Еще один московский гонец посетил Эстонию, чтобы наставить местное русское население на путь истинный. Это - Александр Ципко. В многочисленных интервью местным СМИ, а также в качестве гостя международного медиа-клуба "Импрессум", он подчеркивал неизбежность краха Советского Союза, построенного на коммунистической идее, как заведомой утопии и глупости.

Тема встречи с журналистами была названа, как "Побег из коммунизма". В пресс-релизе было отмечено: "Александр Ципко - признанный российский эксперт в области новейшей истории, который скрупулезно занимается исследованием этой темы вот уже почти 20 лет. Известность к нему пришла во время перестройки. Острый аналитический ум, обширные познания в области истории и философии, ярко выраженная культура полемики снискали Александру Ципко репутацию одного из самых оригинальных и острых российских публицистов".

Покаяние в форме резонерства

Но в Таллине люди увидели классического резонера, который говорил пространно, но не ответил, ни на один вопрос. Он уводил разговор куда-то в сторону, щеголял цитатами, а еще больше именами мыслителей и исторических личностей, "скакал" по историческим фактам и сладострастно посмеивался над советским временем. Красной нитью проходила мысль, что коммунизм это плохо по определению. При этом он подчеркивал, что именно он, Александр Ципко, первым, когда еще и перестройка-то не началась, стал развенчивать коммунистическую идею, поддержал выход Прибалтики из СССР.

Аудитория недоуменно слушала бывшего идейного коммуниста, который на их глазах выступал как истый антикоммунист, хотя и закончивший в советское время философский факультет МГУ, в 1960-е годы работавший в "Комсомольской правде", в ЦК ВЛКСМ, а в "эпоху Горбачева" был советником "самого" секретаря ЦК КПСС Александра Яковлева - "идеолога перестройки".

Не зря кто-то рядом спросил: "Может он и разуверился, но когда он был искренним, тогда или сегодня?"

Почувствовав настроение аудитории, Александр Ципко, словно исповедуясь, стал оправдываться. Мол, он ренегат. Но ренегатами были все великие русские мыслители конца XIX-XX века - Струве, Бердяев, Плеханов, Ильин и прочие светила русской философской мысли: они начинали с увлечения марксизмом, но в итоге все пришли к его отрицанию.

Увлеченно рассказывая о личном вкладе в дело развенчивания коммунизма, Александр Ципко заявил, что и его шеф, товарищ Яковлев был "самым настоящим антикоммунистом". А когда по залу прошелся шумок недоумевающих слушателей, то он развел руками, мол, всем должно быть ясно, что "развал СССР начался с ЦК КПСС, перестройка была революцией сверху". И все почему? Да в самом руководстве партии стали понимать утопичность и вред коммунистической идеи. Мол, только наивный Михаил Горбачев верил в облагораживание коммунистической идеи.

Как 30-40 лет назад Александр Ципко не забывал ссылаться на руководителей "партии и государства", так и теперь доказательством его позиции были высказывания Владимира Путина и Дмитрия Медведева - мол, они публично признали, что советская власть была на самом деле тоталитарной, а преступления Сталина простить нельзя.

Тут зале кто-то невольно громко вздохнул: "А коммунизм-то тут причем - его ведь так и не построили...обещание Хрущева увидеть его в 1980 году заменили московской Олимпиадой..." Но слушавший только себя Александр Ципко нарочито часто, как будто это и было целью его визита, повторял, что советский период для Прибалтики это, безусловно, "оккупация" и в этом он всегда был согласен со своими эстонскими единомышленниками, которых помнит еще с советских времен. Пожурив нынешнюю политэлиту Эстонии за то, что она "реституциировала" довоенную Эстонскую Республику большевистскими методами, Александр Ципко признал, что в результате жители-неэстонцы стали людьми второго сорта. Подосадовав по этому поводу, демократ и любимец либеральной интеллигенции дал понять, что сей факт, надо воспринимать, как неизбежность и не более того. Ну, а вину за это свалил на Бориса Ельцина, который так безоглядно отпустил Прибалтику на волю. Мол, что тут поделаешь?

Будучи сторонником широкого межнационального сотрудничества, профессор Ципко считает, что сегодня настало время гармонизировать отношения новых независимых государств, родившихся в результате распада СССР. А вот понимает это Александр Ципко своеобразно - он считает, что ради этого придется пожертвовать и эстонизацией русского образования в Эстонии.

Утверждая, что "ответственность за процветание и безопасность народов постсоветского пространства должна носить коллективный, взаимный характер", он видимо, как и многие приезжавшие в этом году в Таллин московские проводники российско-американской политики "перезагрузки" и соответственно нормализации отношений между Москвой и Таллином, посчитал своим долгом внести свою лепту в умиротворение прибалтийских государств. А именно за счет забвения (читай: предательства местного русского населения) и предания анафеме коммунизм.

