Димитрий Кленский: Реформа русской гимназии в Эстонии: у последней черты
На финишную прямую вышла реформа иноязычных (с русским языком обучения) гимназий - 1 сентября будущего года в них будет вестись преподавание пяти предметов на эстонском языке. То есть по закону практически все гимназии страны официально станут эстонскими. А там, как заявляет министр образования и науки
С этого момента станет труднее вернуться к использованию русского языка, как языка, на котором обучают, а не который изучают. Угрозу деформации психики детей представляет и добровольно-принудительное т.н. языковое погружение в детсадах и основной школе, но проводники реформы опровергают это с порога, как и любое экспертное мнение, не совпадающее с позицией министерства образования и науки.
С этого момента получение среднего образования станет механизмом формирования государством националистического мировоззрения, русско-православная ментальность будет вымываться и заменяться провинциальной эстонско-протестантской.
С этого момента, учитывая обусловленное реформой снижение качества образования, начнется необратимый процесс люмпенизация и без того маргинального русскоязычного населения, превращение его в обслуживающее эстонское население меньшинство.
Демагогия и обман эстонских реформаторов русскоязычной гимназии в том, будто усвоение эстонского языка через обучение на эстонском языке повысит конкурентоспособность русской молодежи при трудоустройстве и поступлении в вузы.
Все вменяемые люди понимают, что выучить эстонский язык можно как и английский, иной иностранный язык. Никогда русские Эстонии не выступали против этого. Наоборот! Зато государство осознанно не выполняет записанной в Законе своей обязанности - обеспечить в школе и гимназии обучение эстонскому языку.
Истинная, хорошо закамуфлированная цель реформы - "переформатирование" русского человека не просто в западного гражданина, с обязательной утерей своих национальных корней, культуры и языка, но и превращение его в жителя, предосудительно или враждебно относящегося к своей прародине России.
В связи с реформой в последнее время русское население почувствовало угрозу экзистенциальному существованию себя, как этноса. В СМИ наконец-то стали критиковать, и довольно жестко, реформу пока еще русскоязычной гимназии. С обращением к высшей власти в государстве обратился II Конгресс Палаты нацменьшинств Эстонии, ради спасения образования на русском языке создан Совет русской школы.
Но большая часть русской интеллигенции, и что удивительно, остатки рвущейся на выборы русской партийной элиты, все равно трусливо молчат. Их аргумент - "Поезд ушел". Разве это не оправдание собственного малодушия? А ведь именно они, общественно и политически активные и в последние годы равнодушно наблюдали за эстонизацией русского образования.
Более того, те, кто хранили молчание три-четыре год назад, когда готовился и состоялся перенос "
И все это притом, что никто не требует тотального возвращения русского языка в русские гимназии. Вопрос должен решаться на основе выбора родителей и попечительских советов гимназий, так как сегодня уже многие русские согласны с обучением на эстонском языке. Но почему надо отказывать и тем многим, кто хочет преподавания в гимназии на русском языке? Ведь есть у нас и Английский колледж, и Немецкая и Еврейская гимназии. Увы, наши власти не интересует мнение русских людей.
Досадно, что защиту русскоязычных гимназий увязывают с политикой, с предстоящими парламентскими выборами. В последнее время с жесткими заявлениями выступает центрист, вице-мэр Таллина Яна Тоом, но пафос ее критики создавшейся ситуации с русским образованием, это - кликушество. Это так похоже на то, как центристы клялись защитить "Бронзового солдата", но, не моргнув глазом, сдали его, не постеснявшись позже признать, что вопрос был и так уже решен.
Вот и теперь мы слышим заклинания в адрес правительства Ансипа и даже Эстонского государства, не смолкают завывания о страшной беде для русской молодежи. Но это - полдела. И центристов именно это и устраивает перед выборами. Ни слова от них о том, что у родителей (населения) есть законная возможность (на основе статьи 21 Закона ЭР "Об основной школе и гимназии") вводить любой язык обучения, а значит и русский.
Нарвским директорам школ и гимназий городские власти направили письма, в которых им предписано определиться к 8 ноября этого года с выбором языка обучения. Но почему не попечительским советам школ и гимназий, которым по закону подотчетны директора? Ведь именно этим советам, в которых родители составляют большинство, по закону предоставлено право выбора языка обучения.
Впрочем, по инициативе председателя Нарвского горсобрания
Так почему не поступают хотя бы также центристы столицы?
Говорят, что уставшему от дискриминации русскому населению уже все равно, кто и как распорядится его судьбой. Но если это и так, то разве не русская интеллигенция также повинна в этом? И разве тем более в такой ситуации она не должна идти в народ и разъяснять людям их права в выборе языка обучения их детей или распространять соответствующего содержания листовку, подготовленную "Списком Кленского"?
Надо развеивать мифы о скорой нехватке русских учителей и финансов для их подготовки, а также отсутствия политической воли власти. Во-первых, учителей можно приглашать со стороны (как в Таллинской немецкой гимназии), во-вторых, русские жители - налогоплательщики и была бы у государства воля, то приступили бы и к подготовке новых учителей для школ и гимназий с русским языком обучения.
Ну, а что касается политической воли власти, то откуда ей взяться. Если русская интеллигенция и политики молчат вместе с населением. Разбудить его - задача дня.
А если русское население и на этот раз отвернется от "своих", то русская интеллигенция, по крайней мере, сможет с чистой совестью сказать, что на этот раз она сделала все возможное в этой критической ситуации.
Молчание и бездействие это - не просто позорная трусость, этим русские Эстонии предают своих детей, их будущее. Наконец, это - медвежья услуга будущему самой Эстонии, которая поймет, что вредила сама себе. Но поймет она это только после того, как повзрослеет само Эстонское государство.