Вафа Гулузаде: Референдум не развалит, а укрепит Турцию
Интервью ИА REGNUM Новости с советником по внешнеполитическим вопросам первых трех президентов Азербайджана, политологом
ИА REGNUM: Насколько, по-вашему, было своевременным проведение 12 сентября референдума по внесению изменений в Конституцию Турции?
Поскольку Турция прошла большой путь в своем развитии и полностью отличается от государства, которое было создано
Конечно, нельзя не помнить, что значение заветов Ататюрка для сохранения и развития турецкой государственности было архиважным. Он поставил во главе Турецкой Республики армию для того, чтобы насильственно оторвать страну от османского прошлого. Напомню, что в Турции того времени были очень сильны сторонники Османской империи и пантюркизма. А Ататюрк совершенно верно считал, что Турция может состояться как государство только в том случае, если станет прозападной. Нужно констатировать, что армия сумела сыграть положительную роль в направлении Турции на Запад.
Но с тех пор утекло много воды и турецкое общество изменилось. Сейчас оно хочет быть более демократичным, обладать куда большими правами, чем раньше и, наконец, выйти из-под пресса военной элиты, которая, кстати, и сама значительно переменилась. 90 лет назад солдаты и младший офицерский состав был темными, невежественными, и прозападную военную элиту, получившую образование в Европе, разделяла от народа пропасть. Сегодня же турецкие воины - люди светские, но не забывающие о своей религии - исламе.
Итак, изменения, которые внесены в Конституцию Турции, отражают желание большинства турецкого общества, укрепляют независимость судебной системы и демократизируют страну. Еще одним козырем сегодняшней Турции является ее очень сильный и популярный лидер,
ИА REGNUM: Вместе с тем известно, что против реформ проголосовали 42% избирателей, пришедших на референдум, а большая часть курдского населения отказалась от участия в нем. Не стоит ли Турция, которую до сих пор в основном цементировала армия, на пороге серьезных потрясений и даже раскола?
Я так не думаю. Те, кто называет успех прошедшего референдума началом конца Турции, ошибаются сами и вводят в заблуждение других. Да, часть граждан проголосовала против изменений в Конституцию, но ведь это совершенно нормально для демократической страны.
Теперь о так называемом курдском сепаратизме. Напомню, что подавляющее большинство курдов тесно интегрировано в экономическую, политическую и социальную жизнь Турции, и гордится своим государством. Жалкая кучка отщепенцев из террористической организации "Курдская рабочая партия" (КРП) куда больше опирается не на внутреннюю, а внешнюю поддержку. Напомню, что КРП была создана Советским Союзом, а позже установила контакты с американской и европейскими разведками. У КРП сильны базы в Армении, и поскольку та несамостоятельна, то, понятно, что и это происходит с подачи ФСБ. Словом активность или пассивность курдских сепаратистов зависит и будет зависеть от американо-российских, американо-турецких и российско-турецких отношений. Только США и Россия могут манипулировать курдскими боевиками.
ИА REGNUM: Как отразятся итоги турецкого референдума в большом регионе от Балкан до Южного Кавказа?
Для всех стран, окружающих Турцию, и кстати, не только для них, ее неуклонное превращение в успешное региональное демократическое государство с сильной экономикой будет иметь очень колоссальное значение. Это касается Балкан, Ближнего Востока, Кавказа и даже Центральной Азии. Несмотря на мировой кризис, у Турции хорошие темпы роста экономики. И прежде всего надо помнить, что их обеспечила находящаяся у руля власти и инициировавшая проведение конституционного референдума ПСР во главе с Эрдоганом. Поэтому я считаю, что Турция находится на правильном пути. Правящая партия успешно осуществляет программу демократизации страны, процесс поддерживается демократическими странами мира, и вселяет надежду на развитие и процветание обширного региона.
ИА REGNUM: Некоторые в Азербайджане беспокоятся, что заручившаяся на референдуме поддержкой значительной части населения ПСР пойдет на восстановление отношений с Арменией и открытие турецко-армянской границы...
Я не раз говорил, что отношения Турции с Арменией до сих пор не нормализованы исключительно потому, что этого не хочет Москва. Россия не сдает и сдаст в ближайшем будущем Армению Турции. Поэтому Ереван под диктовку Москвы занимает такие позиции, что Турция не может открыть границу. Представьте себе, что из Кремля армянам скажут: "Бросьте вы эти разговоры о геноциде - был он или не был, теперь никто не докажет. Бросьте эти неосуществимые территориальные претензии к Турции, оцените свою силу и значение, посмотрите, где вы, и где турки. Какие могут быть территориальные претензии у маленькой Армении к такому могучему государству? Забудьте об этом бреде и откройте границу". Да в Ереване лопнут от радости. Лопнут потому что Москва, наконец, позволила им хорошо жить. Они не пойдут, а побегут открывать границу, да и турки тоже откроют, не будут возражать. Но если армяне кроют могучего соседа последними словами, говорят, что турки - убийцы, что они совершили геноцид и должны огромное количество денег и недвижимости, то, конечно, Турция не может открыть границу. И не откроет, пока эта паранойя не исчезнет.
А что такое карабахский фактор и почему сопредседатели Минской группы
Я по-прежнему уверен, что азербайджано-армянский конфликт закончится или с ослаблением России или если в этой стране, наконец, придут к власти новые политики, которые изменят имперское мышление и привьют обществу демократические ценности.
Беседовал Рафаэль Мустафаев