"Считать ПМР частью Молдавии - значит объявить себя продолжателем политики Гитлера и Сталина": обзор СМИ Приднестровья
Геополитика: "Уважаемый Дмитрий Анатольевич, никогда Приднестровье не согласится на объединение с Молдавией". Приднестровское урегулирование: "Германия хочет заставить приднестровцев и Россию поверить в то, что объединения Молдавии с Румынией не будет". Выборы: "Долой продажную парламентскую торговлю! Да здравствует твёрдая власть и сильная рука!"
Геополитика: "Уважаемый Дмитрий Анатольевич, никогда Приднестровье не согласится на объединение с Молдавией"
Выступая перед журналистами в Довиле, где он встречался с президентом Франции
Между тем, возможно, столь панические комментарии были спровоцированы как самими румынами, так и прорумынскими силами в Европе, продолжает "Новая газета". Цель как Бухареста, так и его внешних союзников - вернуть Румынию за стол переговоров по урегулированию конфликта на Днестре. Традиционно сильная, а в ряде случаев просто блестящая и скорая на подъём румынская дипломатия, приобретя официальный статус в диалоге по молдавско-приднестровской проблеме, может сильно осложнить жизнь Москве и Тирасполю. У нынешнего румынского руководства есть и внутриполитические цели. Страна, нахватавшая кредиты и займы, находится на грани мощного социального взрыва. Поднять знамя унионизма означает для лидеров Румынии попытку отвлечь рядового гражданина от собственной провальной экономической стратегии и тактики.
Одного успеха Румыния уже добилась, пишет "Новая газета". Она посеяла явное недоверие среди некоторых приднестровских политиков и комментаторов к Кремлю, а это, в свою очередь, может вызвать раздражение россиян. Теперь Румынии хоть чуть-чуть, но будет легче перейти к следующей фазе своей генеральной линии: работе с ЕС и, быть может, с США, дабы те помогли Бухаресту хотя бы декларативно поставить вопрос о вхождении в переговорный формат. Если это удастся, то Румыния мгновенно бросится в бой для недопущения федерализации бывшей Молдавской ССР. Её цель - реинтеграция Молдавии на унитарной основе. А если и это каким-то чудом "выгорит" - вот тогда можно будет побороться за реальное "воссоединение с матерью-Родиной" не только РМ, но и ПМР. Безусловно, создание конфликтной ситуации между Москвой и Тирасполем помогло бы решению комплекса указанных задач.
Что касается непосредственно слов Медведева, то надо не спешить, а рассматривать всё, что он сказал, продолжает "Новая газета". Президент РФ увязал внешние силы, в том числе Румынию, с предстоящими молдавскими выборами 28 ноября. Известно, что Румыния уже активно втянулась в молдавскую схватку. Медведев сказал, что наделённое необходимыми для переговоров по урегулированию конфликта на Днестре руководство Молдавии появится только после ноябрьского голосования. А что касается Румынии, сказал Медведев несколько дней спустя, "если оттуда будут нестись такие слова, как сегодня, никогда руководство Приднестровья и обычные люди не согласятся на процесс объединения".
Как видим, пока что паниковать нет реальных оснований, пишет "Новая газета". По мнению многих экспертов, максимум, что возможно по состоянию вокруг молдавско-приднестровских отношений на конец октября, - это официальное возобновление переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты,
О Приднестровье в последние недели говорили много и на разных уровнях, сообщает Первый республиканский телеканал. В Москве, Довиле и Страсбурге об урегулировании конфликта размышляли первые лица России, Франции и Германии. В очередной раз за усиление роли ЕС в переговорном процессе по молдавско-приднестровскому урегулированию высказался
Шум вокруг трехсторонней встречи Дмитрия Медведева, Николя Саркози и Ангелы Меркель журналистами был поднят задолго до самого события, продолжает Первый республиканский телеканал. Кто-то писал о том, что в Довиле будет решена судьба Приднестровья, а кто-то утверждал, что Медведев с Меркель и Саркози договорятся об отмене визового режима между Россией и ЕС. Итоговая пресс-конференция после встречи в Довиле показала: несмотря на обнадеживающую риторику Европы, об отмене ограничений между Россией и ЕС пока говорить преждевременно. Через 10 лет поездок, разговоров и улыбок, может быть, Россия и Евросоюз перейдут на новый уровень взаимоотношений, но в случае, если Москва будет себя хорошо вести. Николя Саркози говорит, что Франция и Германия рассматривают Россию как страну-друга. Однако, странное товарищество получается, так сказать дружба дружбой, а границы врозь. По мнению политолога
Приднестровский вопрос уже стал традиционной темой разговора на встречах Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева, отмечает Первый республиканский телеканал. В Довиле молдавско-приднестровскую тематику также не обошли стороной. По мнению российского лидера, у России и Европейского союза есть хороший потенциал в разрешении разных конфликтов, в том числе и замороженных. Дмитрий Медведев говорит, что в молдавско-приднестровском вопросе можно добиться хороших результатов, но для этого нужно, чтобы все стороны, вовлеченные в конфликт, занимали конструктивную позицию: "Успех этого зависит не только от России, успех этой работы зависит от самой Молдавии, это вне всякого сомнения, это главное, зависит от позиции Приднестровья, от позиции Румынии и ЕС - все должны участвовать".
