Арх. Ионафан (Елецких): Новая "киевская идея" как альтернатива и антипод Русского Мира
Представление проблемы на примере анализа программных деклараций представителей Украинской Православной Церкви
Ваши Преосвященства! Досточтимое собрание!
Прежде всего, позвольте сердечно поблагодарить Его Святейшество, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Предстоятеля Русской Православной Церкви, за своевременность благословения, которое было Им преподано на проведение настоящей конференции, посвященной актуальнейшей теме фальсификации общей с Россией истории народов, недавно обретших экономическую самостоятельность и государственность.
В том числе и попыток построения таких "национальных" идей, которые, при ближайшем рассмотрении, являются плодом преходящей политической конъюнктуры, но способны нанести ущерб целостности Русского Мира, о котором напомнил и в России, и на Украине Святейший Патриарх Кирилл.
Борьба за Русский Мир - это борьба с идеями-вирусами, с попытками посадить православную Москву на скамью "подсудимых", борьба против разрушения единой православно-русской идентичности, раскола и культурной деградации поколений. Свидетельство Первосвятителя Русской Церкви о реальности Русского Мира, как самодостаточной восточно-славянской цивилизации, вышедшей из единой киево-днепровской (и добавим: днепровско-смоленской, витебско-днепровской, днепровско-тверской - авт.) Купели Крещения, стало для многих на Украине "шоковой", но целительной терапией.
Благовестие Святейшего о Русском Мире с энтузиазмом восприняло большинство верующих и духовенства Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Тысячеустое "Наш Патриарх - Кирилл!" в Святогорской Лавре и других городах Украины не было лишь данью этикета или эмоциональным порывом.
На наш взгляд, это было ясным исповеданием православным народом Украины своего духовного и канонического административно-канонического единства с Русской Православной Церковь, исповеданием всецелостности Руси - от Карпат до Тихого океана. Это был глас Правды украинского православного народа пред Его священными алтарями на древней земле Киево-Печерской и Святогорской Лавр.
Интуитивно, на подсознательном уровне народ осознал, что защита Русского Мира есть защита не только прошлого, но и восточнославянского цивилизационного будущего Украины.
Однако, после сильнейшего замешательства, активизировались и приверженцы т.н. "киево-иерусалимской идеи", которая, по сути, является ничем иным, как прямым отражением т.н. современного украинского идеологического киевоцентризма. Как полагают некоторые исследователи проблемы, в основание киевоцентризма лежит подспудная идея т.н. "украинского империализма", но, не в качестве военной оккупационной экспансии, а как заявка на идеологическое лидерство в восточно-православной Ойкумене. Украина в этой схеме есть центр напряжения культурно-цивилизационных устремлений поствизантийской Ойкумены, она - "серединная земля" восточного евразийского пространства. Особенно на фоне слабой России. Третий путь развития Украины - это имперский путь (
Первый вариант - паритетный, основанный на понимании уникальности как московского, так и киевского исторического и метафизического опыта, но при сохранении "киевского первородства". Сторонники второго варианта paстворяют "первородством" древнерусских православных святынь Русь восточную - Россию. Проще говоря, хронологически "крадут" у нее историю, как правовой наследницы Руси киевского домонгольского периода.
Второй вариант - антимосковский: Киев рассматривается как полная альтернатива Москве, отождествляемой с "Вавилоном" и абсолютным злом, которое лучше уничтожить.
Адепты первого варианта, отрицая метафизическую значимость Москвы, пугая ее мнимым азиатским "варварством", как бы говорят украинцам; "Вот - Ваша перспектива в союзе с Москвой! Давайте-ка лучше смотреть не на Восток, а на "византийский" Константинополь или на "просвещенный" Запад, а, в крайнем случае, будем любоваться на свое отражение из далекого прошлого!". "Россия - не Русь!", "Москва - это дочка Киева!", - таковы лозунги адептов киевской идеи (здесь уместно вспомнить и лозунг украинского экс-Президента Л.Д.Кучмы: "Россия - не Украина!"). Но, нацеливаясь на прошлое Украины, противники Русского Мира стреляют в ее будущее, обрекая ее быть "младшей сестрой" Европы.
