Госидеологи Белоруссии пытаются укоренить в массовом сознании комплекс "осажденной крепости" и обосновать необходимость сплочения вокруг общенационального лидера. Однако делают они это несравненно хуже в сравнении с опытом начала XX века.

Госидеологи пытаются превратить лимитрофное существование в фетиш, геополитический паразитизм - в норму и высшее достижение политического искусства. Они прилагают все усилия для консервации рудиментов позднесоветской эпохи и выявления положительных моментов в автаркичной деградации.

Госидеологи пытаются изыскать эффективные формы и методы работы, которые позволят им сдержать недовольство народных масс существующим положением вещей, направить социальную синергию в нужное для них русло.

И если эти попытки конфликтуют с объективной реальностью, то тем хуже для объективной реальности.

Независимость Белоруссии может обеспечить только Александр Лукашенко. Только Лукашенко может сформулировать основные направления внутренней и внешней политики, только под его руководством национально-государственные интересы могут быть реализованы. "Сильная и процветающая Беларусь", "купляйце беларускае", "стабильность" - штампы, составляющие основу лексикона госидеолога.

На поверку они не имеют ничего общего с идеологией. В чем смысл жизни белоруса, в чем заключается социальный идеал белорусской общности, какими путями планируется этот идеал реализовать - на эти вопросы ни А. Лукашенко, ни чиновники "идеологической вертикали" ответить не могут.

Белорусу директивно предписывается любить и приобретать (за нечестную цену) белорусские товары только за то, что они белорусские, а не более качественные или лучше по каким-то иным параметрам. При этом товары и услуги местного производства, при декларируемом равенстве форм собственности, "многоукладности экономики" и т.п. делятся на две большие группы: производимые госпредприятиями и "частниками". Практика строительства "рыночного социализма" показала, что "смешанная экономика" создает естественные условия для коррупции, местничества, монополизма и олигополии.

Белорусу запрещено не верить в то, что А.Г. Лукашенко и его подчиненные - ум, честь и совесть нашей эпохи. Статью за оскорбление президента и дискредитацию Республики Беларусь внесли в Уголовный кодекс и опробовали на практике ("дело Левоневского" и др.). Под оскорблением и дискредитацией в сложившейся практике понимается наличие альтернативного мнения или сомнение в оптимальности действий чиновников.

Белорусу нельзя усомниться в том, что А.Г. Лукашенко незаменим, что заявления о семейственности и "клановости" не относятся к чиновникам высшего ранга, что возможна какая-либо альтернатива существующему положению вещей. Современная Белоруссия - мировой и европейский лидер по количеству осужденных и милиционеров на 100 тысяч населения, потребляемому алкоголю и суицидам, бухгалтеров от числа экономически активного населения (их больше почти в два раза, чем всех тех, кто носит погоны).

От социального обеспечения и гарантий трудящимся после внедрения уникальной контрактной системы и "упорядочения льгот" мало что осталось для того, чтобы без иронии говорить о социальной ориентации государства или ее экономической модели.

Высшее образование в государственных вузах на 2/3 платное. Обязательным осталось только начальное образование, а среднее деградировало настолько, что результаты тестирования выпускников школ на вступительных испытаниях в вузы вызывают огромную тревогу у специалистов.

Медицинское обеспечение лишь номинально можно назвать общедоступным и бесплатным. Газеты и Интернет пестрят призывами пожертвовать на операцию детям, подросткам. Речь идет не только о медицинских услугах в зарубежных клиниках, но и о той помощи, которую в силах оказать белорусские государственные медучреждения.

Высшие чиновники имеют возможность получить своевременную и высококвалифицированную помощь за рубежом. Так, например, ныне покойный мэр Минска Михаил Павлов был прооперирован в одной из лучших зарубежных клиник и прошел курс реабилитации под наблюдением израильских специалистов. Деньги налогоплательщиков на операцию и похороны градоначальника (вскоре после повторной операции в РБ чиновник скончался) государство изыскало. И не только на похороны, но и на "оказание необходимого содействия родным и близким Михаила Павлова". А вот мать больного двухлетнего ребенка Артемки Небокаткина, рядовая налогоплательщица, не только не дождалась помощи от государства, но и столкнулась с покушением чиновников на собранные ею пожертвования граждан (1). Пенсионеры, всю жизнь платившие налоги и надеявшиеся на бесплатную медицинскую помощь, поставлены перед фактом платных медицинских услуг, перечень которых весьма широк и недоступен для их кошелька. Слишком дорого для больных обходится "бесплатная медицина". Не намного дешевле для родителей обходится "бесплатное образование" своих детей. Все это происходит на фоне такой социально-экономической модели ("белорусской модели"), при которой цены на продукты питания, одежду, обувь и т.д. выше, чем в крупных городах Северной Америки и Западной Европы. На эти элементарные нужды подавляющее большинство белорусских домашних хозяйств тратит более 2/3 своих доходов.

