Выборы: Готов ли Филат вступить в сделку с коммунистическим "дьяволом" и "потерять собственную душу"?" Энергетика: "Находясь на пересечении сетей поставок энергоресурсов на Балканы, молдавские власти могут использовать данный рычаг в переговорах с "Газпромом". Национальный вопрос: "Иерархическое деление на титульные нации и национальные меньшинства оборачивается горем для людей и отсутствием будущего для страны".

Выборы: Готов ли Филат вступить в сделку с коммунистическим "дьяволом" и "потерять собственную душу"?"

Участники предвыборного забега продолжают прибывать, пишет "Экономическое обозрение". 12 партий, подавших регистрационные документы неделю назад, уже получили прописку в избирательном бюллетене, статус электоральных конкурентов и право официально заниматься предвыборной агитацией. Под №13 в избирательном бюллетене будет фигурировать Либерально-демократическая партия. Независимые кандидаты тоже подтягиваются - бывший министр обороны Валерий Плешка собрал необходимые для регистрации 2 тыс. подписей и может застолбить за собой №14 в избирательном бюллетене. Вслед за ним в бюллетене будет идти Партия консерваторов.

Ну а ранее зарегистрированные партии на прошедшей неделе презентовали своих кандидатов и официально представляли предвыборные платформы, продолжает "Экономическое обозрение". Представление предвыборной платформы Альянса "Наша Молдова" (АНМ) началось с литургии. Помолившись, священнослужители окропили кандидатов в депутаты от АНМ святой водой. На выборы Серафим Урекян и его соратники идут под слоганом "АНМ не предает" (альтернативные лозунги: "Да, мы сможем!" и "Господи, помоги Нашей Молдове"). Предвыборная программа еще не готова. В планах АНМ - взять на досрочных выборах не менее 10% и сохранить Альянс за европейскую интеграцию и после 28 ноября.

А вот коммунисты свою предвыборную платформу уже озвучили, опубликовали и проводят ее "отраслевые" презентации, пишет "Экономическое обозрение". Например, молодежное крыло кандидатов в депутаты от ПКРМ представило программу социальной поддержки молодежи. На выборы молдавские коммунисты идут под лозунгом "Молдавия выбирает победу!" Слоган ПКРМ почему-то очень не понравился Михаю Гимпу, который заявил, что этот лозунг ненормален для молдавского общества и преследует цель разъединить страну. Впрочем, в слогане либералов - "Перемены до конца" - при желании тоже можно разглядеть множество "глубинных" смыслов.

В качестве т.н. "третьей силы", появление которой воспели практически все молдавские политологи, на этих выборах себя решили позиционировать сразу три политформирования - ХДНП, Партия гуманистов Валерия Пасата и Республиканская партия Андрея Стратана, продолжает "Экономическое обозрение". Свои предвыборные программы они официально пока не представили, но некоторые выдержки из них уже известны. ХДНП, например, выступает за полное переформатирование молдавского политического пространства. Как говорится в ее предвыборных тезисах, Альянс за европейскую интеграцию за минувший год полностью себя дискредитировал, поэтому после выборов 28 ноября должен уйти. Но и "бывшая коммунистическая власть не должна вернуться". Будущее, считают христианские демократы, за молодыми или обновленными партиями: "ХДНП является третьей силой, открытой для всех граждан, которые разочаровались в нынешней власти и не желают возврата власти коммунистов".

Гуманисты, помимо обязательного преподавания религии в школе, выступают и за скорейшую реинтеграцию РМ в восточное пространство - это, по их мнению, единственный выход из политического и экономического тупика, пишет "Экономическое обозрение". Свой посыл Партия гуманистов аргументирует так: вступление Молдавии в Евросоюз в ближайшее время не предвидится - это красивая, но нереализуемая мечта. Программа "Восточное партнерство" полностью отвечает всем ожиданиям молдавского общества от ЕС: либерализации визового режима, преференциальных экономических отношений, грантов и совместных проектов на данном этапе вполне достаточно. Пора Молдавии начать процесс реинтеграции в восточное пространство - от этого выиграет и реальный сектор экономики, да и духовное единство наших народов не последнее дело. Для начала, считают гуманисты, Молдавия должна присоединиться к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии. А на втором этапе произвести политическую интеграцию - создать с политическими партнерами из СНГ политический союз по примеру и принципам Европейского союза. А еще для Пасата дело чести - не допустить возврата к власти Владимира Воронина.