Заявление Дмитрия Медведева хоть и не содержит практически никакой новизны, вызвало оживленную дискуссию, продолжает Первый республиканский телеканал. Молдавский вице-премьер
Среди тех, от кого зависит успех в молдавско-приднестровском урегулировании, Дмитрий Медведев назвал и Румынию, отмечает Первый республиканский телеканал. Что именно имел в виду президент России, стало ясно через несколько дней на встрече с участниками Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, где Медведев отметил, что решение молдавско-приднестровской проблемы возможно, если Молдавии не будут навязывать свои политические интересы другие страны, в том числе и Румыния. Что же касается непосредственно процесса, то его возобновление российский лидер связывает с появлением стабильной власти в Молдавии. Михаил Кушаков отмечает: "Факт остается фактом, что РФ остается последовательным сторонником равносторонних переговоров между Молдавией и ПМР с последующей выработкой обоюдно приемлемого решения, то есть какое решение будет принято, то и будет признано РФ".
Во французском Довиле, после пятилетнего перерыва, прошло заседание так называемой большой европейской тройки, точнее саммит лидеров Франции, Германии и России, пишет "Медиатор". Очевидно, что данное событие сопровождалось повышенным вниманием, как из-за уровня представительства и формата, так и из-за анонсированных, в преддверии встречи тем обсуждения. Особое звучание встреча "большой тройки" приобрела и для Приднестровья...
Приднестровское урегулирование, а с ним и молдавско-приднестровские отношения, уже давно не вписываются в понятие "замороженного конфликта", ведь и дипломатическая, и экспертная работа на разных уровнях идет постоянно, а вот цели и конечные результаты происходящих внутренних и внешних процессов не столь очевидны и понятны для "монитора" общественного сознания, продолжает "Медиатор". Так что, в нашем случае вполне уместно применять понятие о "зависшем процессе", а значит стоит ожидать появления столь модного ныне термина о необходимости его "перезагрузки". При этом, ощущение "зависшего процесса" и в целом "подвисшего региона" еще более обостряется при сопоставлении с внешним фоном. Российско-американская "перезагрузка", российский курс на модернизацию и новые углубленные отношения с Европой, включая инициативу о новой архитектуре европейской безопасности, германские инициативы об институализации российско-европейских отношений по вопросам внешней политики и безопасности, включая разрешение конфликтов, происходят "здесь и сейчас".
Хотя надо отдать должное, не все в регионе находится в состоянии покоя, во всяком случае, Республика Молдова пытается использовать все имеющиеся у нее возможности для усиления проевропейского вектора развития и уже фактически перешла на этап евроадаптации, пишет "Медиатор". Конечно же, и в Кишиневе не все идет столь гладко - полная евроинтеграция продолжает оставаться весьма отдаленным во времени результатом, не все ясно в отношениях Молдавии и Румынии, Приднестровье продолжает оставаться и "якорем молдавской государственности" и "кандалами" для ускоренной интеграции в ЕС, а во внутренней политике и общественном климате многие процессы неоднозначны.