Обследование чиновниками домашних хозяйств в I квартале 2010 года привело к публикации интересных данных: 13,2% домашних хозяйств с детьми в возрасте до 18 лет имеют среднедушевые ресурсы (2) до 300 тысяч белорусских рублей на человека (до $150). Еще 64,4% таких хозяйств располагают среднедушевыми ресурсами 300-700 тыс бел.руб. (т.е. $100-230). Почти 2/3 домашних хозяйств с 2 детьми выживают, располагая до 500 тыс бел.руб. на человека (из них 22% имеют до 300 000 BYR).

"В структуре малообеспеченных домашних хозяйств основную часть (70,2%) составляют домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет, 23,1% - домашние хозяйства без детей и 6,7% - домашние хозяйства, состоящие из одного человека", - делают вывод сотрудники Белстата. И тем самым они определяют истинную ценность заявления пропагандистов о социальной ориентации "белорусской модели" и ее так и не состоявшейся рыночной экономике, "социальном государстве", "государстве для народа" и т.п.

Сложно сказать, каким образом Белстатом была определена средняя зарплата в отрасли "наука и научное обслуживание" в 1541 тыс. руб. (из них в НАН Белоруссии − 1368,2 тыс. рублей), когда зарплата старшего научного сотрудника Академии наук более чем в 2 раза ниже, а младшего научного сотрудника - почти в 3 раза ниже заявленной "средней". При том, что зарплаты молодому специалисту хватает лишь на питание, одежду и оплату услуг общежития, как можно вообще вести речь о модернизации? О каких инновациях уместно говорить, когда зарплата доцента меньше, чем у младшего офицера белорусской милиции и в разы меньше, чем у гастарбайтера, убирающего московский офис? Чего стоят все заявления о росте "средней зарплаты" и доходов бюджетников, если одной рукой повышают оклад, а другой снимают вузовские надбавки, доплаты за ученую степень и ученое звание?

В условиях нового витка роста цен многие белорусы чувствуют себя откровенно обманутыми и прекрасно понимают, что "точечный рост зарплат" не повысит качество жизни, в лучшем случае - с отсрочкой компенсирует издержки для отдельных категорий граждан. Сохранить прежний уровень потребления сможет лишь президентская доярка с зарплатой 800$. Покупательская способность давно обещанных пресловутых "пицсот доларов" (ранее заявляли более высокую среднюю зарплату) не возместит расходов домашних хозяйств на фоне уже произошедшего подорожания продовольственных и промышленных товаров (в т.ч. отечественного производства), коммунальных и прочих услуг.

На самом деле у правительства РБ нет ресурсов, достаточных для того, чтобы средняя зарплата по республике действительно составила 500$ в эквиваленте. То, что такой рост можно вызвать искусственно и лишь на короткий промежуток времени (к кульминации президентской кампании) было ясно еще тогда, когда члены Палаты представителей пытались принять бюджет текущего года. Но даже если А. Лукашенко бросит на установление "средней температуры по больнице" все внутренние резервы и внешние займы, вырастет ли качество жизни, производительность труда и т.д.? Цена дешевого популизма может оказаться неприемлемой уже в 2011 году, после пирровой победы.

При таком раскладе сообщения оппозиционных ресурсов (со ссылкой на социологов Института Гэллапа) о том, что "Каждый пятый житель Белоруссии готов навсегда покинуть страну, а каждый третий - работать за рубежом" не выглядят надуманным злопыхательством. Можно смело проводить аналогии с началом 90-х, когда кое-кто обещал "отвести от пропасти" и, получив огромный кредит доверия, завел республику в пропасть с другого краю.

Вот такая "стабильность" - в нищете и бедности большей части населения, углубляющемся социальном расслоении, деградации и дезориентации провозглашается как "самобытный путь развития". При этом во внешней политике декларируется пресловутая "многовекторность" - т.е. откровенная конъюнктурщина, а во внутренней нивелируются фундаментальные права человека и остатки советской системы соцобеспечения.

"В центре Европы страна пустовать не будет. Я не могу позволить себе унижать собственный народ. В землянки пойдем, но выживем!", - заявил А. Лукашенко на апрельском выступлении в Палате представителей. Тем самым он указал на очевидные проявления глубокого кризиса, в котором находятся белорусские власти, коль скоро открываются такие захватывающие перспективы, невиданные со времен Великой Отечественной войны. Проблема, однако, в том, что в пресловутые землянки "собственный народ" не собирается. Помочь собраться в последний путь призваны госидеологи.

