Фармони Фахраддин Абосзода: "Сороковая дверь" Махмуда Ахмадинежада: Штрихи к портрету
Сегодня президента Ирана
Справка: Президент Ирана - государственная должность в Иране, введенная после свержения в 1979 году монархии и провозглашения в Иране республики. Президент не является главой государства. Глава государства Иран - Высшим руководителем Ирана является духовное лицо, избираемое на этот пост пожизненно. Президент Ирана выполняет только представительские функции, а также полномочия премьер-министра. Он не может избираться более чем на два срока подряд.
"Сказочные двери" для Ахмадинежада
Почти в каждой восточной сказке есть эпизод о сорока комнатах, которые должен пройти герой, который борется со злом. В каждой из этих комнат его ожидают разного рода приключения и опасности. Но самая большая опасность всегда в последней комнате, куда ведет только одна дверь. Но перед президентом Ирана Ахмадинежадом при входе в комнату " 40" оказывается сразу три двери. Одна из них ведет к политическому небытию. Вторая - означает возврат к прежней жизни в миру. И только пройдя через третью можно добиться победы над злом. Но Интрига и проблема в том, удастся ли Ахмединежаду вообще найти эту заветную дверь. В переводе на политический лексикон это означает следующее. Президенту Ирана опасно даже приближаться к первой двери. Это - "западные ворота", над которыми висит надпись: "Не подходи, убьет!". В 1953 году через нее пытался пробраться глава иранского правительства Мосаддык, который стал жертвой американского заговора в ответ на его политику по денационализации Западных нефтяных компаний. Спокойствие, с которым на Западе встретили запуск АЭС в Бушере, может говорить о том, что кое-кто уже усматривает будущее Ахмединежада именно в таком исходе. Несмотря на то, что официальные источники в Тегеране активно отрицали факт недавнего "петардного заговора" против президента Ирана во время его пребывания в Хамадане, некоторые источники - как внутри Ирана, так и за его пределами - придерживаются мнения о том, что заговор все-таки был.
Вторая дверь обращена внутрь самого Ирана, где дело приходится иметь с оппозиционными силами. Тут Ахмединежаду, как говорится, " ничего хорошего не светит", если он будет действовать в одиночку. Остается третья дверь, которую мы условно называем "северными воротами". Речь идет, конечно, о России. Запустив АЭС в Бушере, Москва показала свою заинтересованность в сотрудничестве с правительством Ахмадинежада. В то же время это означает, что президент Ирана преодолел нескольких сложных геополитических рубежей на пути поиска "нужной двери".
Вехи в биографии
Махмуд Ахмадинежад в каждом своем поступке и выражении старается быть оригинальным, не похожим на остальных. Это видно даже из его автобиографии, где он следующим образом описывает свое появление на свет: "В эпоху, когда престижным было благородное происхождение, а жизнь в городе считалась идеалом, я родился в бедной семье в отдаленной деревне Гярмсар в 90 километрах к востоку от Тегерана. Я родился спустя пятнадцать лет после того, как в августе 1940 года в Иран вторглись иностранные войска, и в качестве монарха была посажена еще одна марионетка - шах Мохаммад Реза, сын подполковника Резы". На самом деле Ахмадинежад (настоящая фамилия - Саборджан) родился 28 октября 1956 года в семье деревенского кузнеца. По национальности он - талыш. Талыши - северо-иранский народ, которых представители некоторых других народностей Ирана (в основном туркоманы) характеризуют как крайне простых и прямолинейных людей. Семья переехала в южную часть Тегерана носившее название Паменар, когда ему был один год. "Мой отец окончил шесть классов начальной школы. Он упорно трудился, занимаясь кузнечным делом, был набожным мусульманином и принимал участие в различных религиозных мероприятиях", - пишет в своей Автобиографии президент Ирана.- После переезда в Тегеран, отец сменил свою фамилию на
Семья Ахмадинеджада была не только бедной, но и очень набожной. Его мать была очень религиозной женщиной. Отец - один из многочисленных мостазафинов, "обездоленных" - жертв политики ускоренной вестернизации Ирана, которую проводил шах. Родители его воспитывали сына в духе правоверного мусульманина. Неудивительно, что еще в детстве он выучил наизусть Коран, и в школе за ним быстро закрепилась репутация трудолюбивого и способного ученика. "...В те годы я был очень игривым, что не мешало мне серьезно относиться к учебе.,- пишет Ахмадинежад.- Я был отличником в школе. С того самого времени я начал интересоваться преподаванием. Я преподавал своим друзьям и другим людям у них на дому". Кроме этого, с ранних лет он проявил особый интерес к идеям Имама Хомейни: "И чем ближе я знакомился с его взглядами, тем большую любовь я чувствовал к этому божественному лидеру, и его отсутствие и нехватка были для меня невыносимыми". В 19 лет будущий президент Ирана поступает в тегеранский университет науки и технологий по специальности "Гражданское строительство", занимая 132-е место среди 400 000 других участников конкурса. Уже в период учебы на инженерном факультете университета Ахмадинежад присоединился к группе оппозиционных интеллектуалов, выступавших за социальную справедливость, активно участвует в молодежном антишахском движении, выпускал с однокурсниками религиозный студенческий журнал. Он принял участие в организации студенческого движения "Дафтар-э-тахим-э вахдат" ("Движение за укрепление единства университетов и духовных училищ"). Ее главный лозунг: " "Это возможно, и мы можем это сделать".