Возвращаясь к саммиту "большой тройки" и ее значению для Приднестровья необходимо отметить, что хотя приднестровская проблематика нашла свое место в повестке дня, что уже само по себе имеет важное значение, но в итоговом заявлении оказалась отражена лишь, как общее место в "кружевах" выверенных дипломатических формулировок - т.е. никакой конкретики, продолжает "Медиатор". Впрочем, подобное место оказалось отведено и для столь важной для России темы, как продвижение инициативы о новой архитектуре европейской безопасности, что в совокупности с приднестровской проблематикой является симптоматично-показательным. Таким образом, не подтвердились ни прогнозы, ни ожидания различных экспертов о возможности "сторговать Приднестровье" на смутные "евромодернизационные" бонусы. Впрочем, нет оснований радоваться и тем наблюдателям, которые ожидают "отката" на прежние позиции в российско-европейских отношениях или сохранения статус-кво в региональных процессах.
Принятие на декабрьском саммите в Португалии новой стратегической концепции НАТО, будет прямым асимметричным ответом США на российские инициативы по евробезопасности, пишет "Медиатор". В то же время, исходя из итогового заявления "большой тройки", Германия не демонстрирует желания отзывать свои инициативы по созданию Комитета ЕС-РФ по вопросам внешней политики и безопасности, а Франция в противовес усилению политического влияния Берлина и вовсе выдвигает предложения по созданию общего с Россией не только экономического пространства, но и пространства безопасности и даже определяет возможные сроки создания такого пространства.
В контексте приднестровского урегулирования эти аспекты, а также слова президента России на итоговой пресс-конференции в Довиле о том, что по окончании выборных процессов в Молдавии "у нас есть неплохие шансы возобновить соответствующий (переговорный) процесс и достичь результата", при этом "для этого нужно, чтобы все стороны, вовлеченные в конфликт, занимали конструктивную позицию, а это уже дело посредников, тех, кто способен влиять на эту ситуацию" создают дополнительные импульсы, продолжает "Медиатор". Кроме того, акцент, сделанный в итоговом заявлении лидеров России, Германии и Франции на саммит ОБСЕ в Астане, так или иначе, совпадает с последними инициативами ЕС о повышении своего статуса в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, а в совокупности с ожиданием стабилизации власти в Молдавии уже в начале 2011 года и готовностью России поддержать возобновление переговорного процесса позволяют говорить не о торможении процессов, а наоборот, о возможности их активизации и насыщенности на протяжении всего 2011 года. Таким образом, должно быть очевидно, и в первую очередь для Приднестровья, что общая ситуация и тенденции вокруг молдавско-приднестровского урегулирования и вокруг региона в целом, находятся и будут находиться в состоянии повышенной динамики, требующей ответных активных действий.
Исходя из характеристики молдавско-приднестровского урегулирования, как "зависшего процесса", его перезагрузка может быть осуществлена извне, и изнутри, пишет "Медиатор". В этой ситуации Молдавии потребуется больше политической стабильности, а Приднестровью больше внешнеполитической активности. При этом 2011 год для Приднестровья будет переходным этапом к совершенно новому качеству. Уместно вспомнить о том, что вновь избранный Верховный Совет будет находиться в состоянии становления, а президентская власть в фазе затухания политической активности (причем, независимо от того, сохранит ли полномочия действующий президент или от вновь избранного, поскольку вертикаль исполнительной власти находится в весьма ослабленном состоянии). В этих условиях и Молдавии, и Приднестровью понадобится легитимация новых политических элит, уполномоченных на ведение диалога, причем, что касается итогов этого процесса - то уже очевидно, что они будут продуктом договоренностей крупных внешних игроков. При этом место России в данных процессах, при сохранении существующей динамики, может оказаться далеко не лидирующим. Совершенно ясно и то, что долгому и вялотекущему процессу двусторонних переговоров, с периодическим подключением внешних игроков приходит конец. На смену ему идет принципиально иная конструкция - достижение договоренности между внешними игроками, которые проинформируют Молдавию и Приднестровье об их итогах не для очередного обсуждения, а для их последующей имплементации, подводит итог издание.
