Отменить конституционную реформу 2004 года через Коституционный суд гораздо проще и юридически безупречнее, чем с помощью конституционного большинства в парламенте, и сегодня Министерство юстиции Украины и Конституционный суд готовы вернуть президенту прежние полномочия, без участия депутатов. Об этом заявил 3 сентября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости украинский политолог Вадим Карасев.

"Зачем Минюст выступил с заявлением о прецедурных нарушениях при принятии конституционной реформы - очевидно. Это сделали для того, чтобы юридически обосновать отмену политреформы. И помочь Конституционному суду принять это решение. Последствия этого заявления очевидны - конституционную реформу в ближайшее время отменят и тем самым изменят политический строй на Украине. Будет не парламентская республика, а президентская. То есть принято решение сделать реформу в обратную сторону", - заявил политолог.

По мнению Вадима Карасева, юридический путь отмены политреформы проще и дешевле парламентского. "Процесс пошел и ведут его через Минюст и КС, потому что так меньше издержек. Чтобы отменить политреформу через парламент, нужно собрать там триста голосов - конституционное большинство. Причины очевидны - собрать конституционное большинство труднее, чем провести решение через КС. Кстати, юридически решение КС будет выглядеть гораздо убедительнее. Потому что тут юридическое решение, а через парламент - выглядело бы, как политическое", - считает эксперт.

Говоря о разработанном Кабмином Украины законопроекте о местных референдумах, Вадим Карасев отметил, что он очень удобен, в первую очередь, для правительства. "Местные референдумы, согласно новому закону, будут просто репрезентовать общественное мнение, поскольку они, согласно проекту закона, могут носить консультативный или наблюдательный характер. Однако это не просто соцопрос, который заказывают какой-то социологической компании. Это опрос с политическими характеристиками. И центральная власть, изучив таким способом мнение населения в отдельно взятом регионе, может результатами этого референдума воспользоваться для обоснования своего решения. Если результаты референдума в ее интересах. Но может и игнорировать. Все зависит от результатов. Но было бы неверным считать, что это просто новый инструмент власти. Результаты референдума можно использовать, можно игнорировать, но в любом случае власть будет принимать их во внимание", - считает эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 2 сентября на пресс-конференции в Киеве глава Минюста Украины Александр Лавринович заявил, что конституционная реформа 2004 года осуществлялась с процедурными нарушениями при внесении изменений в конституцию, в связи с чем министерство подготовило соответствующее заключение в ответ на запрос Конституционного суда Украины. Напомним, 8 декабря 2004 года Верховная рада Украины внесла изменения в конституцию, в результате которых был осуществлен переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. Лавринович сообщил также, что 2 сентября правительство Украины одобрило проект закона о местных референдумах. По словам министра, законопроект предполагает возможность проведения референдума по вопросам местного значения по инициативе 10% жителей региона или по инициативе местных властей. Согласно законопроекту, решения местного референдума могут носить консультативный или наблюдательный характер.