Историзм забыт историком напрочь

Вспомнили собравшиеся и его недавний поединок на российском телевидении с писателем Михаилом Веллером - спору о замене на башнях Кремля рубиновых звезд на двуглавых орлов. И тут Александр Ципко подтвердил свою многоликость (в одном лице он политолог, философ и публицист), окончательно позабыв об историзме, то есть о диалектике подхода к принципу изучения и оценки каждого предмета и явления в их историческом развитии.

Истово желая выкорчевывать "коммунистическое" прошлое, как некое недоразумение в истории России, он уподобляется эстонским националистам, которые на свой, фантомный, манер подвергли ревизии историю Второй мировой войны. Это, когда они посчитали, что участие эстонцев в составе дивизии СС против Советской Армии было национально-освободительным действом, направленным против русских и России.

Но как останется историческим фактом служение эстонцев или власовцев Гитлеру, также и советский, да трагедийный, но и героический период одновременно, останется неразрывной и естественной частью российской истории.

Странно не признавать этого Александру Ципко, о котором устроители его приезда в Эстонию отозвались, как об "ученом академического склада", который читает лекции студентам и аспирантам Национального института "Высшая школа управления", занимается подготовкой кадров для политических партий и движений, в том числе и молодежных. Ушел Александр Ципко и от ответа на резонный вопрос таллинского журналиста: "Если речь идет о "побеге из коммунизма", то куда же убегает Россия?"

При этом ему, прежде всего, напомнили, что ругая в лоб "советский коммунизм", нельзя игнорировать цивилизационную отсталость самой России. То есть, совершенно не готовую даже к социализму, элементы которого достаточно широко и основательно представлены во всех странах Запада (Швеция - самый яркий пример). Как говорится, не по Сеньке шапка. Ленин, и не только он, подчеркивали это, говоря и о многоукладности социально-экономической устройства России, упоминая и такой термин-образ, как "азиатчина". То есть можно и так сказать, что цивилизационная отсталость России скомпрометировала идею коммунизма, а не наоборот.

Утверждение в 1917 году в силу уникальных исторических условий в полуфеодальной России социализма (на базе коммунистических идей), как общественной формации государства, можно сравнить с природными аномалиями, когда, например, жизнь растительного мира испытывает климатические нарушения при смене времен года.

Но такие исключения не отменяют воздействие Солнца на климат нашей планеты. И та же аналогия с критикой коммунизма, который грянул в России в решающей степени в силу исторических коллизий, а не только по воле большевиков. Профессору, главному научному сотруднику Института экономических и политических исследований Российской академии наук напомнили, что осенью 1916 года, Ленин выступая в Швейцарии перед молодыми большевиками сказал буквально такое: нам, "революционерам старикам" революции в России уже не видать.

Все эти доводы приведены не в оправдание коммунистов, а как объяснение происшедшего.

А что касается того, куда бежала от коммунизма Россия, то Александр Ципко разочаровал окончательно. Ему напомнили, что становление капитализма, как формации, было крайне антигуманным. Вспомним, буржуазные революции в феодальной Европе привели к невиданной миграции жителей Европы в Северную Америку. То были не только тяготы и беды для миллионов бежавших с родины людей, но и последовавшее уничтожение индейцев.

Разве можно забывать и о четырех веках колониального грабежа народов Азии, Африки и Латинской Америки странами Запада? И грабеж этот вовсе не кончился в 1961 году - в год деколонизации. Спустя полвека выяснилось, что разрыв между бывшими колониями западных стран не сократился, а заметно вырос! Капитализм как формация, показал, что он процветает в отдельно взятой стране только за счет других народов и стран.

И так называемый "золотой миллиард" при пяти миллиардах остального, голодающего и бедствующего населения планеты, лишний раз опровергает миф о капитализме, как единственно правильном механизме социально-экономического существования людей.

Поэтому ставка Александра Ципко на капиталистический способ производства, как, по его словам, безальтернативный, как минимум, не бесспорен. Особенно, учитывая, что сегодня трещит по швам вся мировая финансовая система, построенная таким образом, что все трудности американского доллара взвалены на другие страны мира.

И потому все потуги Александра Ципко обелить капитализм за счет низвержения коммунизма служат не спасению России, мечущейся сегодня в поисках выхода из тупика, а, в конечном счете, а ее развалу, чтобы пристегнуть ее, точнее ее природные запасы, к США и Западу, дав еще одну передышку пребывающей в агонии капитализму.

Надо признать, московский гость местами говорил и вполне разумно, но и эта толика не только противоречила его хвалебной оде антикоммунизму, но, тут же, тонуло в страсти философа-верхогляда, гордящегося тем, что прозрел-таки к концу своей насыщенной деятельности на благо дело коммунизма.

Такое осталось впечатление.