Дмитрий Ермолаев: Новый мэр Москвы станет автопортретом федеральной власти
"Отрешение" от власти
Не будем сейчас размышлять, насколько оправдано подобное увольнение с учетом его гигантских издержек - возможного нарушения политического статус-кво. Задумаемся о другом: способна ли федеральная власть перекрыть эти издержки, выдвинув на пост мэра Москвы фигуру масштаба Юрия Лужкова. Или фигуру с потенциалом Юрия Лужкова. Отметим, что Лужков далеко не ангел. О сложившейся в Москве системе коррупции и о богатстве московских чиновников и их родственников ходят легенды. Но любопытно, что большинство москвичей считают Лужкова одновременно "коррумпированным, компетентным, решительным и доброжелательным". Все качества, как говорится, в одном флаконе.
Чем же объясняется доброжелательное отношение горожан к откровенно коррумпированной системе мэра? Думается, способностью Лужкова брать ответственность на себя и не бояться участвовать в большой политической игре. В которой, отметим, он часто бывал бит. Свою боярскую шапку Лужков заслужил в лихолетье 90-х, когда он неоднократно выступал против излишне либеральных течений в российской политической жизни. А удержать её во времена крутого по нраву
Что касается коррумпированности Лужкова и его окружения, о чем слагаются "притчи во языцах". Один федеральный чиновник поведал мне секрет жизнеспособности московской олигархическо-коррупционной системы: "Лужков установил предельный лимит разворовывания - двадцать процентов от стоимости контракта. То есть на двадцать процентов разворовывания он закрывал глаза, но не дай Бог кто-то сворует больше или на оставшиеся восемьдесят процентов построит некачественно - такие люди более контрактов в Москве не получают". А вот в федеральном секторе воруют до пятидесяти процентов, да и строят с браком, печально резюмировал свою мысль мой собеседник.
То есть после столь громкого отправления Лужкова в опалу федеральная власть просто обязана выдвинуть на пост мэра Москвы фигуру, которая будет способна выстроить в Москве некоррупционную эффективную систему управления. И которая будет способна отстаивать интересы столицы и москвичей в баталиях с федеральными министрами.
Новый мэр станет отражением способности федеральной власти предлагать обществу свою повестку дня. Новый градоначальник будет своеобразным автопортретом кремлевской власти. И хотелось бы, чтобы этот портрет был любим горожанами.