Иннокентий Адясов: Деятельность Россотрудничества - окончательный провал политики России в СНГ
В последние годы все чаще вставал вопрос о необходимости создания органа исполнительной власти, который бы отвечал за координацию российских усилий в
Россотрудничество подходит ко второй годовщине своей деятельности и можно уже делать некоторые выводы о результатах его деятельности. Как представляется, выводы эти будут неутешительные.
Анализ результатов деятельности лучше всего провести по блокам вопросов, закрепленных за Федеральным Агентством.
Прежде всего, блок экономических вопросов.
За этот блок в Россотрудничестве отвечает
Морозов запомнился общественности и экспертному сообществу скандальным участием в выборах губернатора Рязанской области и обвинениями в адрес своего соперника по выборам, бывшего командующего ВДВ
Рожецкин в деле отметился тем, что невероятным образом умудрился получить почти полсотни миллионов долларов у бермудского оффшора
Основное поле приложений Росострудничества в экономической сфере - инновационное развитие. Звучит, безусловно, красиво и актуально. Однако при ближайшем рассмотрении видны явные признаки вторичности и дублирования уже существующих структур и проектов.
Федеральное агентство выступает заказчиком-координатором программы инновационного развития СНГ до 2020. Этим обстоятельством ФА чрезвычайно гордится. Однако на постсоветском пространстве уже есть структура, занимающаяся инновационным развитием. Это - центр высоких технологий ЕврАзЭс. По информации секретариата ЕврАзЭс, цели и задачи Центра высоких технологий:
- содействие разработке и реализации согласованной инновационной политики государств - участников центра;
- координация работ по созданию Евразийской инновационной системы и развитию инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности в государствах, участвующих в создании и деятельности центра;
- организация совместной разработки и реализации научно-технических программ и инновационных проектов участников центра;
- содействие созданию механизмов финансирования инновационных программ и проектов и создание условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу.
Деятельность центра будет осуществляться за счет расширения возможностей национальных инновационных систем на основе интеграции научно-технического и промышленно-технологического потенциала, развития кооперации, гармонизации законодательства в сфере инновационной деятельности. Центром была разработана Концепция Евразийской инновационной системы, которая утверждена решением Межгоссовета
Стоит также отметить, что в СНГ уже принималась схожая программа инновационного развития на 2001-2005 годы. Она тихо ушла в небытие и сейчас ее хотят реанимировать и представить как новый подход в реформировании Содружества. Безусловно, возникает вопрос: может ли Россия в период достаточно серьезного бюджетного дефицита позволить себе финансировать ненужные ей проекты, даже если они имеют очень красивые названия? Россотрудничество до сих пор так и не представило экспертному сообществу свой проект программы инновационного развития, заменяя конкретные вопросы общими лозунгами о важности инноваций для СНГ.
Блок вопросов приграничного сотрудничества в Содружестве.
Судя по всему, Россорудничество этот блок вообще не интересует, а ведь основной объем торгово-экономического сотрудничества на территории Содружества приходится именно на пограничное / межрегиональное сотрудничество.
Блок аналитической работы.
Уровень аналитической и прогностической работы ФА вообще не выдерживает никакой критики. Уход из Россотрудничества
Высказывание Т.C. Мишуковской, главы управления гуманитарного сотрудничества - '' нам аналитики не нужны, нужны исполнители''- многое объясняет. На все запросы, как ее высказывание соотносится с позицией президента Медведева ''необходим глубокий аналитический подход к событиям, прогнозирование тенденций развития как двусторонних, так и многосторонних отношений", Мишуковская хранит молчание. К сожалению, при такой кадровой политике ждать реальных прорывов в российской политике в СНГ сложно. Вообще Татьяна Мишуковская не первый раз отличается оригинальностью своей позиции. Много вопросов вызывало ее поведение во время сноса памятников Русского мира в Ташкенте. Стоит отметить, что до назначения директором управления гуманитарного сотрудничества Россотрудничества Мишуковская возглавляла представительство тогда еще Росзарубежцентра в Узбекистане.