За вступление РМ в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии выступают и социал-демократы, продолжает "Экономическое обозрение". Правда, пока они не подключились к избирательной гонке. Ну а пока, в распространенном СДП заявлении говорится, что "предпосылки бурного экономического роста в Молдавии основываются на факте Единого Таможенного союза стран СНГ". Эсдеки считают, что РМ должна вступить в Таможенный союз для "беспрепятственного передвижения товаров, производимых в Молдавии, по странам-членам союза". Кроме того, Молдавия должна "предложить всем странам мира использовать свою таможенную территорию, как Единую таможенную территорию для целей свободной экономической зоны между Евросоюзом и странами СНГ".

"Единая Молдова" Владимира Цуркана обещает навести в стране порядок, пишет "Экономическое обозрение". Именно так звучит ее предвыборный слоган - "Мы наведем в стране порядок". Своими приоритетами "Единая Молдова" называет возвращение гастарбайтеров, контроль над формированием тарифов на энергоресурсы. Эта партия собирается противостоять унионистским и националистическим настроениям в обществе, провести референдум по вопросу госязыка, а также придать особый статус русскому языку.

Если подвести некоторую предварительную черту, партии, уже побывавшие во власти, более осторожны в своих предвыборных обещаниях, продолжает "Экономическое обозрение". А молодые, амбициозные политформирования не скупятся на предвыборные посылы. Практически все партии, побывавшие во власти, в своих предвыборных обещаниях, по сути, сместились к политическому центру - они осторожно говорят об отношениях с Россией, Румынией, Европейским союзом, ограничиваясь расплывчатыми фразами об укреплении, дружбе, сотрудничестве и интеграции.

Заинтриговавший всех на прошлой неделе своим нестандартным поведением Владимир Филат, на этой разочаровал, пишет "Кишиневский обозреватель". А ведь как все красиво начиналось - премьер-министр, он же лидер ЛДПМ, объявил, что не будет уподобляться другим политическим партиям и бежать регистрироваться в Центризбирком, потому что первым делом самолеты (работа и нужды граждан), а предвыборная кампания и агитация потом. Нестандартный ход лидера ЛДПМ уже успели окрестить и "новым словом в молдавской политике", и "тонким тактическим приемом", благодаря которому Филат может на полную мощь и на вполне законных основаниях использовать административный ресурс. Но в итоге вместо нестандартного "нового слова" оказалось банальное "у них не был готов предвыборный список". Как только все проблемы с его составлением были устранены, Владимир Филат, забыв про горы незавершенной работы и про то, что "сначала о стране нужно думать, а потом агитировать", лично отправился с регистрационными документами своей партии в Центризбирком.

Перед тем, как отправиться в Центризбирком, кандидаты от ЛДПМ провели презентацию-митинг, продолжает "Кишиневский обозреватель". На котором выяснилось, что на выборы команда Филата идет под лозунгом "Молдавия без бедности", а сам список кандидатов составлен в "интересах народа, а не политиков". Видимо, этими словами лидер ЛДПМ пытался опровергнуть ходившие всю прошлую неделю слухи о серьезных разногласиях в его партии, обострившихся при составлении избирательных списков. Если верить политологу Богдану Цырде, попасть в избирательный список, особенно на проходные позиции, очень хотели "местные бароны" - председатели территориальных организаций ЛДПМ. Если схватка между "местными баронами" и "свитой Филата" действительно имела место, то, судя по списку, победила "свита": Владимир Филат провел на проходные места приближенных ему людей. В первой тридцатке - практически вся нынешняя фракция ЛДПМ и три либерально-демократических министра: глава минюста Александр Тэнасе (№2), министр иностранных дел Юрий Лянкэ (№5) и министр здравоохранения Владимир Хотиняну (№7). Новичков в первой двадцатке у либеральных демократов трое, но все они - люди с дальним прицелом. Ректор Экономической Академии Григорий Белостечник (№6) должен обеспечить своей новой партии голоса студентов, президент Национального олимпийского комитета Николай Журавский (№8) - голоса спортсменов, а сын второго президента РМ Кирилл Лучинский (№19) - информационную поддержку (ему, как известно, принадлежит телеканал TV-7). Лучинский-младший - самая большая неожиданность предвыборного списка либеральных демократов. На выборах 5 апреля прошлого года он пытался пройти в парламент по спискам ДПМ и вот попытка номер два. Хотя следует признать, что в амбициозной команде ЛДПМ Кирилл Лучинский смотрится куда более органично, чем в команде демократов.

Чем обернется для Владимира Филата откровенное пренебрежение региональной элитой, пока неизвестно, пишет "Кишиневский обозреватель". Все, конечно, будет зависеть от полученного ЛДПМ на выборах процента и ее дальнейшее продвижение во власть или переход в оппозицию. Если либеральные демократы окажутся в оппозиции, то так быстро взлетевшая на политический Олимп партия, уверены политологи, развалится, как карточный домик.

