На поле информационной баталии между Россией и Белоруссией, когда на смену одиночным выстрелам отдельных СМИ приходят взрывы многотонных артиллерийских снарядов в виде открытых и взаимных обвинений лидеров двух стран, разворачивается поистине неутешительная картина: отношения между главами государств окончательно испорчены, а точек соприкосновения для того, чтобы найти компромисс, в ближайшем будущем не просматривается.

Пресс-конференция, данная российским СМИ Александра Лукашенко, впрочем, как и выступление Дмитрия Медведева в своем видеоблоге, еще больше дестабилизировали взаимоотношения руководства двух стран. При этом нельзя возлагать вину за это только лишь на официальный Минск. Руководству Кремля, имеющему в своем арсенале куда большие возможности, как информационного, так и иного воздействия на Белоруссию, по всей видимости, не стоило настолько поспешно готовить ответную реакцию на "лебединую песню" Лукашенко, что, фактически сыграло на руку белорусскому президенту в его предвыборной кампании. Однако обо всем по порядку.

Прошедшая несколько дней назад пресс-конференция президента Белоруссии российским СМИ оставила после себя двоякое впечатление. С одной стороны, Лукашенко как всегда задавались вопросы, подготовленные белорусской стороной заранее (об этом может свидетельствовать не только тематика вопросов, но и отточенность ответов Лукашенко и вице-премьера Семашко, перед глазами которого чудесным образом находились необходимые для разговора с президентом сведения о состоянии всех сфер жизнедеятельности белорусского государства), а также звучали дифирамбы в адрес "батьки" там, где надо и где не надо. С другой стороны, в поведении белорусского лидера чувствовалась определенная нервозность и отчаяние, не смотря на то, что практически все приехавшие в Белоруссию журналисты, представляли, мягко говоря, издания, не имеющие сколько-нибудь массовой аудитории читателей. Сложилось впечатление, что вся пресс-конференция представляла собой своеобразный спектакль с наспех написанным сценарием и плохо отрепетированными ролями.

Несмотря на то, что главной темой беседы президента и журналистов были российско-белорусские отношения, не стоит считать, что пресс-конференция являлась неким посылом Москве. Трудно себе представить, чтобы в Кремле не представляли себе всю степень "любви" АГЛ к нынешнему российскому руководству и поэтому последние высказывания белорусского президента стали для Медведева или Путина неожиданностью. Скорее всего, прошедшая встреча с журналистами стала всего лишь очередным этапом в предвыборной кампании Лукашенко, который окончательно решил пойти ва-банк: по возможности до крайности обострить белорусско-российские отношения с тем, чтобы утвердить в сознании простого электората свой образ "отца-заступника". Глупо, конечно, но пока действенно, так как белорусскому обывателю не хочется вникать во все тонкости политико-экономических взаимоотношений двух стран, видя главным виновником всех грядущих в стране бед руководство не Белоруссии, а России.

Еще одним интересным событием в информационной перепалке между двумя странами стал выход в эфир Общенационального телевизионного канала новой, наверное, сатирической программы "Кухня", где ведущие, наподобие ведущих программы "Прожекторперисхилтон", обсуждают различные злободневные вопросы белорусской действительности. Однако то, что изначально позиционировалось, как прорыв на белорусском ТВ явилось, по сути, ни чем иным как плохо завуалированной идеологической пропагандой белорусских властей: шутки, которые должны были бы выявлять определенные пороки существующего режима, оказались направлены на его оправдание.

Революции в информационной среде республики не произошло, а белорусские СМИ в ближайшее время не смогут серьезно конкурировать с российскими в силу объективных причин: низкий уровень профессионализма, недостаточное финансирование, отсутствие свободы и высокая степень заидеологизированности. Поэтому ожидать от них чего-либо нового, кроме как освещения поездок и выступлений Лукашенко, а также небольших репортажей о пороках российского общества не приходится. К тому же, по сведению ряда журналистов, личное мнение многих представителей белорусских СМИ кардинально отличается от их официального, основанного на политическом заказе администрации президента, что сказывается на их пассивности. Совершенно иная картина предстает перед нами со стороны России.