Как написали в открытом письме организации соотечественников Узбекистана, ''с приветствиями к Русскому культурному центру и российским соотечественникам обратилась начальник управления Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству России Т.С.Мишуковская". 21 ноября российским посольством и представительством Россотрудничества был дан прием в честь пятнадцатилетия образования РКЦУ. На всех этих мероприятиях, проходивших в буквальном смысле под гул бульдозеров, не прозвучало ни слова (!) в защиту памятников Русского Мира. В ночь с 21 на 22 ноября в Ташкенте был демонтирован, разрезан на части и вывезен в неизвестном направлении памятник Защитнику Родины в виде советского солдата, расположенный перед зданием музея вооруженных сил Узбекистана (ранее музей Туркестанского военного округа). Вместе с ним был уничтожен Парк Боевой Славы: демонтированы и вывезены все украшавшие его бюсты узбекистанцев-Героев Советского Союза, военная техника периода
Несмотря на все это, Россотрудничество продолжает упорно говорить об особой роли президента Узбекистана
Можно сказать, что рутинная, не приносящая быстрых дивидендов работа была заменена на внешне эффектные действия (уже упомянутая инновационная программа до 2020 года, развитие нанотенологий, разработка в СНГ суперкомпьютеров, крайне затратная программа открытия новых центров в Содружестве), дающие возможность показать бурную работу политическому руководству страны и оправдать существование малоэффективного Росострудничества.
Также приходится констатировать, что российские институты "мягкой силы" так и не появились. Невнятная позиция Россотрудничества не дает возможности консолидировать пророссийскую часть гражданского общества в странах СНГ. Многие организации соотечественников отказываются иметь какие-либо дела со структурами и должностными лицами ФА.
Взаимодействие к экспертным сообществом, академическими институтами, другими заинтересованными сторонами и выработка реально действующих документов заменено на подписание огромного количества формальных соглашений о сотрудничестве. Вопрос об их пользе остается открытым. Россотрудничество активно добивается увеличения бюджетных ассигнований на свои проекты. В первую очередь это касается гипотетической национальной программы содействия международному развитию (уже известный проект "Школьные завтраки в СНГ'' является частью этой программы). Речь идет о многих сотнях миллионов долларов в год. Встает вопрос: как ФА расходует имеющиеся в его распоряжении бюджетные деньги?
Отчет Счетной палаты России по результатам проверки отдельных загранпредставительств Россотрудничества дает достаточно тревожную картину: "Отмечаются серьезные нарушения установленного порядка организации бюджетного процесса, ведения бухгалтерского учета и предоставления бюджетной отчетности в части нарушения сроков утверждения и доведения сметных назначений на содержание представительств, допущения превышения расходования сметных назначений, искажения временного периода бухгалтерской и бюджетной отчетности и несоответствия ее установленным нормативным документам''.
"В загранучреждениях МИДа России и представительствах Россотрудничества отсутствует обобщенная информация о финансовой деятельности (выделение грантов и финансовой помощи) органов правительства Москвы, общественных объединений (таких, как Фонд Русский Мир, Международный совет российских соотечественников, Московский Дом Соотечественника), осуществляющих функции в отношении соотечественников в стране пребывания. В условиях отсутствия системности и скоординированности в работе с соотечественниками резко снижается эффективность при реализации принятых решений и проводимых мероприятий''.
Кроме того, деятельность ФА отличается крайней закрытостью. Россотрудничество стало одним из немногих органов федеральной исполнительной власти, не опубликовавшим декларацию о доходах руководства и сотрудников.
Ситуация на постсоветском пространстве сейчас отличается с одной стороны высокой степенью неопределенности, c другой серьезным динамизмом процессов. Говоря образно, свет от потухшей сверхзвезды СССР становится все слабее, в странах СНГ в активную жизнь (включая политическую) вступает поколение, сформировавшееся уже после распада Союза. На постсоветском пространстве все большую активность, прежде всего, экономическую, проявляет новый мощный игрок - Китай. В то же время с 1 июля 2010 года на пространстве бывшего СССР начал функционировать, пусть и с определенными сложностями, новый интеграционный проект -
Происходит перенос интеграционной активности, прежде всего в экономической и инновационной сфере, в структуры ЕврАзЭс. Все это требует от России определения реальных приоритетов на постсоветском пространстве и выстраивания структуры исполнительных органов власти в соответствие с этими приоритетами. Возможно, продуктивной будет идея о создании органа исполнительной власти условно обозначенного как Министерство по делам постсоветского пространства. В зону деятельности данного министерства должны войти не только страны СНГ, но и Грузия, Абхазия, Южная Осетия, прибалтийские государства.
Данное министерство должно объединить функции Россотрудничества, МИД России, МЭР, Министерства науки и образования, связанные с постсоветским пространством. Как известно в период с 1994 по 2000 год в РФ существовал похожий орган исполнительной власти - Министерство по делам (сотрудничеству) СНГ. В 2000 году данное министерство было ликвидировано, его функции были разделены между МИД России и Министерством экономического развития и торговли.
Как представляется, такая реорганизация негативно сказалась на интересах России на постсоветском пространстве.