Отношения либеральных демократов и их лидера Владимира Филата с партнерами по правящему Альянсу стремительно ухудшаются, пишут "Молдавские ведомости". Премьер постоянно старается не только подчеркнуть свою полную независимость от мнения союзников и общих решений АЕИ, но - по всем признакам - и спровоцировать жесткие конфликтные ситуации внутри демократической коалиции. Филат постоянно усиливает степень агрессивности и бескомпромиссности по отношению к партнерам по АЕИ.

По большому счету действия Владимира Филата и его партии объяснимы, продолжают "Молдавские ведомости". За прошедший год они организовали эффективную систему собственного PR-обеспечения и получили мощный административный ресурс, а теперь рассчитывают на предстоящих выборах существенно расширить свое представительство в парламенте и повысить удельный вес среди формирований некоммунистического лагеря. Начинает действовать четкая установка - сметать со своего пути все возникающие препятствия, даже если речь идет о необходимости согласовывать свои мнения с партнерами по правящей коалиции и уважать позиции союзников.

В нормальной политической обстановке в стране с устойчивыми демократическими традициями и при отсутствии реальных угроз экстремизма и тоталитаризма такой стиль действий объясним, пишут "Молдавские ведомости". Когда, например, германские традиционные оппоненты-тяжеловесы ХДС/ХСС и СДПГ оказались вынуждены создать правящую коалицию, это вовсе не означало, что в ходе очередной избирательной кампании они должны делать друг другу комплименты, воздерживаться от взаимных нападок и изображать глубокое единодушие. Перед выборами - каждый за себя (если от этого не страдает функциональность системы власти и управления). Но это в нормальной обстановке. В Молдавии реалии иные. Более года назад главным фактором создания АЕИ было общее стремление партий-участниц не допустить коммунистического реванша и реконструировать страну, оказавшуюся на грани коллапса после восьми лет ПКРМ-овского "застоя". Эти задачи за год не были реализованы даже на десятую долю. О радикальном выходе из кризиса пока можно лишь мечтать, а воронинская угроза не только не уменьшилась, но и существенно возросла. Если в такой обстановке партии Альянса готовы подтвердить свои установки и намерения, для них сверхважно укреплять свое единство, идти на взаимные уступки, обеспечивать консенсус хотя бы по главным политическим вопросам, поддерживать другу друга в предвыборной борьбе. Только в этом случае демократические силы смогут вновь нанести поражение ПКРМ и создать устойчивые дееспособные органы власти и публичного управления.

В то же время действия Филата и ЛДПМ направлены на прямо противоположный результат, продолжают "Молдавские ведомости". Объяснений может быть только два. Первое - либеральные демократы намерены в одиночку одержать победу над коммунистами, получить если не абсолютное, то относительное большинство мандатов в будущем парламенте. В этом случае, по расчетам ЛДПМ, все остальные парламентские демократические партии "послушно прибегут" создавать коалицию с торжествующими победителями. Такой вариант маловероятен. Согласно социологическим прогнозам, ЛДПМ хоть и наращивает свой электоральный потенциал, скорее всего, может ориентироваться на поддержку 17-18% избирателей. Еще пару процентов либеральным демократам принесут "неопределившиеся". В то же время ПКРМ ориентировочно может получить голоса 43-45% избирателей. Так что на триумфальное вступление в единоличное руководство страной либеральные демократы могут не рассчитывать. Если они тешат себя иллюзиями получить в новом парламенте 40 и более мандатов, то вряд ли можно говорить о Филате и его команде как о трезво мыслящих политиках.

Остается другой вариант - сотрудничество с ПКРМ, пишут "Молдавские ведомости". Несмотря на весь антикоммунистический пафос либеральных демократов, они не отвергают такую возможность. Опыт переговоров у руководства ЛДПМ и ПКРМ уже есть - известно о контактах коммунистов и либеральных демократов накануне выборов президента 7 декабря прошлого года. Чем эти выборы завершились - хорошо известно: кандидатура Лупу провалилась, из фракции ПКРМ вышла "группа Цуркана". Кто выиграл в этой ситуации? Более всего Филат и его партия - они получили вакантное президентское кресло, перспективы досрочных выборов и возможность эффективно повысить свой рейтинг. Опыт контактов с воронинцами оказался вполне позитивным для ЛДПМ. Есть основания полагать, что в настоящее время премьер и его партия так же ориентированы на продолжение такого диалога.

