Приграничное сотрудничество в Алтайской горной системе: регионы хотят стать опорой для ШОС
В городе Урумчи (столица Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая) на прошлой неделе состоялось заседание международного координационного совета "Наш общий дом - Алтай". На заседании обсуждались вопросы приграничного сотрудничества России, Китая, Монголии и Казахстана в рамках Алтайской горной системы.
В совет, созданный в 2003 году, входят представители Баян-Ульгийского и Ховдского аймака Монголии, Восточно-Казахстанской области Казахстана, Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, Алтайского края и Республики Алтай (Россия). Изначально совет создавался как структура, в которую входили представители законодательных органов власти указанных территорий, однако со временем инициатива перешла в руки исполнительных органов власти. Так, на прошедшем в Урумчи заседании делегацию
Вице-губернатор Алтайского края, секретарь совета Борис Ларин отметил, что за годы своей работы "Наш общий дом - Алтай" достиг значительных результатов в деле развития межрегиональных связей между участниками, в том числе в сфере экономики, экологии и образования. На территории Большого Алтая реализуются различные гуманитарные инициативы, направленные на укрепление связей между проживающими здесь народами, в том числе в рамках "народной дипломатии". В ходе прошедшего в Урумчи заседания был создан Совет ректоров вузов Большого Алтая, который должен способствовать развитию научно-технического сотрудничества территорий, студенческому и научному обмену. Каждодневная работа местных властей, ежедневные решения в интересах наших людей, - так, по мнению Ларина, можно охарактеризовать характер деятельности международного координационного совета "Наш общий дом - Алтай".
В то же время Ларин отметил, что ряд проектов, одобренных ранее, реализуются с трудом из-за того, что у регионов Алтайской горной системы нет полномочий, присущих центральным правительствам. Например, развитие сотрудничества в сфере туризма продвигается "очень сложно из-за административных барьеров, из-за режима пересечения границ". Облегчение этого режима зависит от центральных органов власти, и, как заявил Ларин, они понимают эти проблемы и предпринимают шаги для их решения.
В целом, по мнению Ларина, деятельность совета создает опору для развития отношений в рамках
"Правительство Китая уделяет большое внимание развитию Синьцзян-Уйгурского автономного района, - заявила в своем выступлении секретарь парткома управления науки и техники СУАР Юэргули Цзяпаэр. - В мае ЦК Компартии Китая и Госсовет провели специальное совещание по вопросам развития Синьцзяна, по итогам которого председатель КНР
Развитие и укрепление сотрудничества между регионами на Алтае - важная составляющая международной политики Китая в Синьцзяне, продолжила она. При этом развитие этого сотрудничества сталкивается с некоторыми проблемами, для решения которых власти Синьцзяна сделали участникам Совета три предложения.
В первую очередь - и об этом говорится на каждом заседании Совета - нужно добиваться поддержки инициатив алтайских регионов со стороны центральных правительств стран-участниц. "Мы на региональном уровне достигаем взаимопонимания по многим вопросам, - отметила Юэргули Цзяпаэр. - Однако для претворения наших решений в жизнь необходимы решения центральных органов власти наших стран в сфере туризма, экономики и природопользования".
Кроме того, китайская сторона предлагает выработать механизм согласования и реализации решений Совета местными органами власти и усилить роль Алтайской конференции по научно-техническому сотрудничеству. По мнению Цзяпаэр, рекомендации этих конференций должны служить основой для принятия решений органами власти регионов Большого Алтая.
Руководитель делегации Восточно-Казахстанской области Елена Ясинская считает, что для развития отношений между Россией, Казахстаном, Монголией и Китаем в сфере алтайского трансграничного сотрудничества необходимо создать "свободную туристическую зону", в рамках которой могла бы действовать единая туристская виза-пропуск. Кроме того, представители Казахстана предложили создать совместные предприятия в сфере турбизнеса для обслуживания международного маршрута "Алтай - золотые горы".
Основные проблемы в развитии сотрудничества касаются транспортной инфраструктуры и режима пропуска на границах. И, по большому счету, решение этих вопросов во многом зависит от позиции Китая, поскольку, по заверению представителей остальных трех государств, у них проблем с организацией транспортного сообщения и упрощенного визового режима проблем не возникнет (хотя эти заявления кажутся весьма спорными). Именно транспортная составляющая приграничного сотрудничества на Алтае стала предметом наиболее активного обсуждения на заседании.
