Эксперт: Карабах интересен Казахстану с точки зрения изучения межэтнического конфликта
Казахстану важно стать узнаваемой страной - именно с этим связаны попытки властей страны сформулировать новый дискурс, связанный с предстоящим в 2011 году лидерством в Организации исламская конференция. В Казахстане ряд аналитиков считает, что республика имеет все шансы стать лидером тюркского мира и мостом между Европой и Азией. Однако с этим не вполне согласен президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Есенжол Алияров. По его мнению, даже откровенно популистские попытки председателя
ИА REGNUM Новости: Специалисты, близкие к казахстанской власти, заговорили о новой идеологии Казахстана - быть лидером тюркского мира, а также своего рода мостом между исламским миром и Западом. Насколько она, идеология, обоснована?
Давайте начнем с вопроса о том, что это за специалисты и какие структуры они представляют. Кто они? Представители властных структур, экспертное сообщество или это люди, наделенные полномочиями? Кто говорит о новой идеологии республики? Насколько я знаю, - а мы изучаем и вопросы председательства страны в ОБСЕ, и проблемы лидерства в Организации исламская конференция (ОИК) - в обоих случаях речь идет всего лишь о становлении молодого государства, имя которому Казахстан. Видите ли, сейчас никто, даже интеллектуалы восточного мира, мусульманского мира не совсем хорошо осведомлены в достаточной степени о существовании такого государства, как Казахстан. Поэтому, наверное, еще рано говорить о нашем лидерстве в тюркоязычном и мусульманском мире.
Кроме того, взгляните на структуру Организации исламская конференция - она неоднородна, в ней представлена и Африка, и мусульмане, и тюркоязычные страны, и арабский мир. Они различны и по идеологии, по возможностям, по экономическому положению. Есть различия и в подходах к внешнеполитической деятельности. Безусловно, к лидерству всегда стремились государства с обширными геополитическими интересами во всем мире. А что касается нас, республик Центральной Азии, мы не были широко известны в этом смысле мировому сообществу в силу вполне объективных причин. Советская идеология отрицала существование религии - мы шли за коммунистической партией и не верили в Бога. Поэтому очень настороженно отношусь к заявлениям о перспективах лидерства в ОИК. Наш приоритет - стать узнаваемыми. Показать всем, какая мы республика, какие у нас политические предпочтения, какая религия преобладает. Ведь совсем немного есть на политической карте мира государств, которые, имея такую, как у Казахстана, территорию, продолжают оставаться неузнаваемыми.
ИА REGNUM Новости: А для чего, к примеру, нам нужна узнаваемость?
Самый очевидный пример - нашумевший фильм "Борат"
ИА REGNUM Новости: При этом сложно отрицать амбиции Казахстана. Власти страны пытались внести вклад в решение многих проблем в качестве председателя ОБСЕ. Например, внести вклад в решение карабахского вопроса, приднестровского. Это ли не свидетельство намерений?
Давайте уйдем в историю. Карабахская проблема появилась не сразу, она долгое время тлела. И руководство СССР не придавало большого значения конфликту, пока он не вылился в полномасштабную войну между двумя государствами. Я к чему это говорю. Конфликт появился не сразу. Поэтому и решить сразу его невероятно сложно. Попытки Казахстана войти в конфликт не говорят об амбициях. Я бы сказал так - скорее, попытки примирить стороны вызваны желанием изучить межнациональные конфликты изнутри. Нам, как многонациональной стране, интересно: почему два народа, которые жили нормально, вдруг начали военные действия друг против друга. Казахстан должен нарабатывать опыт. Мы полиэтническое государство. Сохранение межэтнического согласия - крайне важная политика для нашей страны. Без этого наш путь будет в никуда. Ведь если у нас заполыхает пожар на почве межэтнической вражды, это станет колоссальной проблемой.
ИА REGNUM Новости: А предпосылки, к тому, чтобы заполыхало, есть?