Российское политическое и информационное сообщество не осталось в стороне от изысков белорусских СМИ во главе с ее главным идеологом в лице президента. Наиболее заметным прорывом в информационном противостоянии двух стран стало видеообращение Д.А. Медведева 3 октября 2010 года, в котором глава российского государства подверг резкой критике белорусское руководство и Александра Лукашенко. Президент России официально заявил свое удивление тем фактом, что предвыборная кампания в Белоруссии "целиком и полностью построена на антироссийских сюжетах, на истерических обвинениях России в нежелании поддерживать белорусов и белорусскую экономику, проклятиях в адрес российского руководства. За всем этим видно отчетливое желание поссорить государства и, соответственно, народы". Вопрос о том, насколько данное заявление президента России является необходимым и своевременным, остается открытым. Однако очевидно, что оно отнюдь не способствует стабилизации отношений между двумя государствами и, свидетельствует об окончательном решении Кремля отказаться от дальнейшего тесного сотрудничества с нынешним политическим режимом Белоруссии.

Учитывая тот факт, что белорусская сторона до сих пор находится в своеобразном шоке и не выработала ответного действия (а оно обязательно последует из уст Лукашенко), дальнейшее развитие информационного противостояния со стороны России видится в следующих вариантах.

Вариант первый. Российские власти продолжают и дальше официально дистанцироваться от расширяющего информационного давления на Белоруссию, предоставляя СМИ самостоятельно выбирать способы и темы для войны с Лукашенко. Однако в таком случае российская сторона рискует остановиться на простом дублировании фильмов типа "Крестный батька", основанных на старых фактах, различных интервью с лидерами так называемой белорусской оппозиции и однообразном перечислении сумм субсидирования белорусской экономики. Такая позиция российских СМИ, фундаментом которой является представление Лукашенко в виде нечистоплотного политика и бесчестного человека, может сыграть свою положительную роль лишь в обосновании нынешней политики российского руководства, но никак не повлияет на рейтинг белорусского президента внутри страны. Это невозможно не только потому, что большинство российских программ попросту не попадает в белорусский эфир, но и потому, что позволяет Лукашенко и дальше формировать для себя образ народного мученика, которого обливают грязной и, что самое главное, неподтвержденной ложью.

Вариант второй. Российское руководство открыто и официально начинает проводить антилукашенковскую политику, опираясь на федеральные и местные СМИ. Это потребует волевого решения Кремля, способного окончательно разорвать "дружественные" отношения с белорусским режимом. В этом случае, как в печатных средствах массовой информации, так и на телевизионных каналах России в массовом порядке появятся резкие и обличительные высказывания российских политиков высшего ранга, аналитические исследования белорусской политики и экономики в годы правления Лукашенко, а также будет сформирован образ белорусского президента как главного русофоба на постсоветском пространстве.

Вариант третий. Российские СМИ, как и высшее руководство РФ, полностью отстранятся от комментариев направленных на Лукашенко и его режим. Вместе с тем, на межгосударственном уровне будет продолжена политика перевода российско-белорусских отношений в деловое русло в замен дотационного содержания. Своеобразная информационная блокада Белоруссии со стороны России может принести гораздо больше результатов, нежели активная позиция ряда средств массовой информации. Это связано с тем, что Лукашенко не сможет играть в своей предвыборной кампании на неумелой критике со стороны российских СМИ, а также будет вынужден искать причину молчания Кремля. Последний факт заставит Лукашенко нервничать и делать различные ошибки как внутри страны, так и на внешнеполитической арене, что дискредитирует его в глазах белорусского электората.

Помимо этого, абстрагирование Москвы от политической жизни в Белоруссии заставит белорусскую номенклатуру самостоятельно искать поддержки у своего восточного соседа, а не ждать "вкусных" предложений из Кремля в надежде, что Медведев или Путин решат ее проблемы. Тем более главный посыл белорусской политической элите президентом России уже сделан: "Россия готова к развитию союзнических отношений с Белоруссией. Более того, кто бы ни руководил Россией и Белоруссией, наши народы навсегда останутся братскими".

Как бы дальше не складывались межгосударственные отношения двух стран, сейчас ясно одно - назад к прежним отношениям нынешние руководители России и Белоруссии уже не вернутся. Если учитывать тот факт, что на предстоящих выборах 19 декабря победить белорусскому президенту может помешать лишь вселенский апокалипсис, то можно предположить, что судьба белорусско-российского симбиоза, просуществовавшего почти два десятка лет, достаточно туманна. Расширяющая свои границы информационная война между двумя странами, если и не приведет к дипломатическому разрыву, то уж точно окончательно изменит облик политического сотрудничества Москвы и Минска на долгие годы.