Как на иллюстрацию экзистенциального украинского выбора можно указать на провозглашение т.н. "киево-иерусалимской идеи" официальной идеологией "Украинской автокефальной православной церкви" - неканонической религиозной организации на Украине, которая предложила епископату УПЦ МП и самочинным "архиереям УПЦ-КП" сотрудничество в деле ее адаптации к современным реалиям на Украине. На практике это означает ревизию историософских идей Древнего Киева, приведение их в соответствии с нуждами тотальной "национализации" всех сторон общественной и духовной сфер последних лет бытия современной Украины. В этом ключе любопытные наброски-начертания новокиевской идеи мы находим и в персональных декларациях трех последователей т.н. "киево-иерусалимской идеи": епископа УПЦ МП Александра (Драбинко) и "архиереев" двух неканонических организаций - "УАПЦ" и "УПЦ-КП" - соответственно, "архиепископа" Иоанна Модзалевского и "епископа" Евстратия (Зори), - (все трое - приверженцы перманентного взаимного "церковного братания").
1) В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕПИСКОПА УПЦ МП АЛЕКСАНДРА (ДРАБИНКО), ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОВЦС УПЦ МП Киевская идея -
а) сверхнациональная духовная ценность; б) обладает "энергетическим" потенциалом к саморазвитию; в) не является альтернативой идеологии "Третьего Рима"; г) внутренняя ("территориальная") национальная идея; д) не есть "историософский догмат"; е) есть точка встречи византийской и восточно-славянской культур; ё) способна поменять "умонастроение"; ж) шанс изменить ход истории (в том числе и канонического строя УПЦ МП? - авт.). Епископ Александр (Драбинко) убежден, что Киеву от Бога, провиденциально, досталась "иерусалимская" часть византийской идентичности, а Москве -идентичность "третье-Римская", т.е. воинственная, имперская. Анализ положений киевской идеи в версии епископа Александра (Драбинко) - УПЦ МП - позволяет квалифицировать последнего как выразителя первого варианта интерпретации киевской идеи, в которой отношения Киева и Москвы - паритетные, но при условии духовного лидерства ("первородства") Киева. Более того, в версии киевской идеи епископа Александра (Драбинко) имеют место элементы ортодоксального украинского "имперского" размаха, (см. пунк "ж")
2) В ИНТЕРПРЕТАЦИИ "АРХИЕПИСКОПА УМАНСКОГО ИОАННА (МОДЗАЛЕВСКОГО) - "УАПЦ" Киевская идея -
а) фактор установления политического партнерства Украины и России. б) превышает границы Украины; в) связана с масштабом "всея Руси". (Последнее - это скрытая заявка на духовное лидерство в ведущей стране восточнославянского православного Мира - России, а также и в Белоруссии. -Авт.). Таким образом, позиция представителя "УАПЦ" - "архиепископа" Иоанна (Модзалевского) по киевской идее в целом также отражает первый вариант интерпретации киевской идеи с паритетными отношениями самодостаточной Украины-Руси и самобытной России-Руси".
3) В ИНТЕРПРЕТАЦИИ "ЕПИСКОПА" ЕВСГРАТИЯ (ЗОРИ), ГЛАВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО ОТДЕЛА "УПЦ-КП" Киевская идея -
а) этнонациональная идея нового "украинства"; б) альтернатива Киева Москве, как "азиатскому" Третьему Риму; б) духовно-цивилизационный антипод Русского Мира ("Киев ближе к Константинополю или к модерной Европе"); в) теоретическая основа для отторжения православных Украины от церковно-административного единства с Русской Церковью. Киевская идея (киевоцентризм) по лекалу Евстратия (Зори) точно отражает оборонительную, изоляционистскую и во многом упадническую позицию его шефа - бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко), анафематствованного за учиненный на Украине раскол Собором архиереев Русской Православной Церкви. В про-филаретовской киевской идее "епископа" Евстратия (Зори) с предельной четкостью и изрядной долей антиисторизма отражен второй антимосковский вариант отношения к метафизической Москве, при котором Киев рассматривается как исконная альтернатива Москве, отождествляемой с библейским "Вавилоном" и абсолютным злом, с которым надо бороться насмерть (вспомните фразу, сказанную экс-Президентом США
Полное совпадение взглядов троих авторов деклараций по киевской идее наблюдается лишь в намерении создать "национально-религиозную" украинскую собирательную идею в целях формирования "новой украинской нации". (Что очень года схоже с провалившейся "этно-нац.идеей" экс-Президента Украины В.А. Ющенко и его нежно-близкого проамериканского окружения). (Полный текст вышеупомянутых трех деклараций читать по адресу: http://orthodoxy.org.ua/tn/node/559). Причина же появления "зазоров-разъемов" между ними - в церковно-юридической принадлежности их авторов и в ориентации их высшего руководства на конкретные политические силы в стране и за пределами Украины. Так, в УПЦ МП сейчас более ориентируются на правящую "пророссийскую"
Не случайно Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, как-то в одном из своих программных интервью, резонно и отрезвляюще заметил, что "время для создания новой национальной идеи еще не наступило": этому сильно мешают мощные процессы культурной и экономической интеграции (глобализации), безжалостно нивелирующие любые "национальные" идеи "православных" государств. Объективности ради, скажем, что и Предстоятель УПЦ МП - Блаженнейший Митрополит Владимир отдал дань "киево-иерусалимской" теософской идее своих предшественников по киевской кафедре.