А где нет таких предпосылок? В любом государстве, где присутствуют полиэтнические отношения, опасность межнациональных конфликтов существует всегда. Поэтому в Казахстане - этот вопрос должен стать объектом пристального внимания не только государственных органов, но и экспертного сообщества, неправительственных объединений, общественных организаций - ведь этот вопрос - самая тонкая мембрана, которую порвать можно одним неосторожным словом. Я думаю, хотя бы в силу этих причин - вопрос должен изучаться. О чем говорить, если даже в благополучной Европе, где такие понятия, как "толерантность" вырабатывались годами, где люди относились уважительно к беженцам, где не допускалась дискриминация по любому признаку, вот на этом поле случились столкновения турков с этническими немцами? Один этот пример показывает, что ни одно государство не застраховано от межэтнических столкновений. А особенно - если эту проблему не изучать, если не держать руку на пульсе этих событий.
ИА REGNUM Новости: В Казахстане есть орган, который обязан следить за температурой межнациональных отношений - это Ассамблея народа Казахстана (АНК). Кстати, не так давно прошла очередная сессия АНК. Справляется ли, на ваш взгляд, АНК со своими функциями и если да - то при помощи каких механизмов?
Я понимаю, почему вы спрашиваете - ведь мнение об этом инструменте взаимоотношения этносов, проживающих на территории Казахстана, совершенно неоднозначное. Слабое место АНК - ее лидеры не совсем в курсе событий в диаспорах, которые они представляют. С другой стороны - само существование такой организации - несет положительный заряд. Вдумайтесь, есть лидеры национальных культурных центров, которые представляют всю диаспору. И самое важное - с ними встречается президент. Один этот факт должен вызывать положительные эмоции у тех этносов, которые проживают в Казахстане. Плохо или хорошо - но государство декларирует, показывает свое отношение ко всем людям, которые проживают на территории страны.
Но есть и мнение национал-патриотов, которые уверены - в Казахстане чиновники и политики уделяют представителям нетитульной национальности гораздо больше внимания, чем коренному населению. Но даже они не отрицают, что политика по отношению к национальным меньшинствам - в Казахстане более чем толерантная.
ИА REGNUM Новости: Но при этом в Казахстане не существует ни одной полноценной общественной площадки, где мог бы вестись диалог - пусть даже и межэтнический. Ведь встречами с президентом национальная политика не ограничивается, надо формулировать те проблемы, которые зреют и в среде национальных меньшинств, и в среде казахов. Таких, невысказанных моментов уже сейчас предостаточно.
Если углубляться, мы вполне можем прийти к пониманию, что существует несовершенство политической системы в Казахстане. И это касается не только межэтнических отношений, это касается развития всего общества в стране. Есть, конечно, много вопросов по совершенствованию. Но большинство даже межнациональных трений, периодически возникающих на территории страны, они растут по большей части, из, например, коррупции. Всегда легче разжечь именно межэтнический конфликт, используя бытовые вопросы. Поэтому да, я согласен, надо создавать диалоговые площадки. Но, в первую очередь, затрагивать там вопросы развития всего общества, а не только межнациональных отношений. Эксперты и оппозиционеры правы - прежде всего, законами республики Казахстан в стране должен быть защищен гражданин. Его право на жизнь, на собственность, на ведение бизнеса, на сохранение своего языка и культуры. Более того, законы должны не просто соблюдаться. Мы должны жестко пресекать любое высказывание, разжигающее межнациональную рознь.
ИА REGNUM Новости: Давайте вернемся к исламской теме. Вы в самом начале просили конкретизировать круг экспертов, выступающих за лидерство в исламском мире. Эксперты, которые говорят о новом дискурсе, близки к правящим кругам республики. Фактически, они формируют внешнюю и внутреннюю повестку. Именно они отмечают географическое расположение Казахстана, выгодное для лидера исламского мира, приводят доводы, содержащие расширенные геополитические схемы. Я думаю, что у Казахстана есть такие амбиции - и страна будет двигаться в эту сторону, учитывая откровенно популистский опыт председательства в ОБСЕ.