Тогда становятся объяснимы и акции Филата в отношении Альянса, продолжают "Молдавские ведомости". Если ЛДПМ и Филат рассчитывают реализовать свои политические планы во взаимодействии с коммунистами, то о бескомпромиссном противостоянии ПКРМ-овской угрозе и тоталитарному реваншу можно забыть, как и обо всех обещаниях, данных при создании АЕИ. Увы, данная схема представляется весьма и весьма осуществимой. Не будем забывать - получение президентского поста превратилось для Филата в своего рода "идею-фикс", для ее достижения лидер ЛДПМ и его команда по всем признакам смогут перешагнуть через любые идейные убеждения. Наиболее вероятно, что вместе с ДПМ и ЛПМ либеральные демократы сумеют создать в будущем парламенте правящую коалицию, способную утвердить своих спикера и премьера, но на "президентский" мандат у нее голосов не хватит. Соглашаться с ПКРМ-овским проектом изменения 78-й статьи конституции (о процедуре избрания президента - прим. ИА REGNUM Новости) АЕИ-2 будет не с руки, и возникнет новая патовая ситуация. Принятие ПКРМ-овской формулы избрания президента в три тура также не гарантирует, что Филат получит президентство - большинство либералов и демократов явно недовольны его "методом работы локтями" и вряд ли станут голосовать за кандидата от ЛДПМ.

Зато в случае сговора с ПКРМ шансы Филата на президентский пост существенно возрастают, пишут "Молдавские ведомости". По всем имеющимся оценкам, коммунисты и либеральные демократы получат в совокупности больше, чем 61 мандат. При этом ЛДПМ будет располагать мощным рычагом давления на партию Воронина: если ПКРМ-овцы станут требовать чересчур много и не согласятся с президентскими амбициями Филата, он пригрозит им созданием нового демократического Альянса. В такой ситуации несговорчивость коммунистов спровоцирует новый роспуск парламента. И тут лопнет терпение даже у самых стойких симпатизантов ПКРМ. Не исключено, что в такой ситуации воронинцы пойдут на уступки Филату и согласятся лишь на пост спикера.

Если стремление Филата стать президентом настолько всепоглощающе, что он готов пожертвовать верностью демократическим идеям и традициям, программными установками собственной партии, обязанностями перед союзниками, то такая версия вполне реальна, продолжают "Молдавские ведомости". Правда, последствия для Молдавии могут быть плачевными. Возможно, Филат избрал для себя судьбу доктора Иоганна Фауста, поэтому готов вступить в сделку с дьяволом и потерять собственную душу, но согласится ли с такой сделкой молдавский избиратель? - задается вопросом издание.

17 неправительственных организаций, представляющие все регионы Республики Молдова и объединившиеся в коалицию "Гражданский контроль - выборы 2010", объявили о начале мониторинга избирательной кампании, пишет "Панорама". Казалось бы, раз это мониторинг, то он должен быть беспристрастным и критиковать все политические организации. Но не тут-то было... Деятельность коалиции направлена на предотвращение нарушений прав электората и повышение гражданской активности населения. Чтобы достигнуть этих целей, коалиция намерена мониторизировать средства массовой информации, следить за деятельностью предвыборных конкурентов в период кампании и в день выборов и за работой ЦИК Молдавии, регулярно и беспристрастно информировать общественность о ходе кампании и наблюдать за процессом голосования 28 ноября. "Гражданский контроль..." подготовит 300 независимых наблюдателей, чтобы охватить избирательные участки по всей республике, включая Приднестровье (на территории Приднестровской Молдавской Республики молдавские выборы не проводятся. Кишинев, игнорируя призывы приднестровских властей решать вопрос на основе двусторонних договоренностей, неоднократно и безуспешно в одностороннем порядке пытался открыть избирательные участки в микрорайоне города Дубоссары Коржево, находящегося под юрисдикцией ПМР, провоцируя инциденты с участием сотрудников правоохранительных органов приднестровской и молдавской сторон - прим. ИА REGNUM Новости).

Как заявил представитель общественной ассоциации Transform-Moldova Корнелиу Михалаке, участники коалиции будут еженедельно представлять отчеты о своей деятельности, выводы и наблюдения, а также выявленные случаи нарушений, продолжает "Панорама". По словам Михалаке, коалиция является неправительственной некоммерческой структурой, которая не финансируется ни одной из политических сил, а ее лидеры работают на добровольных началах.

