Руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев в ходе рабочей поездки в Минск ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM Новости. Поставки венесуэльской нефти в Белоруссию, соответствие отмены нефтепошлин национальным интересам России и многие другие темы рассмотрены в данном интервью.

ИА REGNUM Новости: Александр Владимирович, насколько реалистично и экономически обоснованно выглядит пробный запуск проекта "Одесса-Броды" уже в ноябре? Насколько в этом белорусско-украинском проекте учтены интересы российской стороны, российских акционеров?

- Реализация проекта "Одесса-Броды" находится в политической плоскости, по отношению к которой экономическая составляющая является вторичной. Что касается собственников - российских акционеров, которым принадлежит данный трубопровод, то, скорее всего, эти вопросы с ними еще не обсуждались и это привнесет дополнительные трудности для белорусской стороны в плане использования данного трубопровода для перекачки венесуэльской нефти с черноморских портов. Данный вопрос не решен, поэтому и нет комментариев с российской стороны, в частности - российских собственников трубопровода, акционеров.

С одной стороны, суверенное право украинской и белорусской сторон решать вопросы транспортировки ресурсов по своей территории: откуда, куда и что перемещать. С другой стороны, интересы российских собственников, России при этом должны быть учтены.

ИА REGNUM Новости: Насколько реалистично оценивается экспертным сообществом России стремление белорусской и украинской сторон наладить поставки венесуэльской нефти из Украины баржами по Днепру?

- Это проект не нов, он родился в начале 90-х, его инициатором выступала белорусская сторона. Только тогда планировалась транспортировка по Днепру не венесуэльской нефти, а добытой на Среднем Востоке. Через ряд черноморских портов она поступала бы на территорию Украины и оттуда речным путем доставлялась бы в Белоруссию. Этот проект имеет "длинную бороду". Он требует решения проблемы пропуска нефтеналивных судов по рекам. Эта проблема не была решена, хотя и пробовали углублять русла рек, и рассматривали строительство соответствующих терминалов и т.д. Однако тогда проект не был реализован и нет оснований считать, что он будет реализован сейчас.

ИА REGNUM Новости: Проект транспортировки по Днепру рассматривался белорусским руководством при Лукашенко?

- Да, у власти уже был Лукашенко. Обсуждался вопрос поставок иранской нефти, которая должна была стать альтернативой российской нефти. Тогда этот проект закрыли, т.к. расчеты показали, что он будет совершенно нерентабельным и потребует больших затрат, прежде всего - на оборудование водной артерии. Не был решен вопрос и с поставщиком этой нефти. Необходимо было брать в аренду терминалы, нефтеналивные суда и т.д. Когда белорусская сторона все это просчитала, то решила, что проект совершенно нереален. Что касается нынешних времен, то есть основания считать: кто-то, как много лет назад, настойчиво стремится наступить на те же "грабли".

ИА REGNUM Новости: Если этот проект будет форсирован - приступят к реконструкции русла, построят принимающий нефтеналивные баржи причал, а суда начнут доставку, то насколько реализация этого проекта скажется на белорусско-российских отношениях? Насколько пострадают интересы российских кампаний на белорусском рынке?

- Доля продаж нефти и нефтепродуктов в Белоруссию относительно невелика. Поэтому определенный ущерб от потери клиента российские компании понесут, но он будет компенсирован ростом потребления нефти выходящими из кризиса странами. Сегодня много говорится об альтернативных ресурсах, но пока еще они не заменили бензин и прочие нефтепродукты. Поэтому Россия будет поставлять нефть и нефтепродукты в другие страны - туда, где бизнес не обременен определенными условиями, где можно нормально вести торговлю без различного рода льгот и преференций. Чисто рыночные отношения более выгодны российским компаниям.

ИА REGNUM Новости: Насколько серьезны затруднения российских компаний в связи с упомянутыми "обременениями", "льготами" и прочими "особыми условиями"? Известно, что российские акционеры Мозырского НПЗ платят не только налоги с прибыли.

- Работа российских компаний на белорусском рынке обременена определенными условиями - техническими, бюрократическими. В таком серьезном бизнесе, как нефтепереработка, всегда присутствует политическая составляющая. В данном случае можно говорить о том, что она негативно сказывается на российских компаниях. Политическое руководство Белоруссии непредсказуемо. Мы сталкивались с тем, что белорусские власти изымали большие объемы нефти в период обострения белорусско-российских отношений. Проще говоря, занимались воровством. Разумеется, для собственников, продавцов нефти такие условия, мягко говоря, не совсем комфортны. Поэтому есть заинтересованность в отношениях с более стабильным потребителем, отношения с которым не отягощены какими-либо ситуативными обстоятельствами, политической конъюнктурой.

ИА REGNUM Новости: Белорусские провластные обозреватели подчеркивают стабильность белорусского политического режима и преподносят это как позитивный момент в условиях ведения бизнеса с белорусскими партнерами. Так ли это на самом деле?

- Да, действительно, многие считают, что торговать с авторитарными режимами несколько проще и даже выгоднее. Но в данном случае это не относится к Белоруссии.

ИА REGNUM Новости: Насколько актуальна для России тема наращивания мощностей нефтепереработки для увеличения экспорта нефтепродуктов, а не сырой нефти? Насколько актуальна для России модернизация НПЗ для увеличения глубины переработки?

В России нет нехватки бензина, дизтоплива, дистиллятов. Мощностей нефтепереработки в России хватает. Несколько лет назад была поставлена задача не строительства новых заводов, а модернизации уже существующих НПЗ для увеличения глубины переработки сырой нефти, выпуска продукции стандарта "Евро-5". Задача увеличения мощностей переработки ставится, но она вторична по отношению к задаче увеличения глубины переработки.