Я бы сказал так. Да, Казахстан может и попытается использовать и опыт ОБСЕ, и председательство в ОИК, чтобы достигнуть определенных высот. Однако, всем ясно, что в силу экономических причин, военного потенциала, количества населения - Казахстан не сможет быть лидером. Его максимум - быть связующим мостом. Между Западом и Востоком, между Европой и Азией. Обеспечивать диалог. Но вспомните - амбиции быть лидером арабского мира были, например, у Египта. Но после Кемп-Дэвидских соглашений именно у Египта начались проблемы во взаимоотношениях с арабским миром. Есть такие амбиции у Турции - любопытно, что эта страна во многом схожа с Казахстаном - например, в части географического расположения - она расположена частично в Европе, частично в Азии. Но даже такая страна, как Турция - не может преодолеть противоречия внутри ОИК - по части отношений с Израилем. Совсем же недавно случился инцидент с "Флотилией свободы" - шум по этому поводу не стих до сих пор.
Поэтому лучше всего - быть государством-посредником. Нам объективно не дано быть лидерами, но служить диалоговой площадкой мы вполне можем. Вспомните Иорданию - это маленькое государство, почти незаметное. Однако всегда, когда обостряются арабско-израильские отношения, именно эта страна выступает посредником. Помните, покойный король Хусейн, сейчас Абдулла. Вот также и с Казахстаном - члены ОИК могут его использовать, чтобы наладить диалог, коммуникацию. Вот по линии диалога Казахстан имеет реальные шансы стать лидером. А с учетом того, что ОИК является второй по количеству участников международной организацией после ООН - нам дали еще один после ОБСЕ уникальный шанс заявить о себе миру.
ИА REGNUM Новости: Это как-нибудь скажется на внутренней политике Казахстана? Ведь проявления радикального ислама на западе страны не внушают большого оптимизма. А мы тут еще и с идеями мирного ислама добавим масла в огонь...
Я не согласен с формулировкой радикальный ислам. Давайте разделять понятия. Я не понимаю и не принимаю понятия - исламский терроризм, исламский экстремизм. Слово "ислам" - означает "терпимость", "толерантность", "благосклонность". Это единственная религия, где в названии заложено какое-то действие. Хотя бы на основании понятий, которые лежат в названии религии, мы не можем считать ее какой-нибудь экстремистской или террористической. Я думаю, что с этой стороны ничего Казахстану не угрожают. Есть данные, из которых ясно - что это не слишком большие организации.
Но важнее, что все члены таких организаций - это наши вчерашние братья, соседи. И речи не идет о гуманитарном столкновении, речь идет о влиянии. Мне вот непонятно, зачем казахстанские девушки начинают носить хиджабы. Разве одежда имеет значение? Нужно строить внутренний мир, а не платком себя повязывать. Никогда казашки так не одевались, не было в культуре и традициях казахов такой одежды! Так для чего надо привозить традиции и культуру другого народа? Что, если ты надел хиджаб, ты стал чище? Или добрее? Или милосерднее? Вот на это надо обратить внимание чиновников - что пора бы уже начать работать над внутренней культурой гражданина. Человек уходит в сектантство, когда не видит решения проблем в рамках государственных органов. Но в чем я уверен - в том, что это сектантство к нам идет извне, навязывается. Каждая организация - Исламское движение Узбекистана, Курдский национальный конгресс - они имеют в своем названии декларацию того, чем хотят заниматься, и главное, на какой территории. Вот это важный вопрос - как не пустить в Казахстан чуждые по духу организации.
ИА REGNUM Новости: Но я не понял - существует ли, на ваш взгляд, опасность объединения исламской оппозиции с национал-патриотическими силами Казахстана?
Такой альянс не будет иметь перспектив в Казахстане.
Беседовал