Озвучивание Предстоятелем УПЦ МП "киево-иерусалимской" идеи в Варшаве и в Киеве с некоторых пор стало использоваться и в УПЦ, и в "УАПЦ" для утверждения самого права на ее существование как духовной альтернативы Русскому Миру Святейшего Патриарха Кирилла (напр., в статьях публициста-блоггера "мирянина Киевской епархии УПЦ МП - Юрия
Нам представляется, что внутренняя противоречивость суждений по "киево-иерусалимской идее", в конечном итоге, не может быть преодолена по целому ряду причин (напр., устойчивая секулярность в сочетании с поликонфессиональностью украинского общества, политизация и этнонационализация идеи), но, прежде всего, потому, что на пути ревизионистской киевской идеи стоит древнекиевская нерушимая стена - идея единства всей Русской Земли, идея
Этот Русский Мир, по определению, содержит в себе Полноту духовного и культурного наследия, многоцветие высших достижений творческого гения всех народов и племен нынешней Руси, объединяя даже этносы, пребывающие за ее видимыми пределами - православных молдаван и гагаузов, православные народы Русского Севера и далеких от Москвы американских православных эскимосов. В Русском Мире древних киевских митрополитов и их московского Преемника - Святейшего Патриарха Кирилла, преодолевается и изоляционное, и узконациональное, и политизированное начало. Несомненно также и то, что только духовный союз государств и культурных территорий Русского Мира в состоянии будет надолго остановить "глобальное" разрушение вековых традиций их православных народов. Более того. Русский Мир мог бы стать катализатором реанимации Христианства, как исторического феномена, и в странах секулярного либерального Запада. Киевская "евродемократическая" идея Евстратия (Зори) говорит: "Все на Запад!". Русский Мир Святейшего Патриарха Кирилла призывает: "Все остаемся жить в своем уникальном восточнославянском православном доме, которого нет лучше для нас на земле!". Святейший Патриарх Кирилл говорит: "Не мы, православные, должны уйти на Запад, а Запад к нам должен придти, чтобы его христианская цивилизация не погибла окончательно под ударами "европейского" модерного либерализма и заокеанского "политкорректного" секуляризма". Идея Русского Мира Святейшего Патриарха Кирилла настолько органична и естественна, что для ее восприятия не требуется "хромой утки" - новокиевской идеи, искусственно сконструированной посредством искажения ее подлинной истории, и всего того, что требуется для построения отдельного существующего "киево-иерусалимского" мирка, с его обязательной идентификацией модерного "украинства", как "знака качества" нового "ой-куменического" восточного феномена, алогично претендующего при этом на статус над-национальной "энергетической" идеи.
И последнее: онтологически объединить православных на Украине может не утверждение киевской идеи как искусственного клона Русского Мира, и не безликая космическая "энергетика" Киева, а благодатная Святая Чаша Христова, преподаваемая Народу Божьему законной Богоустановленной Иерархией в канонической поместной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В противном случае и новое теософское киевское "небо" окажется для многих устрашающе пустым.
(1) Конференция организована Институтом российской истории