Заметное снижение активности Москвы в деле урегулирования молдавско-приднестровских отношений и её стремление везде и всюду демонстрировать отход от политики "имперских амбиций" расценивается некоторыми "западными партнёрами" как нерешительность и явная слабость, чем они стремятся тут же воспользоваться, пишет "Приднестровье". И вот уже министр иностранных дел Румынии - страны, воевавшей на стороне гитлеровской Германии, оккупировавшей Бессарабию с 1918 по 1940 годы и с 1941 по 1944 годы, требует от России (именно требует!) вывести свои войска из Приднестровья! Требует в полной уверенности, что имеет право он, представитель "великой Румынии", требовать от России, а она, по его мнению, должна беспрекословно выполнить это требование. Преисполненный чувства величия, ведь за его спиной военная машина НАТО, в интервью Wall Street Journal румынский министр спесиво бахвалится, что "румынские военные в составе войск НАТО в Афганистане останутся там столько времени, сколько нужно". Таким образом, министр иностранных дел Румынии выстраивает отношения между Россией и Румынией по схеме: вы, русские, с чужой территории убирайтесь, а мы, румыны, на чужой территории вольны оставаться столько, сколько считаем нужным!
При этом приднестровцы, а тем паче страны-гаранты Россия и Украина должны отдавать себе отчёт в том, что политик Румынии печётся не о независимости Молдавии, а, выдворяя Россию, создаёт условия для её дальнейшего поглощения, но непременно с промышленным потенциалом Приднестровья, продолжает "Приднестровье". Для Румынии членство в НАТО означает реальную возможность взять реванш за крушение нереализованных планов во
Президент России Дмитрий Медведев, возможно, более дипломатично, чем следовало ожидать, отреагировал на выпады румын и заявил, что позиция Румынии по поводу приднестровского урегулирования должна быть гораздо более спокойной и сбалансированной, пишет "Приднестровье". В частности Дмитрий Медведев сказал, что "если оттуда будут нестись такие слова, как сегодня, никогда руководство Приднестровья и обычные люди не согласятся на процесс объединения". Надежда президента России на то, что "оттуда" будут нестись другие слова, отчасти обусловлена тем, что Румыния не входит в число стран, которые Россия относит к приоритетным в своей внешней политике. Очевидно поэтому Дмитрий Анатольевич не очень подробно знаком с амбициозными намерениями румынских политиков, проявляемыми ими на протяжении всей истории существования этого государства. "Оттуда", уважаемый Дмитрий Анатольевич, никогда не будут нестись другие речи, а следовательно (и тут вы абсолютно правы) никогда руководство Приднестровья, выражающее волю приднестровского народа, не согласится на процесс объединения.
Что касается дальнейших переговоров с Молдавией, то президент России уповает на то, что они могут быть продолжены, как только в Кишинёве появится "эффективная власть", продолжает "Приднестровье". Увы, но приднестровцы на протяжении двадцати лет надеялись на появление в Молдавии пусть и не очень "эффективной", но по крайней мере ВМЕНЯЕМОЙ власти, власти, осознающей и принимающей реальность бытия, власти, ответственной за взятые на себя обязательства, но так и не дождались. Следовательно, для Приднестровья переговоры с Молдавией о добрососедском существовании двух независимых государств могут вестись только на равноправной основе. И чем раньше это поймут в Европе и без тревожной оглядки на Запад согласятся в Москве и Киеве, тем быстрее с карты Европы исчезнет конфликтная зона, и возродится среда, способствующая развитию конструктивных партнёрских отношений между странами-участниками разрешения данного конфликта, подводит итог издание.
Интернет-издание "Стратегия Приднестровья" публикует комментарий профессора, директора НИИ стратегического анализа и прогнозирования
В последнее время к молдавско-приднестровскому вопросу вновь проснулся интерес - безусловно, его "подогрела" встреча Медведева с его немецкой коллегой Ангелой Меркель, пишут "Профсоюзные вести". Ситуация вокруг урегулирования и роль в этом процессе Украины, как страны-гаранта, обсуждалась и журналистами Приднестровья, Молдавии, которые в рамках проекта "Приднестровские диалоги" (осуществляет Ассоциация независимых политологов Приднестровья и Ассоциация внешней политики Молдавии) посетили Киев и встретились там с местными политиками, депутатами Верховной рады, экспертами, которые не отрицали, что Украина хочет активно участвовать в решении молдавско-приднестровского конфликта и роль статиста в этом вопросе ее устроить не может. Хотя бы потому, что наши проблемы (с тем же железнодорожным сообщением) автоматически становятся и проблемами "незалежной" (результатом введенных 3 марта 2006 года Кишиневом и Киевом при поддержке ЕС и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровья, в результате которой ущерб понесли как экономические агенты, так и жители не только ПМР, но и Молдавии и Украины - прим. ИА REGNUM Новости).