"Панорама" перечислила общественные организации, которые вошли в "Гражданский контроль - выборы 2010", а также кто за ними стоит и ими руководит:

- Правозащитной общественной ассоциацией Femida руководит Алина Палий, секретарь ЦК КСММ по идеологии, член ПКРМ;

- Общественная ассоциация Transform-Moldova управляется Конелиу Михалаке, бывшим главным редактором "Пульса";

- Ассоциация спортсменов Patriot;

- Центр социального развития Avante возглавляет Влад Батрынча, секретарь райкома сектора Рышкановка города Кишинева, член ПКРМ, № 82 в депутатском списке ПКРМ на выборах 28 ноября 2010 года;

- Ассоциация болгарской молодежи;

- Ассоциация украинской молодежи доверена Дмитрию Лекарцеву, члену ПКРМ райкома сектора Рышкановка города Кишинева;

- Общественная ассоциация Gagauziei;

- Лигой студентов и молодежи КГУ руководит Максим Болгар, член ЦК ПКРМ, секретарь КСММ, № 81 в списке ПКРМ на выборах 28 ноября 2010 года;

- Общественная ассоциация Unitate in diversitate;

- Координационный совет молодежных этнокультурных организаций;

- Студенческий профсоюз БГУ им. А.Руссо доверен Александру Нестеровскому, члену ПКРМ, бывшему первому секретарю МК КСММ Бельц;

- Студенческий профсоюз Государственного университета Комрата поручен Максиму Болгару, члену ЦК ПКРМ, секретарю КСММ. Он баллотируется под № 81 в списке ПКРМ на выборах 28 ноября 2010 года;

- Общественная ассоциация Pentru un spirit sănătos;

- Общественная организация "Молодая Молдова". Ею руководит Михаил Полянский, член ПКРМ, первый секретарь райкома сектора Чеканы города Кишинева, № 22 в списке ПКРМ на выборах 28 ноября 2010 года;

- Общественная организация Baştina поручена Виктору Богатько, члену ПКРМ, первому секретарю Рышканского райкома партии, №51 в списке ПКРМ на выборах 28 ноября 2010;

- Общественная ассоциация Farul tineretului - тому же Виктору Богатько.

Впервые коалиция "Гражданский контроль" была создана к выборам 5 апреля 2009 года, продолжает "Панорама". Как рассказывали, происходило это следующим образом. Марку Ткачуку пришла в голову светлая идея организовать некое подобие "гражданского общества" под эгидой Партии коммунистов. Марк Евгеньевич позвонил Григорию Петренко, а Григорий, в свою очередь, связался с председателями организаций, которые были созданы коммунистами и комсомольцами. И ровно за два часа коалиция "Гражданский контроль" была слеплена, а возглавил ее тогда генеральный директор партийно-президентского канала Александр Барбов.

К выборам 28 ноября 2010 года Марк Ткачук решил переплюнуть самого себя и сформировал коалицию "Гражданский контроль" сплошь из организаций, контролируемых комсомольцами, коммунистами и даже кандидатами в депутаты от Партии коммунистов, продолжает "Панорама". Марк Евгеньевич, который позиционирует себя как высокий профессионал в области PR, допустил очень большую стратегическую и тактическую ошибку: профессионалы высокого класса так грубо и топорно никогда не работают. Получается, что за 8 лет формирования под эгидой ПКРМ независимого гражданского общества ничего, кроме пустых организаций, "потемкинских деревень", в Молдавии не появилось благодаря коммунистам. Нельзя было найти десяток-полтора организаций, которые бы возглавляли не члены партии и комсомола, и чье мнение действительно звучало бы авторитетно, независимо и внятно?

Вывод тут напрашивается один, а точнее два, пишет "Панорама". Вокруг ПКРМ нет ни одной по-настоящему независимой общественной организации. Но есть интересный момент. Недавно зарегистрированная общественная организация, которую возглавляет Валерий Реница (друг и однопартиец Ткачука), не попала в список "Гражданского контроля". Валерий Реница - более ушлый политик и журналист, и он понимает, что так глупо и топорно подставляться просто себе дороже. Наверняка он понимает, что ПКРМ может провалиться на выборах, а потом всю жизнь надо будет "оттираться" от того, что ты числился в списках формального "гражданского общества". Ткачук, как всегда, кинул на передовую тех, кого особенно и не жалко, кто является пушечным мясом партии, которое за ненадобностью можно и выкинуть. Собственно, это еще раз доказывает, что ПКРМ никогда особенно не дорожила и не ценила своих людей. Иначе она бы опять их так жестоко не подставляла, подводит итог издание.

Энергетика: "Находясь на пересечении сетей поставок энергоресурсов на Балканы, молдавские власти могут использовать данный рычаг в переговорах с "Газпромом"

Молдавские эксперты рассказали, как избавиться от газового плена, пишет "Панорама" в материале под заголовком "Подальше от шантажа России". К 2015 году эксперты предсказывают удвоение цены на импортируемый природный газ. Поэтому Молдавии необходимо параллельно переговорам с российским "Газпромом" ускорить поиск альтернативных источников, что позволит диверсифицировать поставки голубого топлива в страну и снизить цену на него.

