Станислав Тарасов: Саммит в Астрахани: ресурс Москвы как посредника по Карабаху будет исчерпан
Президенты России, Азербайджана и Армении в Астрахани провели очередной саммит по проблемам карабахского урегулирования. Это была третья в этом году встреча на таком уровне. Вообще глава России
"Сторонами было согласовано совместное заявление, которое носит гуманитарный характер, но является очень важным, с учетом сложностей в отношениях между Арменией и Азербайджаном по вопросам Нагорного Карабаха, заявил, например, в Астрахани президент РФ Дмитрий Медведев.- Речь идет о специальной Декларации, направленной на укрепление мер доверия, с тем, чтобы произвести без отлагательств обмен военнопленными и возврат тел погибших. Стороны уже давно не находятся в прямом, открытом противостоянии, но есть проблемы, есть выстрелы, гибнут люди. В какой-то момент нужно открыто смотреть на ситуацию и делать шаги друг к другу". Но оценивая ситуацию объективно, надо признать, что при наличии доброй воли конфликтующих сторон, если они действительно горели желанием договориться, такой документ можно было бы подписать и на более низком уровне. Если же исходить из тезиса Дмитрия Медведева, что "в любом случае переговоры - это всегда лучше, нежели активная фаза конфликта", то и саммит в Астрахани демонстрирует только "фактор технической прокладки", когда успех квалифицируется всего лишь оттягиванием возможности вооруженного конфликта, который может быть спровоцирован любой из сторон.
Больше воинствующих призывов раздается из Азербайджана, который начинает терять терпение и жаждет восстановить территориальную целостность страны. Меньше - из Армении. Это - понятно, поскольку Ереван надеется выиграть "историческое время", которое действительно создает вокруг карабахского урегулирования так называемый многофакторный фон. Шансы у Еревана сохранить статус-кво увеличиваются хотя бы потому, что, несмотря на принятые
В Астрахани Дмитрий Медведев намекнул, что в преддверии саммита ОБСЕ, намеченного на первые числа декабря в Астане, куда съедутся главы государств и правительств 56 стран-членов и 12 стран-партнеров ОБСЕ, а также руководители 68 международных организаций, якобы возможно подписание между Арменией и Азербайджаном мирного договора, ведь две страны дe-юре находятся в состоянии войны "Мы проделали определенный путь, который дает основания надеяться, что если стороны хорошо поработают в ближайший месяц, а такое поручение мы нашим министрам иностранных дел дадим, то к моменту проведения саммита ОБСЕ в Казахстане 1-2 декабря мы могли бы выйти на согласованный вариант общих принципов урегулирования", - заявил в этой связи Дмитрий Медведев.
Однако, на наш взгляд, подготовка такого договора между конфликтующими сторонами сопряжена со многими сложными проблемами. Так, к примеру, в 1919 году статус Карабаха был выведен за скобки отношений между Арменией и Азербайджаном, а в начале 1920 году Баку подписал специальный договор с Армянским национальным советом Карабаха. Как бы сейчас не относиться к последовавшим тогда событиям - советизации Азербайджана - но выход азербайджанской дипломатии на самостоятельный переговорный процесс с Карабахом тогда оказался успешным, поскольку он в конечном счете оказался в составе советского Азербайджана. Поэтому если в новом мирном договоре с Арменией Азербайджану удастся локализовать существующие проблемы только рамками двухсторонних отношений с Арменией без упоминания Карабаха, это можно будет считать огромным успехом современной азербайджанской дипломатии. Если же Армения в договоре будет в той или иной формулировке затрагивать проблему Карабаха, то вряд ли к декабрю месяцу договор может быть готов к подписанию.
Есть и иной вариант. Если одновременно с подготовкой договора будет активизирована работа Минской группы ОБСЕ по продвижению так называемых обновленных Мадридских принципов, то есть шанс на успех. Во всяком случае, сам факт, что президент Азербайджана
Поэтому диалог лидеров трех государств в Астрахани отличается некоторым новым ноу-хау, когда Москва выводит проблему карабахского и двустороннего азербайджано-армянского урегулирования на более высокий международный уровень - на саммит ОБСЕ в Астане. С одной стороны, это лишит возможность Баку в дальнейшем обвинять Москву в "одностороннем подходе" к проблеме карабахского урегулирования. С другой - Баку может оказаться под широчайшим международным давлением с целью принятия к исполнению предложенных Минской группой ОБСЕ обновленной редакции Мадридских принципов. После этого ресурс Москвы в качестве посредника в карабахском и армяно-азербайджанском урегулировании можно будет считать исчерпанным.