"Алтайские регионы являются фактически тупиковыми территориями в наших странах, именно поэтому развитие транспортной инфраструктуры является наиболее важным, - отметил вице-губернатор Алтайского края Борис Ларин. - Раньше Россия и Китай обсуждали возможность строительства прямой автомобильной дороги через Республику Алтай. Сейчас стало окончательно ясно, что этот проект не будет осуществлен, поэтому развиваются два транзитных направления - развитие сообщения через Монголию и Казахстан".
Однако после успешных, казалось бы, переговоров в 2009 году о строительстве дороги из КПП Хуншаньцзуй - Даян на китайско-монгольской границе до КПП Цагануур - Ташанта на российско-монгольской границе, которое обещали проинвестировать китайские предприниматели, власти Монголии заявили о намерении номинировать природный парк Таван-Богд, расположенный по маршруту проектируемой дороги, в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Ссылаясь на это обстоятельство, представитель Баян-Ульгийского аймака на заседании в Урумчи заявил, что "этот вопрос (строительства дороги из Даяна в Ташанту) окончательно не решен". Опыт последних лет показывает, что включение территории в Список всемирного природного наследия повлечет за собой протесты международной экологической общественности по поводу ее возможного освоения, и прозападное центральное правительство Монголии фактически затормозит выдачу разрешения на строительство дороги.
Присутствовавший на заседании в Урумчи алтайский эколог Михаил Шишин в дополнение к этому заявил участникам заседания, что уже готовы предварительные заявки на включение в число объектов природного наследия ЮНЕСКО не только монгольского парка Таван-Богд, но и также парка "Канас" в Китае и Катон-Карагая в Казахстане. По словам Шишина, эти объекты имеют высокие шансы на включение в список. При этом, напомним, плато Укок, расположенное в России, является объектом всемирного природного наследия еще с 1998 года.
ИА REGNUM Новости уже обращало внимание на мнение ряда экспертов, которые полагают, что деятельность спонсируемых западными фондами экологов в Алтайском горном регионе направлена на создание в приграничных районах четырех стран сети особо охраняемых природных территорий, которые фактически выведут эти земли из экономического оборота. Это, в свою очередь, крайне затруднит экономическое сотрудничество регионов Большого Алтая и, в первую очередь, России и Китая. Во всяком случае, экологическая общественность в штыки восприняла идею строительства газопровода "Алтая" из Сибири в Синьцзян, который должен пройти, в том числе, по плоскогорью Укок, являющегося частью всемирного наследия по версии ЮНЕСКО.
Все это дало повод заподозрить экологов в лоббировании интересов западных стран. Как писала китайская "Фуцзян онлайн", против диверсификации российских поставок газа в виде развития сотрудничества с Китаем выступают страны
"Всегда присутствовали сомнения, что в деятельности экологов-активистов преобладает только экологическая тревога, а не продолжение глобальной нефтегазовой конкуренции экологическими средствами. Избирательность экологической критики, экологический рэкет в отношении корпораций, использование экологических претензий в интересах экономико-политической конкуренции - слишком распространенное явление, чтобы общество могло и в этом случае исходить из презумпции абсолютной святости экологического чиновника, - отмечал главный редактор ИА REGNUM Новости
Видимо, такую оценку разделяют и региональные власти российского Алтая. Секретарь международного координационного совета "Наш общий дом - Алтай" Борис Ларин в ответ на слова Михаила Шишина заявил, что к таким проектам (включение в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО) нужно относиться осторожно. "Я с большим уважением отношусь к ЮНЕСКО, но мы должны действовать исходя из интересов наших территорий, а не этой международной организации, - сказал он. - Я знаю, что и в Китае к таким инициативам относятся очень взвешенно. Сотрудничая с ЮНЕСКО, мы должны понимать, что это сотрудничество не должно противоречить нашим собственным планам по развитию инфраструктуры и экономики".
Ларин прав: Китай относится к таким инициативам не то что взвешенно, а скорее с раздражением. Во всяком случае, вскоре после заявления представителя Баян-Ульгийского аймака Монголии и эколога Шишина относительно природоохранных инициатив наиболее представительные члены делегации Синьцзяна покинули заседание. Впрочем, это можно объяснить случайным совпадением.