Наряду с многочисленными упущениями властей Молдавии за все годы независимости самой болезненной и ощутимой во всех сферах жизни является потеря контроля за деятельностью газовой отрасли страны, продолжает "Панорама". Практика показала, что энергетическая зависимость от России отрицательно влияет как на политический, так и на экономический курс республики. Однако вместо того, чтобы сосредоточиться на диверсификации поставок газа, прежние и нынешние власти тратят слишком много усилий и денег на развитие и поддержание тысяч километров газовых сетей, которые не обеспечивают реальных потребностей страны и населения. В результате с каждым годом увеличиваются экономические потери. В силу этого остро стал вопрос о поиске альтернативных источников и диверсификации поставок природного газа. В частности, из Румынии и Казахстана.

Таковы основные выводы исследования "Газовая отрасль республики - последствия пренебрежения имеющимися возможностями", проведенного экспертами IDIS "Viitorul", пишет "Панорама". Выступая на представлении данных исследования, экономический директор департамента института Виорел Киврига подчеркнул, что "национальная экономика особенно чувствительна к импорту газа, в частности из-за влияния цен за импортируемое топливо непосредственно на стоимость продукции, производимой внутри страны. Таким образом, все это, как правило, негативно сказывается как на предприятиях, так и на рядовых потребителях".

Один из исследователей важной энергетической проблемы, экономист Александр Фола отметил, что повышение тарифов на природный газ более чем на 7% сразу же вызывает общее удорожание всего, в результате чего замедляется экономический рост страны, продолжает "Панорама". В условиях практически полной энергетической зависимости, Молдавии, как полноправному члену Европейского энергетического сообщества, необходимо привести национальное законодательство, а также все газовые и электрические сети страны в соответствие с европейскими нормативами и требованиями.

Молдавские эксперты в области энергетики выступают за укрепление роли Республики Молдова в качестве важной транзитной страны для природного газа и электроэнергии, пишет "Панорама". Находясь на пересечении сетей поставок этих энергоресурсов на Балканы, молдавские власти могут использовать данный рычаг в переговорах с "Газпромом". А также найти альтернативные источники поставок голубого топлива и электроэнергии, что, по мнению специалистов, заставит партнеров-монополистов считаться с Молдавией. По оценкам Александра Фолы, пренебрежение имеющимися возможностями страны в диверсификации поставок энергоресурсов приводит к значительным экономическим потерям. Только за последние три года впустую были потрачены сотни миллионов долларов. Эксперты подсчитали, что импорт природного газа из одной только соседней Румынии позволит Молдавии до 2015 года сэкономить от $25 до $254 миллионов, подводит итог издание.

Эксперты "IDIS Viitorul" Ион Мунтян и Александр Фола озаботились горячей газовой темой и провели исследование "Газовый сектор Молдавии - анализ упущенных возможностей", пишет "Кишиневский обозреватель". Начинание похвальное, только молодые аналитики, по мнению известного эксперта по вопросам энергетики Владимира Могоряну, которого не упрекнешь в предвзятости, "сделали работу наполовину". Вот что они чеканят: "С момента обретения независимости власти Молдавии делали необоснованные уступки, теряя контроль над отечественной газовой отраслью. В результате Кишинев из-за зависимости от РФ терял самостоятельность в определении политического и экономического курса развития. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на диверсификации источников газа, власти расходовали слишком много усилий и денег, чтобы увеличить на сотни километров газовые сети. Это не отвечало реальным потребностям населения, провоцируя экономические потери".

"Если вы утверждаете это, то рассмотрите весь список "упущенных возможностей": суть предложения, с кем оно обсуждалось, кто застопорил переговоры, по какой причине и почему не было реализовано. Проблема озвучена, но не проанализирована и высвечена. Она возникла не вчера и не завтра будет решена. Все ожидали услышать причины и решения, потому что в секторе действительно большой набор проблем - от переговорного процесса и заключения контракта, когда определяется формула цены, до крана, который мы каждый день открываем. Я бы скорее обратил их внимание на тариф - это не менее актуальная тема для потребителя. Они замахнулись на идею, но появились, наверное, какие-то ограничители", - говорит Могоряну.

