Николай Радов: Китайский фактор во внешней политике Белоруссии
Внешняя политика современной Белоруссии в настоящее время претерпевает довольно серьезные изменения. По словам главы белорусского государства, новые направления во внешнеэкономической сфере, которые были намечены в последнее время, в частности контакты в зоне Карибского бассейна, на Ближнем Востоке и в Африке, "имеют не просто стратегическое значение - это вопрос выживаемости нашего государства как суверенного и независимого".
На фоне ухудшающихся отношений с Россией белорусские власти приняли кардинально важное для себя решение - активизировать экономическое и политическое сотрудничество Белоруссии и Китайской Народной Республики. Необходимо напомнить, что если в начале 1990-х годов товарооборот между двумя странами не превышал 34 млн. долл., то в 2008 году показатель достиг $2,2 млрд. К 2010 году Китай превратился в одного из важных внешнеторговых партнеров Белоруссии: 5-е место по объему товарооборота, 8-е - по экспорту и 4-е место по импорту среди стран дальнего зарубежья.
За последние несколько лет в Белоруссии при участии китайской стороны был создан и профинансирован ряд совместных инвестиционных проектов. Например, в 2008 году в Белоруссии было создано совместное предприятие "Горизонт-Мидеа" по выпуску сложнобытовой техники, в 2009 году в Китае были созданы СП ООО "АВИК-
В 2010 году двумя странами была начата проработка вопросов создания в Белоруссии специальной промышленной зоны для китайских инвесторов, а так же активизирована работа сторон по реализации инвестиционных проектов в столице республики. Так, в Минске с привлечением кредитов китайских банков планируется реализовать более 20 проектов общей стоимостью около 1,3 млрд. долларов: строительство завода индустриального домостроения, создание интеллектуальной транспортной системы безопасности, строительство транспортных развязок, 10 паркингов, автобусного парка, трамвайной линии, а также гостиницы "Пекин" и жилого квартала "Чайна-таун".
Однако наиболее интересным и жизненно необходимым для белорусского правительства является вопрос крупных финансовых инвестиций в экономику страны, для чего китайским инвесторам и компаниям создаются наиболее благоприятные условия. Еще в 2007 году Китайская национальная корпорация по зарубежному экономическому сотрудничеству с привлечением 42 млн. долларов льготного кредита правительства КНР начала модернизацию Минской ТЭЦ-2, а в 2009 году - Минской ТЭЦ-5 (кредит Государственного банка развития Китая в 260 млн. евро).
В 2008 году китайское правительство и
В марте 2009 года в Минске между Национальным банком Беларуси и Народным банком Китая было подписано своп-соглашение об обмене национальными валютами, для реализации которого в марте 2010 году между центральными банками двух стран было подписано Соглашение об организации расчетов, которое позволяет начать двусторонние расчеты в национальных валютах. Необходимо отметить, что с Россией подобного соглашения заключено не было.
В конце 2009 китайским правительством было принято решение открыть правительству Белоруссии кредитную линию в размере 5,7 млрд. долларов для финансирования ряда инвестиционных проектов в Беларуси с участием китайских компаний. С весны 2010 года, согласно подписанному Рамочному соглашению о финансовом сотрудничестве между
По словам белорусского руководства, сегодня обсуждаются новые проекты, которые суммарно оцениваются в 15 млрд. долларов США, что является абсолютным рекордом прямых инвестиций в белорусскую экономику. При этом президент Белоруссии открыто заявил, "что Китай спустя год-два займет первое место по инвестированию". Ряд экспертов рассматривают межгосударственный кредит КНР Белоруссии в качестве единственно возможного выхода (или отсрочки) из надвигающегося на страну в ближайшие годы экономического коллапса. В частности, в 2012-2013 годах, когда наступит пик выплат по внешним долгам: по кредиту
Помимо экономической составляющей белорусско-китайских отношений, необходимо помнить и о геополитических и стратегических вопросах сотрудничества. В настоящее время, по мнению белорусских официальных лиц, отношения именно с Китаем, а не с Россией являются "основным приоритетом внешней политики Белоруссии". Надо учитывать, что эти слова произнес не простой государственный чиновник низшего ранга, а председатель Совета Республики Национального собрания Белоруссии Леонид Крупец.