Так называемые "идеологические работники", на которых возложена техническая работа по реализации того аморфного и непонятного даже демиургам "белорусского чуда" концепта под названием "идеология белорусского государства", представляют собой достаточно разношерстную касту.

На начальном этапе формирования пресловутой "идеологической вертикали" обязанности "зама по идеологии", как правило, возлагали на заместителей руководителя по работе с кадрами, учебно-воспитательной работе (в учебных заведениях) и т.д. В соответствии с президентским указом, заместители руководителя "по идеологии" должны были появиться во всех более-менее крупных трудовых коллективах (в организациях, на предприятиях) вне зависимости от формы собственности, характера деятельности и т.п. Приветствовался опыт работы в "первичках" ВЛКСМ, "госпрофсоюзе".

На предприятиях негосударственной формы собственности к чиновничьей инициативе "наладить идеологическую работу" отнеслись, мягко говоря, без энтузиазма. Однако и идти на конфликт с чиновниками, выполняющими ЦУ "Главы государства Президента" тоже желания не было. Обычно должностные обязанности "идеолога" формально присоединялись к обязанностям одного из заместителей руководителя. Или вводилась штатная единица, на которую по тем или иным соображениям назначался человек, который не представлял особой ценности в производственном процессе.

Спустя некоторое время стало понятно, что новоиспеченные "идеологи" с трудом понимают, что такое "идеологическая работа" и в определении самого термина "идеология" несут такую отсебятину, от которой высшим чиновникам становилось как-то не по себе. Ситуация была настолько тяжела, что "идеологи" ставили перед собой амбициозные цели следующего характера: "Основная цель семинара-совещания - сформировать представление о государственной политике Республики Беларусь...", - сообщало госинформагенство в 2008 году (3). Т.е. отсутствует даже представление...

Рецидивы обскурантизма живы до сих пор, что наглядно продемонстрировали участники мартовского семинара-совещания ("идеология - это предприятие и все его работники" и т.п.) (4). Поэтому несколько лет назад на базе Академии управления при президенте началась заочная переподготовка "идеологических работников". Наработавшие многолетний стаж в соответствующей должности "практики" приступили к изучению азов теории (идеологоведения).

Академия приступила также к набору на дневное и заочное отделения и сегодня несколько сот молодых людей могут похвастаться дипломами с записью о присвоении им квалификации "идеолог". Впрочем, любому здравомыслящему человеку понятно, что на идеологов (как и на поэтов) не учатся. Понятно было и то, что свежеиспеченные "идеологи" не обладают навыками, достаточными для того, чтобы занять достаточно "хлебное место" заместителя руководителя предприятия или организации (с зарплатой на четверть меньшей, чем у шефа).

Так была сформирована "идеологическая вертикаль".

В основной своей массе "идеологические работники" застали времена комсомола, но уже в той стадии, когда он прогнил изнутри и переродился. Тем не менее, память о некоторых ритуалах и способах проведения досуга осталась. И когда возникла необходимость "возродить все то лучшее", то начали возрождать именно форму: "аппарат", комнаты отдыха, служебные автомобили, часы политинформации и т.п.

В новой политической системе, где нет ни правящей партии, ни, что главное - идеологии, в новых реалиях "идеологическая вертикаль" оказалась искусственной бюрократической надстройкой. Назначенные на должности "замов по идеологии" были бы, возможно, не прочь вспомнить дорогу в библиотеку и полистать партийно-комсомольские методички, но таковые еще в конце прошлого века списали на макулатуру. Новые методички, как выяснилось, писать некому, т.к. "в верхах" царит такой разброд и шатание, что впору призывать на помощь не НИИ теории и практики госуправления, а ГНЦССП им.Сербского.

То, что госидеологи не знают как делать свою работу - полбеды. Настоящая трагедия заключается в том, что они не знают что делать.

Можно бесконечно долго собираться на различного рода посиделки, громко хлопать в ладоши в ответ на здравицы августейшей особе, а затем продолжать "идеологическую работу" печенью в душных гостиничных номерах. Периодически "охмурителям масс" приходится "ползать на коленях" и "наклоняться" в случае высочайшего неудовольствия. Только всё это к идеологии - государственной ли, партийной или какой-либо иной - не имеет ни малейшего отношения. Это как-то иначе называется, не очень благозвучно.

(1) http://kp.ru/daily/24048/102085/

(2) Располагаемые ресурсы - это денежные средства домашних хозяйств, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за минусом материальных затрат на их производство и стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций (Белстат).

(3) http://www.photobelta.by/ru/photos?theme_id=9929&id=43931

(4) http://www.photobelta.by/ru/photos?theme_id=22474&id=103682