Это напомнило середину 90-х в Болгарии, когда ее министр внутренних дел назвал Россию публично "газовым рэкетиром", а ее президенту пришлось лично восстанавливать свои отношения с "братушками", продолжает "Кишиневский обозреватель". Глупо в нашей ситуации не искать возможностей диверсификации, но достоинство в таких отношениях - черта действительно независимых и самодостаточных стран. Однако что нам предлагают взамен? Во-первых, Молдавия должна жестче защищать свои интересы на переговорах по транзиту. Допустим. Во-вторых, мы можем экспортировать газ из Румынии, у которой образуются излишки, так как она не потребляет его в полном объеме. К тому же, утверждает Фола, румынские компании готовы продавать его по "внутренним ценам", то есть в пределах 200 долларов, как своим. Правда, для этого нужно тоже протянуть сети, но это окупится, да и ЕС готов помочь. Кроме этого, надо вернуться к казахстанскому варианту, который выгоднее, и активнее переговаривать по проекту NABUCCO, можно покупать сжиженный газ в Северной Африке и завозить его морем через Джурджулешты, а также развивать сеть альтернативных котельных на биогазе.

Другой вывод, который сделали эксперты, - цена на российский газ к 2015 году вырастет вдвое, поэтому надо уходить от влияния российской газовой трубы, оно ведет к снижению экономического роста, пишет "Кишиневский обозреватель". Это результат расчетов по известной методологии, аргументировали они. Цифры не стоит озвучивать, так как они не убедили даже матерых "профи". Вице-премьер Валерий Лазэр уже отреагировал на эти выводы: во-первых, Молдавия не такой влиятельный игрок, чтобы определять правила на этом рынке, во-вторых, сегодня адекватной альтернативы существующему контракту у нас нет. Владимир Могоряну уточняет: Румыния, у которой есть свои проблемы с газом, вряд ли готова к предлагаемому варианту. Залежи газа у нее несущественные и неразработанные, а с учетом этого новые сети строить накладно. Если бы у нее был лишний газ, она бы производила больше электроэнергии, которую ей приходится покупать.

Что касается Казахстана, то проект Анатолия Стати (Анатолий Стати - глава компании Ascom-grup, занимавшейся добычей газа и нефти в Казахстане, Судане, Ираке. В 2009 году, вследствие вмешательства тогдашнего президента Молдавии Владимира Воронина, обратившегося с письмом с обвинениями в адрес Стати к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, компания была вынуждена прекратить свою деятельность в Казахстане - прим. ИА REGNUM Новости), например, вряд ли дешевле и едва ли мог состояться хотя бы по причине дорогой транспортировки, не говоря уже о других, не менее существенных, политических причинах, которые и сегодня в силе, и не учитывать их невозможно, пишет "Кишиневский обозреватель". Для сжиженного газа нужны резервуары, а это опять-таки огромные расходы. А что касается биогаза - здесь Могоряну категоричен - он не способен серьезно заменить природный газ. Во-первых, по причине достаточно дорогого оборудования, во-вторых, этот вариант возможен, но в странах с менее плотной заселенностью, у нас он чреват эффектом очистных сооружений. А уж рыночная цена на газ - материя настолько непредсказуемая, что утверждать ее двойное увеличение - значит, оперировать не совсем экономическими категориями, пожурил экспертов Могоряну.

Национальный вопрос: "Иерархическое деление на титульные нации и национальные меньшинства оборачивается горем для людей и отсутствием будущего для страны"

Молдавия является классической многонациональной страной - этот факт подтверждается как статистикой, так и социологическими исследованиями, пишет "Кишиневский обозреватель". Одной из основных рекомендаций международных институтов, а также условием евроинтеграции республики всегда было исполнение обязательств государства по поддержке и развитию культуры и языков национальных меньшинств, проживающих в Молдавии. Большинство европейских экспертов, по итогам своих визитов в республику, призывают власти во всех своих действиях принимать во внимание языковое многообразие Молдавии и учитывать, насколько это возможно, точку зрения представителей групп нацменьшинств, неправительственных организаций и широкой общественности. Сегодня некоторые наблюдатели считают, что эта тема вновь становится актуальной, в связи с чем стоит посмотреть, какие положения предусмотрены законом, и насколько они отвечают практике.

По данным последней переписи населения в стране проживает около 3,4 млн человек, в том числе молдаван 76%, украинцев 8,4%, русских 5,8%, гагаузов 4,4%, румын 2,1%, болгар 1,9% и представителей других этнических групп 1,3%, продолжает "Кишиневский обозреватель". Здесь также живут евреи, белорусы, цыгане, поляки, немцы, итальянцы, латыши, эстонцы, литовцы, греки, корейцы, татары, армяне, азербайджанцы, узбеки, грузины, чуваши, осетины, удмурты и выходцы из некоторых африканских и центральноазиатских государств. Правда, данные переписи не дают представления об этническом составе населения восточных районов Молдавии и города Бендеры (имеется в виду Приднестровская Молдавская Республика, на территорию которой претендует Кишинев - ИА REGNUM Новости). Официальный язык страны - молдавский (так зафиксировано в ст. 13 Конституции). По действующему законодательству русский является языком межнационального общения, который используется в различных областях государственной и общественной жизни. Процитируем один из последних докладов Совета Европы на эту тему: "На русском языке говорит большинство населения Молдавии, и он является родным языком для многих представителей национальных меньшинств. Нередко жители страны знают два языка: молдавский и русский. Значительная часть населения страны, в котором преобладают нацменьшинства, недостаточно хорошо знает государственный язык. В настоящее время правительство поощряет русско-молдавское двуязычие. К числу других используемых языков относятся украинский (главным образом на севере страны), гагаузский, болгарский (в основном в южных районах), а также языки других, менее представительных этнических групп".