В годы ирано-иракской войны 1980-1988 годах Ахмадинежад добровольцем пошел в армию и служил инструктором в ополчении "Басидж" ("Организация мобилизации обездоленных иранского народа"), созданном после исламской революции и перешедшем вскоре в подчинение "Корпуса стражей исламской революции" (КСИР). После увольнения в запас в 1997 году в звании полковника Ахмадинежад завершил работу над своей докторской диссертацией и получил ученую степень доктора технических наук по специальности "транспорт и дорожное движение". В этот период он часто ездит в город Кум на встречи с аятоллой Мухаммедом Язди, который в дальнейшем стал его духовным наставником и сыграл значительную роль в его политической биографии...
Частная жизнь Махмуда Ахмадинежада является тайной за семью печатями. Будучи набожным мусульманином, он никогда не любит рассказывать о своей семье и личной жизни. Его супруга, двое сыновей и дочь крайне редко появляются на публике. В 24 года Ахмадинежад женился на своей сокурснице Азам аль-Садат Фарахи. Она по образованию - инженер-механик. Жена президента, согласно их семейному обычаю, в основном занимается домашним хозяйством и воспитанием детей, и увидеть ее рядом с Махмудом Ахмадинежадом можно нечасто. Тем не менее, она вместе с мужем приехала в Нью-Йорк на заседание Генеральной ассамблеи ООН. Во время конференции мусульманских интеллектуалок Азам аль-Садат Фарахи обвинила страны Запада в использовании ООН в целях "растлить благочестивое иранское общество". Также известно, что она приняла участие в саммите "первых леди" неприсоединившихся стран, устроенном ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН). В своей речи она выступила против меркантильного использования ресурсов, настаивала на необходимости внедрения "новой модели потребления, основанной на потребностях" и с гордостью рассказала об иранском опыте, в котором "религиозный настрой способствовал повышению продовольственной безопасности семей" и поделилась опытом решения продовольственной проблемы в Иране.
Дочь Ахмадинежада - первый ребенок в семье - вышла замуж в августе 2006 года. Их старший сын Махди, инженер-строитель по профессии, женился в апреле 2008 года на дочери председателя Иранского комитета по культурному наследию Эсфандияра Рахима Машаи (сейчас глава Администрации Президента и по оценкам некоторых наблюдателей - его возможный наследник). Младший сын Ахмадинеджада Алиреза учится в институте на инженера-механика.