Бывший министр иностранных дел Украины, ныне депутат Верховной рады
Киевский эксперт, директор Центра исследований проблем гражданского общества
Приднестровское урегулирование: "Германия хочет заставить приднестровцев и Россию поверить в то, что объединения Молдавии с Румынией не будет"
На встрече президента Российской Федерации Дмитрия Медведева с канцлером Германии Ангелой Меркель, как известно, затрагивалась тема приднестровского урегулирования, пишет "Приднестровье". При этом канцлер проявила открытую заинтересованность в данном вопросе, подтвердив тезис о территориальной целостности Молдавии как неоспоримой основе окончательного решения молдавско-приднестровской проблемы. Однако госпоже Меркель следовало быть в своих заявлениях более осторожной и не столь категоричной.
Неизвестно, насколько подробно и объективно в школьных учебниках истории Германской Демократической Республики, по которым училась будущий канцлер объединённой Германии, преподносили исторический период, предшествующий началу Второй мировой войны, и роль Германии в создании Молдавской ССР, продолжает "Приднестровье". Очевидно, стоит напомнить, что 23 августа 1939 года между СССР и Германией был подписан пакт о ненападении и секретный протокол к нему о разграничении сфер влияния, известный как пакт
Что касается оценки пакта, то тут следует исходить из того, насколько выгоден он был в то время советскому государству, а следовательно, и народу, пишет "Приднестровье". Беспристрастные эксперты оценивают его как самый выгодный международный договор с участием Советского Союза за весь период его существования. По пакту Молотова-Риббентропа Сталин добился стратегической победы и вернул в состав СССР, не пролив ни единой капли крови, территорию площадью 200 тыс. кв. км с населением 14 млн человек. Тем самым границы СССР были отодвинуты на Запад, Германия лишилась многих выгоднейших плацдармов для нанесения ударов в Западных областях Украины, Белоруссии, Бессарабии, Прибалтике. Гитлер вынужден был затеять длительную кампанию в Европе против Франции, Англии и других европейских государств, что дало дополнительное время на перевооружение
Однако на заседании Первого съезда народных депутатов СССР в 1989 году, под прессом депутатов-националистов из Прибалтики, Молдавии, Грузии, на волне эйфории от горбачёвской вседозволенности, пакт Молотова-Риббентропа был осуждён и отвергнут, продолжает "Приднестровье". Вслед за этим Верховный совет Республики Молдова постановлением от 23 июня 1990 года денонсировал вышеозначенный пакт и объявил создание МССР 2 августа 1940 года незаконным правовым актом. Юридически неопровержимо - с этого момента Бессарабия и Приднестровье являются разносубъектными территориями! Так о чём мы ведём многолетние переговоры?
Неуспех переговорного процесса напрямую связан с тем, что на протяжении всего периода его ведения правовая база подменялась политической конъюнктурой и двойными стандартами, но самое главное - реализацией плана Запада по разрушению постсоветского пространства и, как минимум, вытеснению России из региона с дальнейшим вовлечением в НАТО Грузии, Украины, Молдавии, пишет "Приднестровье". И признание государственной независимости ПМР не только не противоречит юридическому статусу-кво этого региона (исходя из денонсации Россией и рядом стран пакта Молотова-Риббентропа), но является единственно возможным решением по урегулированию молдавско-приднестровской проблемы на региональном уровне и стратегически верным шагом России в геополитической области, подводит итог издание.