Участники совещания в Урумчи большое внимание уделили вопросу сотрудничества в сфере туризма. Еще несколько лет назад "Наш общий дом - Алтай" разработал программу туристического маршрута "Алтай - золотые горы", который проходит по территории четырех государств. Как рассказал депутат Госсобрания Республики Алтай Виктор Безрученков, по данному маршруту в 2008 году была проведена пробная экспедиция, которая продлилась 17 дней, в течение которых участники преодолели на автомобилях около 5 тыс. километров. "Этот туристический маршрут обладает большим потенциалом, но в ходе экспедиции были выявлены проблемы, которые необходимо решать, иначе маршрут фактически не заработает", - считает Безрученков.
Действительно, при организации этого маршрута инициаторы столкнулись с тем, что в ряде территорий не развита не только транспортная, но и собственно туристическая инфраструктура, а необходимость пересечения сразу четырех государственных границ сказывается на цене маршрута и сроках его прохождения. Дело даже не только в том, что необходимо получать визы, но и в том, что на монголо-китайской границе переходы являются сезонными и двусторонними.
Как утверждает монгольская сторона, с ее стороны сделано все для того, чтобы пункт пропуска в Тайкешкене работал круглогодично и пропускал не только граждан Монголии и Китая, но и третьих стран. Теперь все зависит от того, насколько скоро Китай сделает то же самое. По словам представителей Синьцзяна, уже в этом году КПП Тайкешкен заработает в круглогодичном режиме, а придание контрольно-пропускному пункту статуса международного "находится на контроле региональных и центральных властей". В настоящее время власти Синьцзяна активно развивают приграничный туризм между Ховдским аймаком Монголии и Алтайским округом Китая. По некоторым данным, только в этом году приграничные территории посетили несколько десятков тысяч туристов. Впрочем, речь идет, скорее всего, о мелких торговцах, занимающихся куплей-продажей китайских товаров, часть которых потом попадает из Монголии в Россию. Именно такие схемы "приграничного туристического обмена" Китай активно поощряет на Дальнем Востоке.
В общем, на сегодняшний день международное сотрудничество в рамках Алтайской горной системы напоминает басню о лебеде, раке и щуке. Каждый регион, входящий в координационный совет, в рамках своих возможностей пытается перехватить инициативу и получить максимальную выгоду именно для себя. Так, наблюдается конкуренция между российскими Республикой Алтай и Алтайским краем, между Баян-Ульгием и Ховдом в Монголии. В этой связи секретарь совета Ларин даже призвал участников не стараться "перетянуть одеяло на себя", а совместно заниматься тем же продвижением бренда "Алтай". "Совместные усилия дадут нам намного больше", - уверен он. При этом в Республике Алтай существует точка зрения, что Алтайский край, не имеющий по большому счету к Алтайской горной системе особенного отношения, пытается эксплуатировать этот бренд, не имея на то достаточных оснований.
Плюс к этому, свои интересы, иногда не совсем согласующиеся друг с другом, имеют и центральные правительства. Несмотря на действительно имеющиеся достижения в плане гуманитарного и научного обмена, наиболее принципиальные вопросы, которые из года в год ставятся участниками координационного совета, так и остаются нерешенными. Судя по всему, здесь сказывается позиция национальных правительств, которые несколько иначе, чем региональные власти, видят формы сотрудничества в рамках Большого Алтая. Также нужно признать, что для всех четырех государств Алтай не является главным приоритетом во внешней политике. К тому же, по большому счету, алтайские регионы для своих стран являются дотационными, что обусловлено не только их нынешней транспортной тупиковостью, но и особенностями горной экономики.
Тем не менее, участники координационного совета "Наш общий дом - Алтай" намерены прилагать дальнейшие усилия для того, чтобы центральные правительства замечали их инициативы.
"Тенденция развития сейчас такова, что мы можем на основе сотрудничества в Алтайском горном регионе выработать особую модель межгосударственного сотрудничества на уровне приграничных территорий, - заявил спикер Госсобрания Республики Алтай Иван Белеков. Кстати, именно Республика Алтай стала председательствующим регионом в совете на ближайшие два года. - Алтай - уникальная в природном, культурном отношении территория евразийского масштаба. Госсобрание и правительство Республики Алтай в предстоящие два года приложит все усилия для популяризации бренда Алтая. На сегодняшний день Республика Алтай динамично развивается, и, думаю, нам это под силу".
"Летом 2011 года мы планируем провести очередное заседание Международного координационного совета в Горно-Алтайске. В рамках этого заседания мы проведем международную встречу по трансграничному сотрудничеству особо охраняемых природных территорий всей Алтайской горной системы. Это мероприятие пройдет под патронажем Министерства иностранных дел Российской Федерации, и принятые на нем решения будут достаточно весомы", - пообещал Белеков.