Путь к политическому Олимпу
Политическая карьера Ахмадинежада начинается в конце 80-х годов с его работы на посту заместителя, а затем префекта городов Маку и Хой в провинции Западный Азербайджан. Позже он занимал пост советника губернатора провинции Курдистан. В 1993 избран губернатором (остандаром) Ардебиля и занимал этот пост до 1997. По совместительству он являлся советником министра культуры и образования Ирана. Вышел в отставку в 1997 году в знак протеста победы на президентских выборах
В первом же своем публичном выступлении в ранге президента Ахмадинежад заявил, что его целью является построение "образцового исламского общества", "образцовой, передовой и могущественной исламской страны". Он сформировал свое правительство, начал проводить новую, невиданную при его предшественнике линию: было объявлено о необходимости технологического прорыва с целью поднятия жизненного уровня основной части населения, начал освоение залежных земель, создал специальный фонд для организации помощи молодым людям в поисках работы, создании семьи, обзаведении жильем. В то же время в общественной жизни Ирана стали укрепляться "исламские основы". Правда, некоторые эксперты считают, что приход к власти Ахмадинежада означал остановку процессов общественной и экономической либерализации в стране, начатых при предыдущем президенте Ирана Мохаммаде Хатами. Это не совсем так. Во-первых, Хатами причислили к стану реформаторов и либералов, прежде всего, на Западе. Во-вторых, президент Ирана не является руководителем государства. Его деятельность ограничиваются многими другими надзорными органами власти, наделенными большими полномочия, чем сам президент. В таких условиях объявлять клерикала Хатами либералом и реформатором, а технократа Ахмадинежада консерватором можно только условно. Структура власти, политический курс в Иране определяются не президентом, и его личные реформаторские инициативы могут быть осуществлены только в случае активной поддержки со стороны высшего Духовного руководства. В этом плане, Ахмадинежада можно считать больше "заложником системы", нежели самостоятельным политиком. Но он постоянно оказывается на передовой.
Окопы Ахмединежада
В 2005 году президент Ирана направил в парламент документ, в котором отмечалось, что Иран является "восходящей" силой, а Америка - "заходящей", её политика в Ираке и Афганистане привела к изменению регионального баланса сил в пользу Ирана. Поэтому Тегеран должен быть готовым к наступающему циклу борьбы за региональное лидерство. Основной движущей силой в этой борьбе была названа ядерная программа. По сути речь шла не о стремлении к ядерному оружию, а к выстраиванию на Ближнем и Среднем Востоке новой "геополитической архитектуры". Вторым элементом этой " архитектуры" становилась энергетика. Отметим, что во многом прогнозы Ирана оказались верными. Но главные " окопы" Ахмединежала все же не на фронте внешней политики, а внутри страны. Согласно его собственным высказываниям, главным его врагом для Ирана является огромная бюрократия и коррупция во всех эшелонах власти. Высказывания Ахмадинежада во время открытых теледебатов о взяточничестве двух предыдущих президентов ИРИ - А. Рафсанджани и М. Хатами вызвали бурю негодования со стороны религиозной верхушки. Свое недовольство по этому поводу высказал даже сам Рахбар. С другой стороны, именно на президента выливается недовольство народных масс, которые в его лице видят " главного виновного". Этим активно пользуется оппозиция, которая с каждым днем набирает еще большой размах.
Тем более, что рядовой иранец перестает реагировать на философские лозунги своего президента, которые он часто использует в своих публичных выступлениях, особенно когда через 30 лет победы Исламской революции руководитель страны опять вновь призывает к "мученичеству". В этой связи некоторые иранские политики называют президента "сумасшедшим", так как "он зациклился на Скрытом Имаме". На самом деле он часто повторяет, что видит главную задачу своего правительства в том, чтобы "создать условия для возвращения во всей его славе Имама Махди (да приблизит Аллах его второе пришествие!)". Эти слова, да и действия на этом направлении доказывают, что махдизм является основой политической философии Ахмадинежада. Не случайно его страстные поклонники утверждают, что он и "есть представитель скрытого Имама". Должен заметить, что Ахмадинежад старается соответствовать этому образу. Будучи мэром Тегерана, Ахмадинежад построил широкий проспект, по которому Махди должен будет вступить в столицу. Став президентом, он начал строить железную дорогу, чтобы связать Тегеран с мечетью Джамакаран, которая находится к востоку от Кума и считается местом, "где мистическая связь между Махди и ожидающими его верующими наиболее тесна".
Президент Ирана принимает посетителей не в шахских дворцах, а в офисе в загазованном центре Тегерана. Даже старинные персидские ковры, украшавшие кабинет президента, он отдал в тегеранский музей ковров. Шаг за шагом, стремясь завоевывать сердца рядовых иранских граждан, он объездил все провинции страны. Конечно, личная харизма и личный пример имеют немаловажное значение для руководителя государства. Но, при этом надо учесть и тот факт, что эти качества могут рухнуть в одночасье в силу определенных внутренних и внешних обстоятельств. Опасность в том, что, призывая других к "философии мученичества", он может сам стать таковым. