Польский эксперт: "На военных могилах надо преклонить колени, помолиться и помолчать"
"Политические споры и споры о прошлом должны утихать перед входом на кладбище", - заявил Анджей Кунерт - председатель Совета охраны памяти борьбы и мученичества (Варшава, Польша), выступая в Санкт-Петербурге на 2-м Международном семинаре экспертов по проблемам поиска, учета и мемориализации мест захоронений жертв репрессий, депортаций, ссылок, а также военнопленных и интернированных 1939-1950-х годов "Забытые могилы". Кунерт отметил, что Совет он возглавляет совсем недавно, 35 лет он был историком, а государственным служащим стал несколько месяцев назад. В 2010 году Совету выделено из бюджета Польши 10 млн долларов на уход и реставрацию мест захоронений - всего 633 объекта. Анджей Кунерт особо подчеркнул, что 2 млн долларов (около 6 млн злотых) выделено для ухода и реставрации могил советских солдат, павших на территории Польши в годы Второй Мировой войны. Кунерт сообщил, что деятельность Совета не ограничивается территорией современной Польши - на территории 43 стран есть польские могилы - погибших в годы Второй Мировой войны, высланных, пленных и т.д.
Анджей Кунерт ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM Новости:
ИА REGNUM: Господин Кунерт, как развивается ситуация с увековечением памяти украинцев, похороненных в Сагрыни (Люблинское воеводство, Польша)? Удалось ли достичь взаимопонимания с украинской стороной?
У нас есть несколько таких сложных вопросов в области польско-украинских отношений. Также, если говорить о местах захоронений, то в настоящее время мы вместе с украинцами открыли еще одно из таких мест, вызывающее много эмоций, а именно в Подкарпатском воеводстве в Горайцах, им еще предстоит заняться, что же касается Сагрыни, то там мы вопрос будем регулировать до конца, ведем переговоры.
ИА REGNUM: На кладбище Расу в Литве похоронена мать маршала Юзефа Пилсудского и сердце самого маршала, который для Польши является национальным героем, но вот у литовцев к этому человеку другое отношение.
Несколько дней назад мы были в Вильнюсе, Осмотрели три больших кладбища, где есть польские могилы - Бернардинское, Расу и Антоколь. На Бернардинском в течение последних нескольких лет наш Совет отремонтировал 150 плит. Что касается Расу, то вопрос, безусловно, достаточно сложный. Сложный для литовцев. Но мы будем вести переговоры. Маршал Пилсудский - человек, являющийся для Польши национальным героем, для литовцев таковым не является. Эти переговоры, я считаю, простыми не будут. Но они ведутся. Да, наша история сложилась так, что будущий маршал родился не на территории Польши и сердце его похоронено не в Польше - на территории другого государства - Литвы, но мы должны найти решение.
ИА REGNUM: Еще сложный вопрос - могилы красноармейцев, погибших и похороненных в двадцатые годы минувшего века в Оссуве, в Польше. Эти могилы несколько раз подвергались актам вандализма. Будет ли там открыто место захоронения?
Мы планируем сделать так, чтобы мы смогли возложить там цветы и зажечь свечи уже в первые дни ноября при участии католических и православных священников. Что же касается настроений населения, то у нас в Польше об этом надо говорить обязательно. Хотя это непросто. Ведь жива память о том, что в те годы 30 тысяч польских солдат попали в большевистский плен и их судьба совершенно неизвестна. Шансы на то, что их могилы будут обнаружены где-то в России - невелики. И в этой истории кроется напряжение недобрых эмоций. Но я надеюсь, что мы тоже с этим справимся. Наилучший способ -это когда организуются совместные молодежные лагеря, когда молодые люди разных стран вместе ухаживают за могилами. Сейчас у нас так происходит в польско-немецких отношениях, когда речь идет о воинских захоронениях. На военных могилах не должно быть политических интроверсий. На военных могилах можно только преклонить колени, помолиться и помолчать.
* * *
Напомним, что уже долгое время Польша и Украина не могут договориться по вопросу открытия мемориального комплекса в селе Сагрынь (Люблинское воевосдство), который увековечит память погибших украинцев. В отсутствии прогресса в этом вопросе украинцы обвиняли бывшего генерального секретаря Совета охраны памяти борьбы и мученичества Польши Анджея Пшевожника (погиб в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года). Польская же сторона отмечает, что это украинская сторона нарушила договоренности по строительству комплекса, в частности внесла изменения в уже утвержденный проект добавив новые элементы (пополнила список 20-ю именами).
Литовские националисты считают Пилсудского, инициатора аннексии Виленского края Литвы (1919-1939), наравне со Сталиным и Гитлером, самым большим врагом Литвы и литовцев. Поэтому они противятся любым планам увековечивания памяти маршала. Мэр литовского города Друскининкай Рикардас Малинаускас намерен установить памятник основателя Польской республики Юзефа Пилсудского в одном из парков города. В 1936 году сердце маршала Пилсудского было погребено в могиле его матери на кладбище Росса в Вильне (Вильнюсе), а тело было похоронено в замке Вавель (Краков).
Памятник солдатам Красной Армии, погибших в 1920 году в польском городке Оссув под Варшавой дважды стал объектом выходок вандалов. На памятной доске у памятника написано на двух языках - польском и русском - "тут покоятся 22 солдата 235 и 236 Стрелковых полков 79 бригады Красной Армии, погибшие в бою под Оссувом 14-15 августа 1920 года". Анджей Кшиштоф Кунерт заявил, что памятник будет очищен от залитой его красной краски и в этом месте будет проведена церемония торжественного открытия памятника. "Каждый солдат имеет право на могилу", - заявил Анджей Кшиштоф Кунерт. Первая церемония открытия памятника была сорвана противниками увековечивания советских солдат. По факту вандализма ведется следствие.