тогда в 1998 году на очередном съезде мусульман с помощью административного ресурса от руководства ДУМ были удалены неугодные смутьяны типа имама Габдуллы Галиуллина, и поставлен абсолютно лояльный Шаймиеву муфтий
Тогда это было слишком экстравагантно, но теперь многое изменилось. Симпатии местных руководителей именно к исламу в постсоветское время были всегда, они понятны и предсказуемы. Тот же бывший советник Шаймиева
В этой связи хочу привести длинную, но очень выразительную и характерную цитату из "Поколения П"
"Короче, я тебе сейчас ситуацию просто объясню, на пальцах, - сказал Вовчик. - Наш национальный бизнес выходит на международную арену. А там крутятся всякие бабки - чеченские, американские, колумбийские, ну ты понял. И если на них смотреть просто как на бабки, то они все одинаковые. Но за каждыми бабками на самом деле стоит какая-то национальная идея. У нас раньше было православие, самодержавие и народность. Потом был этот коммунизм. А теперь, когда он кончился, никакой такой идеи нет вообще, кроме бабок. Но ведь не могут за бабками стоять просто бабки, верно? Потому что тогда чисто непонятно - почему одни впереди, а другие сзади? - И когда наши русские доллары крутятся где-нибудь в Карибском бассейне, - продолжал Вовчик, - даже на самом деле не въедешь, почему это именно русские доллары. Нам не хватает национальной и-ден-тич-ности... Понял? У чеченов она есть, а у нас нет. Поэтому на нас как на говно и смотрят. А надо, чтобы была четкая и простая русская идея, чтобы можно было любой суке из любого Гарварда просто объяснить: тыр-пыр-восемь-дыр, и нефига так глядеть. Да и сами мы знать должны, откуда родом".
То же самое касается и татарстанской идентичности. В качестве одной из идей используется ислам. Но, понятное дело, он "особый татарский", толерантный. И это развивается уже где-то лет 15.
ИА REGNUM: Но именно сейчас количество может перейти в качество?
Теоретически - может. Но я не думаю, чтобы это произошло сейчас, потому что в федеральном центре стремятся держать этот процесс под контролем. В случае с "российским исламом" в Татарстане есть еще одна особенность - новое руководство ориентируется не на Саудовскую Аравию, а на Сингапур. А там уже никакой религии, никакой идентичности, а просто "бабки". И непонятно, что за ними стоит.
Я бы не стал выражать опасений по поводу экспансии ислама. Здесь нужно выделить несколько моментов. Продвижение его на международной арене с помощью Шаймиева или каких-то других местных деятелей является далеко не собственной игрой. Практически уверен, что об этом попросило Министерство иностранных дел России. Татарину-мусульманину Шаймиеву удобнее разговаривать с королем Саудовской Аравии, чем русскому Лаврову. В этом смысле опаснее радикальный ислам, который развивается в России как тень "официального ислама" и с которым "официальный ислам" борется как с конкурентом. Но, как известно, от тени нельзя избавиться.
Что касается поисков религиозной идентичности, которые мы сейчас в Татарстане наблюдаем, то да, - это может быть сублимацией активности татарских лидеров вследствие того, что ограничиваются их возможности в политической сфере.
ИА REGNUM: И все-таки, каких изменений от "модернизации Конституции" можно ожидать в Татарстане? Исчезнут ли положения о суверенитете, о гражданстве (чего требует Конституционный суд РФ), о государственности, о государственных языках?
Пока они хотят сохранить то, что есть. А потом Конституция будет такая, как требует Конституционный суд РФ. От государственного татарского языка они так просто, конечно, не откажутся. И вообще совсем не факт, что программа реорганизации Татарстана в Казанскую губернию будет осуществлена в полном объеме. Региональные элиты держатся за положения своих конституций очень крепко, и то, что могут уступить сейчас, не предполагает одновременного отказа от других "завоеваний". Максимум, что они сейчас могут отдать - титул главы республики. По суверенитету не только Конституционный суд РФ - даже прокуратура колет им глаза с 2003 года, но воз и ныне там. Подчиняясь требованию федеральных властей, Конституцию Татарстана всегда меняли по минимуму, и я не вижу сейчас оснований, чтобы местная политическая элита изменила тактику.
Что касается визита Валерия Зорькина в Казань, отчего-то совпавшего с принятием соответствующего законопроекта Госдумой, то все такие вопросы с ним обсуждаются (и всегда обсуждались) заранее. А в этот раз он мог просто привезти очередной "хороший совет" - выполнять его же требования.
ИА REGNUM: Не кажется ли вам как политологу, наблюдающему за Татарстаном, что новый президент РТ
Не знаю. Политическая активность Минниханова лежит, вероятно, в пределах коридора, выделенного ему федеральным руководством при отставке Минтимера Шаймиева. Ну и даже если такое неудовольствие сейчас есть, заменить Минниханова все равно некем. Я думаю, что Минниханов пока устраивает всех. Ранее я говорил, что новый президент Татарстана для обеспечения контроля над республикой должен был сделать три вещи: сменить руководителя Госжилфонда Талгата Абдуллина, сменить мэра Казани, а потом очередь могла бы дойти и до госсоветника Шаймиева.
С Абдуллиным отношения сейчас вновь ухудшились, а мэр Казани приложил максимум усилий для нормализации ситуации... О госсоветнике речи пока вообще не идет. В общем, активности, конечно, не видно. Тем не менее, если все-таки говорить о смене президента, то это нереально: сколько их можно менять? Это ведь не перчатки.
Думаю, что здесь все ограничится советами и рекомендациями федерального центра: побольше проявлять собственной активности Рустаму Минниханову, поменьше - госсоветнику Шаймиеву. Кроме того, если такие замены производить слишком быстро, то это будет косвенным признанием ошибок тех, кто эти замены задумывал, то есть - самого руководства России.