В данной связи уместно упомянуть о запуске в этом году системы БТС-2. Решается вопрос ввода новых мощностей по нефтепереработке, которые будут обеспечиваться сырьем из нового нефтепровода и дополнят уже имеющиеся в Северо-Западном регионе НПЗ. Возможно, новые предприятия нефтепереработки будут ориентированы не на Северо-Западный регион, а на экспорт. Наращивание экспорта российских нефтепродуктов во многом зависит от соответствия их стандарту "Евро-5" и заинтересованности в этом инвесторов. Строительство НПЗ сегодня возможно осуществить достаточно быстро. Однако российское правительство проводит следующую политику: предприятия подобного масштаба должны строиться не за счет бюджета, а инвестором, привлекающим иностранный капитал. Поэтому проблема строительства новых НПЗ в большей степени связана с просчетом коммерческого интереса инвесторами.

ИА REGNUM Новости: Просматривается ли среди упомянутых инвесторов белорусская сторона? Или речь идет исключительно об инвесторах из дальнего зарубежья?

- Нет, она не просматривается. Что касается привлечения инвесторов из дальнего зарубежья, то на данный момент это закрытая информация.

Данная тема неоднократно рассматривалась на высшем уровне - в частности, премьером России Владимиром Путиным. Ее решение имеет два варианта: модернизация существующих НПЗ (что, на мой взгляд, оптимально) и строительство новых объектов нефтепереработки. В последнем случае - не за счет бюджета.

ИА REGNUM Новости: Недавно официальный Минск заявил о том, что не воспринимает как официальное предложение российской стороны о возможной отмене "нефтяных" пошлин в том случае, если Белоруссия форсирует процесс оформления ЕЭП. В МИД РБ обсуждается заявление Сергея Шаталова. На ваш взгляд, проблема заключается в форме, в которой российской стороной было заявлено предложение или здесь просматривается некая принципиальная позиция белорусской стороны по вопросу отмены "нефтяных" пошлин? Насколько отмена нефтепошлин отвечает национальным интересам России?

- При построении Таможенного союза - предтечи Единого экономического пространства, Россия исходила из своих национальных интересов, равно как и Белоруссия, и Казахстан. При построении ЕЭП национальные интересы также будут во главе угла. Условия дальнейшей интеграции должны быть обсуждены всеми тремя сторонами. В настоящее время, пока не достигнуты окончательные договоренности между Москвой, Минском и Астаной, говорить об отмене изъятий преждевременно. Правительство России делает многое для того, чтобы ускорить процесс формирования Единого экономического пространства. В первую очередь прорабатываются вопросы создания правовой основы ЕЭП. Темп задан высокий. Учитывается предыстория формирования Таможенного союза, который был задуман еще в 90-е как объединение четырех государств. Но лишь недавно он был оформлен как "союз трех", причем в достаточно сжатые сроки. Сейчас он наполняется реальными результатами. Естественно, темп терять не хочется - есть желание сторон побыстрее перейти к Единому экономическому пространству. Однако есть ряд обстоятельств, препятствующих строительству ЕЭП и негативно влияющих на сроки реализации интеграционных мероприятий. Есть в этом вина и белорусской стороны. Общим местом обсуждения интеграционной проблематики стала тема незаинтересованности Белоруссии в экспорте российского капитала на свою территорию - равно как и казахстанского. С другой стороны, есть очевидный интерес российской стороны в сохранении изъятий, прежде всего - в торговле энергоресурсами. Оба вышеупомянутых обстоятельства являются препятствием на пути построения ЕЭП. Желания Белоруссии в сфере оборота энергоресурсов выйти на равнодоходность, получить доступ к российским энергоресурсам по внутрироссийским ценам, не могут осуществиться в ближайшие годы. Об этом открыто и четко сказал председатель правительства России. Владимир Путин даже указал дату, когда можно вернуться к этому вопросу - 1 января 2015 года.

Как следует из высказываний Владимира Путина, процесс перехода на равнодоходность не может быть одномоментным, на чем упорно настаивает Минск. Это будет именно процесс перехода, а не решение с подписанием одного документа. Процесс этот может затянуться на годы.

ИА REGNUM Новости: Заместитель министра иностранных дел Белоруссии Андрей Евдоченко сделал заявление о том, что к 19 ноября республика подготовит весь пакет проектов документов, необходимых для перехода к ЕЭП. Речь идет о качественно проработанных проектах учетом согласования позиций с российской стороной?

Об обстоятельных консультациях с российской стороной в данной ситуации говорить неуместно. Белорусская сторона может предоставить на рассмотрение некий пакет документов, проектов, с тем, чтобы показать, что торможение процесса интеграции, создания ЕЭП осуществляется российской стороной, а официальный Минск готов этот процесс продолжать и даже в сжатые сроки подготовил весь пакет необходимых документов.

Такие ходы предпринимались и ранее руководством Белоруссии. В очередной раз относительно недавно тезис о том, что Россия виновата в торможении создания ЕЭП, озвучил президент Белоруссии на встрече с российскими журналистами. Поэтому заявление представителя белорусского МИД может рассматриваться именно в таком контексте - как некий аргумент, подтверждающий занятую позицию.

Важно понимать: какие бы проекты Белоруссия не представила, она стремится к решению ключевого для себя вопроса как потребитель энергоресурсов. По энергоресурсам Россия четко определила свою позицию и назвала конкретные сроки рассмотрения данного вопроса - 1 января 2015 года.

Единое экономическое пространство может быть создано так же, как и Таможенный союз - с изъятиями. В частности, по энергоресурсам, как временной мерой. Впоследствии, естественно, в ЕЭП возобладает принцип равнодоходности в торговле энергоресурсами. Только надо последовательно пройти этот путь.