То, чего добивалась Молдавия на протяжении двух десятилетий, может произойти уже в скором времени. Румынский президент
В связи с этим возникает закономерный вопрос: только ли дело в том, что румынский президент хочет помочь Альянсу за европейскую интеграцию сохранить власть в стране, или мотивы этого заявления лежат куда глубже? - продолжает "Ольвия-пресс". Ранее с официальным визитом в Бухаресте побывала немецкий канцлер Ангела Меркель, которая заявила о необходимости подписания договора о границе между Румынией и Молдавией. А уже через несколько дней во французском Довиле начался саммит лидеров Германии, России и Франции. Два эти события имеют прямую связь, ибо первым условием, которое выдвинула Германия в ответ на российские инициативы, было разрешение молдавско-приднестровского конфликта. При этом в Германии отдают отчет в том, что ни о каком объединении Молдавии и Приднестровья, а также выводе из региона российских войск не может быть и речи до тех пор, пока в Тирасполе уверены, что рано или поздно Румыния и Молдавия объединятся, и если к тому времени Приднестровье окажется в составе РМ, то объединятся вместе с ним, и никто у жителей левобережья Днестра спрашивать не будет, хотят они этого или нет. Именно угроза слияния Румынии и Молдавии стала два десятилетия назад одним из главных поводов для создания независимого приднестровского государства. Следовательно, по мнению Германии, нужно заставить приднестровцев, но, главное, Россию, поверить в то, что объединения берегов Прута не произойдет. И вот уже ярый унионист
В свою очередь Германия, а вместе с ней и весь Евросоюз получают дополнительный рычаг давления на Россию, которая крайне негативно относится к объединению Румынии и Молдавии, и уж тем более, если в составе последней будет находиться Приднестровье, пишет "Ольвия-пресс". А раз нет угрозы "унири" (от рум. "unirea" - "объединение"; в молдавском политическом дискурсе используется относительно объединения Бессарабии с Румынией - прим. ИА REGNUM Новости), значит, нет и веских оснований для того, чтобы Россия и дальше поддерживала, пусть и негласно, независимый статус ПМР, похоже, считают в Германии.
То, что неожиданное решение румынского президента является одним из элементов торга Европы с Россией, вряд ли приходится сомневаться, пишет "Ольвия-пресс". ЕС хочет добиться от Москвы уступок на одном из ее стратегических направлений. Нет сомнения в том, что после этого России будут выдвинуты все новые и новые требования, зато нет никаких гарантий, что Европа и в самом деле согласится на предложенный Дмитрием Медведевым план новой архитектуры безопасности в Европе. Об этом сегодня предупреждают многие российские аналитики, напоминая историю с нератифицированным Западом ДОВСЕ.
А в это время Молдавия и Румыния вновь практически в унисон потребовали вывода российских войск из Приднестровья, пишет в другом материале на эту тему "Ольвия-пресс". Наблюдательные люди для себя уже отметили, что сев сразу в два кресла - президента и спикера парламента - Михай Гимпу регулярно, примерно раз в неделю, требует ликвидации российского военного присутствия в регионе. По его заявлениям уже можно сверять часы, как будто в Бухаресте кто-то сидит с хронометром в руках и ставит галочки в ведомость - не пропустил ли Гимпу свое сольное выступление. Но и.о. президента Молдавии, как прилежный школьник, почти никогда не пропускает.
Россия сохраняет свое военное присутствие в регионе по одной простой причине - за минувшие 20 лет воинственный молдавский национализм не только не исчез, он окреп, обрел новых сторонников из числа молодежи, продолжает "Ольвия-пресс". Это наглядно доказали апрельские события 2009 года в Кишиневе, но самое главное - националисты вернулись во власть. И стремление интегрироваться в Румынию - тоже никуда не исчезло. Оно было в большей или меньшей степени в Молдавии начиная с конца 80-х годов прошлого столетия. И как только российские миротворцы покинут регион, завтра на берегах Днестра может вновь вспыхнуть конфликт, так как приднестровцы не стремятся в Румынию.
В России это прекрасно видят и понимают, и потому на призывы Гимпу четко и однозначно отвечают: "Российская Федерация не может вывести свои войска и боеприпасы в соответствии с решением, принятым в 1999 г. на Стамбульском саммите ОБСЕ, поскольку "времена изменились" ("Стамбульские обязательства" в части вывоза вооружений, взятые Россией в контексте ДОВСЕ в 1999 году и носившие двусторонний российско-молдавский характер, были выполнены досрочно еще в 2001 году: на данный момент в Приднестровье нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года Россия ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО - прим. ИА REGNUM Новости). Это мнение сразу же после очередного призыва и.о. молдавского президента о выводе российских войск высказал чрезвычайный и полномочный посол РФ в Молдавии
Выборы: "Долой продажную парламентскую торговлю! Да здравствует твёрдая власть и сильная рука!"