Чтобы обеспечить соблюдение прав нацменьшинств и избежать конфликтов на этой почве, в Молдавии была создана соответствующая правовая база, пишет "Кишиневский обозреватель". В июле 2001 г. парламент принял Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций. В нем закреплены многие важные права, в том числе запрет на дискриминацию по национальному и языковому признаку, право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона. Закон гласит, что лица, принадлежащие к нацменьшинствам, имеют право обращаться в публичные учреждения в устной и письменной форме на молдавском или русском языках и получать ответ на языке обращения. А вот что сказано по этому поводу в Законе о функционировании языков: в отношениях с органами государственной власти, государственного управления и общественных организаций, а также с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными в Молдавии, язык устного и письменного обращения - молдавский или русский - выбирает гражданин.

Европейские эксперты положительно оценивают требование законодательства о том, что граждане вправе выбирать самостоятельно один из двух языков общения с госструктурами, продолжает "Кишиневский обозреватель". Однако, как отмечается в докладе Комитета по расовой дискриминации Совета Европы, "в Молдавии иногда имеют место факты несоблюдения языкового законодательства, которые граждане и общественные организации считают проявлением расовой дискриминации". Согласно позиции СЕ, это является "нарушением прав человека, наносящим вред людям". Эксперты констатируют, что в некоторых случаях, в особенности в районах, где преобладают нацменьшинства, лица обращались в государственные учреждения в устной и письменной форме на одном языке, а ответы получали на другом. В то же время, по их мнению, большинство таких случаев "не имели целью и не стали причиной нарушения или несоблюдения, неуважения или невыполнения принципа равенства основных прав и обязанностей".

В законах прописано и множество других прав нацменьшинств в Молдавии, пишет "Кишиневский обозреватель". К примеру, право на представительство в органах исполнительной и судебной власти всех уровней и в армии. "Сегодня право национальных меньшинств на примерно пропорциональное представительство в структурах исполнительной власти, особенно в судебной системе, дает основания для озабоченности. Проблема заключается в том, что большинство представителей нацменьшинств недостаточно хорошо владеют госязыком для того, чтобы выполнять официальные функции. Данную проблему в большинстве случаев следует рассматривать под углом зрения не дискриминации, а официальных требований (в том числе к знанию госязыка), обязательных для государственных чиновников", - полагают эксперты.

Различные положения о поддержке и правах нацменьшинств зафиксированы также в многочисленных национальных стратегиях и планах, утвержденных в Молдавии в последние годы, продолжает "Кишиневский обозреватель". Провозглашены они и в Конституции РМ. В 1996 г. Молдавия присоединилась к Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, которая требует от сторон гарантировать запрет дискриминации по национальному и языковому критериям. Страна до сих пор находится под мониторингом выполнения положений этой конвенции, которую осуществляет Консультативный комитет Совета Европы. Не могут не приниматься во внимание также многочисленные резолюции и рекомендации органов Евросоюза и Совета Европы, как и положения Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств. Наконец, статья 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует людям защиту от дискриминирующего отношения. В практике Европейского суда есть прецеденты, когда другие государства-участники конвенции были осуждены за дискриминацию граждан по национальному и языковому критериям.

"В европейских странах власти стараются избегать любых конфликтов в этнической плоскости, - говорит один из экспертов, доктор исторических наук. - Иной подход является неправильным и чрезвычайно опасным. Потому цивилизованные страны давно уже определяют "нацию" прежде всего как "политическую нацию" - совокупность разных этносов с общей историей и родиной, объединенных на основе уважения к правам человека, гарантировании гражданских свобод и культурно-религиозного суверенитета граждан. Уроки истории говорят одно - что там, где решающее значение имеют не наивысшие ценности прав человека и гражданина, а кровно-языковое родство, где равенство этносов подменяется их иерархическим делением на титульные нации и национальные меньшинства, там неотвратимо возникнет борьба за национальные права, что оборачивается горем для людей и отсутствием будущего для страны. Молдавии предстоит предпринять еще множество шагов, чтобы обеспечить реальное, а не формальное разрешение этой проблемы". ("Кишиневский обозреватель")