Поиски любого внешнеполитического союзника на будущие несколько лет, которыми активно занимается администрация нынешнего президента, если и не напрямую совпадает, то, по крайней мере, не противоречат современным китайским интересам, направленным на мировую экономическую и социально-культурную экспансию. Поэтому слова А. Г. Лукашенко о том, что "Китайская Народная Республика может рассчитывать на Беларусь здесь, в центре Европы, по всем направлениям", могут быть восприняты Пекином с определенной долей оптимизма.
Для белорусской стороны расширение связей с КНР представляется перспективным по нескольким причинам. Во-первых, замена российского финансирования экономической поддержкой Китая, которая позволит режиму Лукашенко поддерживать в ближайшее время социальную стабильность в обществе. В случае удачных переговоров с Пекином, Минск может открыто заявить о фактической независимости белорусской экономики от цен на российское углеводородное сырье - белорусское руководство изыщет способы оплачивать газ по мировым ценам из китайских кредитов. Однако в таком случае Белоруссия рискует попасть в абсолютную зависимость уже не от России, а от Китая, для которого слова о "братской дружбе", которыми так любит оперировать Лукашенко, не более чем пустой звук.
Во-вторых, белорусский режим нуждается в политической поддержке своей легитимности со стороны какой-либо из великих держав. Китай, являясь достаточно серьезным игроком на мировой арене, пускай и не полностью, может заменить в этом вопросе Россию. К тому же, в отличие от России, руководство КНР, по словам заместителя председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей
В-третьих, быстрое сближение Белоруссии и Китая может быть использовано Минском в качестве одного из инструментов давления на Россию. Допуск китайцев к приватизации белорусского нефтехимического комплекса, "
Во-первых, расширение сферы своего политического и экономического влияния в европейском регионе. В данном случае вариант с небольшой страной, которая не является членом ЕС и остро нуждается в финансово-экономической поддержке подходит как нельзя лучше. Во-вторых, руководство КНР, в отличие от американцев, которые активно применяют военные методы, проводит пока мирную экономическую и культурную экспансию. Поэтому Белоруссия может рассматриваться в качестве одного из отправных пунктов китайского продвижения в Европе. Одним из возможных последствий, скорее всего, станет потеря определенной посреднической роли России в диалоге между Китаем и европейским сообществом.
В-третьих, для Китая, который всегда преследует собственные интересы, присутствие в Белоруссии позволяет быть географически ближе не только к европейским потребителям, но и передовым технологиям, в том числе и белорусским (нельзя отрицать, что при всей отсталости технологического парка, в республике пока еще ведутся различные научно-технические разработки, которые могут быть интересны Поднебесной).
В-четвертых, выделяя связанные кредиты и создавая рабочие места за пределами КНР, Пекин реализует государственный план как можно большего освоения своих кредитов за счет собственных ресурсов. В данной ситуации белорусская сторона оказывается в проигрышной позиции, так как, аварийно затыкая дыры в бюджете китайскими кредитами, Минск рискует остаться должником, вложив средства не в свою, а китайскую экономику.
В-пятых, нельзя забывать и о идеологической составляющей взаимоотношений. Несмотря на так называемый китайский "капитализм с социалистическим лицом", основой режима КНР является достаточно жесткая авторитарная власть, схожая с белорусской. Поэтому Пекин в лице белорусского президента не только видит определенного идеологического соратника, но и отводит ему роль раздражителя России и стран ЕС, для которых Лукашенко является "последним диктатором" в Европе.
Конечно, наивно полагать, что белорусский вопрос может стать камнем преткновения в отношениях между Китаем и Россией или Китаем и Европой. Однако руководство Белоруссии в лице ее президента может попытаться разыграть китайскую карту не только в преддверии выборов, о чем косвенно свидетельствует намеченная на октябрь поездка белорусского главы в КНР, но и после них, так как надеяться, что Лукашенко не будет "переизбран", на данный момент не приходится. Главной проблемой в этом случае может стать тот факт, что, являясь политиком одного дня, Александр Григорьевич не пожелает просчитать все возможные варианты усиления китайского влияния в Белоруссии, которые, в конечном счете, могут привести к окончательной "китаизации" страны.