12 декабря 2010 года в Приднестровье пройдут выборы депутатов Верховного Совета V созыва, пишут "Профсоюзные вести". Пока в Приднестровье тишина. Или, может, это затишье перед бурей?.. Бурей предвыборных страстей - с лихорадочной работой штабов кандидатов, сбором подписей, регистрационной суетой, встречами с избирателями, пламенными речами и обещаниями, белым и чёрным пиаром, газетной, телевизионной, плакатной агитацией, горами листовок в наших почтовых ящиках, ненормированным рабочим днем окружных и территориальных избирательных комиссий. В народе поговаривают (впрочем, это обычная история перед каждыми выборами), что итог выборов заранее предрешён и даже якобы есть предварительные списки тех, кто "пройдет" в ВС. Но, несмотря на слухи, наверняка борьба за депутатство будет острой - всё-таки формируется законодательный орган власти, которому предстоит "делать погоду" в республике в течение последующих пяти лет.
Часть из уже зарегистрированных выдвиженцев на выборах - действующие депутаты ВС ПМР, еще часть - депутаты городских и районных советов, для которых депутатство в местных советах - стартовая площадка для рывка в большую политику, продолжают "Профсоюзные вести". Такая же тенденция отмечалась и на прошлых выборах в парламент. Большинство подавших заявки о выдвижении - частные предприниматели, директоры, заместители директоров или управляющие предприятий различных форм собственности. И хотя среди выдвиженцев встречаются пенсионеры, временно не работающие граждане, медработники, но их единицы, и в целом складывается однобокий состав кандидатов - с уклоном в бизнес. Это, конечно, примета нашего времени, но хотелось бы, чтобы будущий парламент был представлен различными слоями населения.
Тем не менее, когда те же предприниматели одаривают жителей своих округов продуктовыми пайками (а в последние месяцы это приобрело просто повальный характер во многих городах и районах республики), народ идет в пункты выдачи этих "подарков", прилежно толпится в очередях и принимает их без стыда - халява же, пишут "Профсоюзные вести". А потом так же прилежно в день выборов идет на избирательные участки и голосует за "добродетелей", мотивируя это тем, что "от остальных и этого не дождешься". Хотя уже через полгода ругает вновь избранных депутатов на чем свет стоит, награждая их далеко не лестными эпитетами и обвиняя во всех грехах.
Раздача подарков давно заслужила у населения название "окучивание электората", а отдаваемые за несколько кг картофеля или муки, литр подсолнечного масла голоса - "голосованием желудками", продолжают "Профсоюзные вести". Мы с этого смеемся, мы мудро понимаем, какие цели преследует это "окучивание", мы возмущаемся, что в депутатах оказываются преимущественно предприниматели, заботящиеся о своем бизнесе, а также те, кому очень нужна депутатская неприкосновенность, но в итоге все равно голосуем "желудками". Менталитет, что ли, такой...
В Тирасполе недавно приключилась трагикомическая история, связанная с таким прикармливанием, пишут "Профсоюзные вести". Один из выдвиженцев развесил на дверях подъездов объявления, что от имени одного российского политика местному населению будет оказана помощь и указаны номера телефонов, по которым можно записаться на ее получение. Ну, местное население сначала "висело" на телефонах не один день, а потом повалило по указанному адресу. Давка была неслабая, с руганью и поминанием недобрым словом "дарителей". Позже выяснилось, что имелись в виду только те горожане, что проживают на участке, где намерен баллотироваться выдвиженец. Случившееся - лучший показатель нашего потребительского отношения к выборам. В погоне за сиюминутной выгодой мы забываем, что от людей, которых мы выдвигаем во власть, доверяем наши чаяния, зависит и наше будущее, и будущее республики. Нам решать - каким быть будущему парламенту. Можно принять пайки и в благодарность проголосовать за дарителя, а потом долго и нудно жаловаться, как нам тяжко живется и какие плохие у нас политики. А можно проголосовать так, как подсказывает совесть, а не желудок, и надеяться на перемены к лучшему. Выбор за нами, подводит итог издание.
Выборы в Верховный Совет ПМР, которые пройдут 12 декабря, вне зависимости от своего итога, высветят главное: нынешняя система голосования окончательно себя изжила, пишет "Новая газета". Если она сохранится, вся демократическая система народного волеизъявления рискует однажды рухнуть из-за полной потери своего авторитета. За 20 лет существования ПМР мы пришли к ситуации, когда преимущества тех или иных предвыборных программ, известность и заслуги политических деятелей, их готовность говорить с избирателями напрямую нередко не имеют никакого значения. Выборы между программами превращаются в выборы между продовольственными пайками и подарками различной стоимости и наполнения...
Понятно, что для государства, доведённого своими лидерами до жесточайшего кризиса, по-иному и быть не может, продолжает "Новая газета". Но легче от этого не становится. Если сегодня одна партия или кандидат-индивидуал чувствуют себя на коне, то завтра, вполне возможно, на горизонте появится кто-то более денежный. Или, напротив, старый фаворит уже не сможет платить за голоса в прежнем объёме. Наконец, некто третий обойдёт на повороте поглощённых борьбой между собой конкурентов. Что в итоге? А в итоге с каждым разом уровень избранников народа будет падать всё ниже и ниже. Часть из них вообще не будет интересовать внешняя и внутренняя политика, а также и экономика, за исключением собственных коммерческих операций. Кончиться это может тем, что найдётся кто-то, кто кинет клич: "Долой продажную парламентскую торговлю! Да здравствует твёрдая власть и сильная рука!" Сколько в мире бывало подобных примеров в странах больших и малых...
Дискредитация выборов, проще говоря, может привести к тому, что однажды сами выборы - де-факто, а то и де-юре - могут быть упразднены или сведены, как лет 30-40 назад, к пустой формальности, пишет "Новая газета". Ситуация не стоит на месте, и всё время будут появляться те, кто даст больше во имя Святого Иммунитета. Но закрома не бездонны у самых состоятельных людей. И что же дальше, особенно когда немало избирателей будут окончательно развращены такой практикой? Тупик... Опасность ещё и в том, что люди могут просто перестать ходить на выборы, если их не "подмажут". А это - смерть для любого государства. Можно, конечно, штрафовать или сажать в тюрьму за сидение дома в день выборов, как в некоторых странах. Но непризнанной республике не хватает только славы "тюремной демократии".
Есть ли выход? Да, есть, пишет "Новая газета". Это - переход к выборам по партийным спискам. При этой (пропорциональной) системе избрания народных представителей на первый план выходят идеи, программы, платформы и предложения, а не различные виды муки и круп. Конечно, и тут есть свои недостатки, но есть и главное достоинство: даже 7 или 10% избирателей, придерживающиеся тех или иных взглядов, оказываются представленными в парламенте. Ведь по стране в целом они могут проголосовать за партию, выражающую их интересы. А при мажоритарной системе, при одномандатных округах за бортом оказывается до 50% обладающих правом голоса граждан. Иначе и быть не может: при системе в два тура голосования серебряный призёр может набрать 48 или 49% голосов, а призёр золотой - 51 или 52%. Один прошёл в депутаты, а второй выпал на повороте. А с ним - половина народа. И что делать лишённым представительства? Валить на улицу, устраивать драки, жечь покрышки от автомашин? Не лучше ли дать всем иметь в законодательном органе своих представителей?
Наши мудрые вожди говорят: списочная система не подходит, потому как депутата надо знать в лицо, продолжает "Новая газета". В том числе - в округе. Этот аргумент решительно отметаем. Во-первых, у нас не 380, как в Советской Молдавии 1990 года, а всего 43 депутата. За 5 лет уж половину из них запомнить можно. Во-вторых, в родимом округе вы, рядовой избиратель, политические проблемы вроде отношений ПМР с Россией или Молдавией решать не будете. Вас заинтересуют не менее острые проблемы: почему из подвала дерьмом несёт или сосед, сволочуга такая, заливает вас сверху? Так вот: с этими проблемами, как принято в нормальных царствах-государствах, прекрасно справляются городские, районные и сельские депутаты. Роль депутата парламента состоит в разработке и принятии законов, а также в борьбе против нарушений конституции страны ретивыми товарищами из исполнительных структур.
Понятное дело, надо быть реалистами, пишет "Новая газета". Слишком много сплелось конкретных интересов в нынешней избирательной системе ПМР. Выборы в Верховный Совет республики 12 декабря пройдут, как и раньше. Но в 2015 году как минимум 50, а лучше - все 100% депутатов парламента ПМР, а, возможно, и городских и районных (кроме сельских) советов должны избираться по партийным спискам. Избиратель действительно должен знать лицо своего депутата. В том числе - лицо политическое. Наш представитель в парламенте должен быть узнаваем по своей предвыборной программе и политической платформе, а не по разновидности крупы, водочной этикетке или форме хлебного батона, подводит итог издание.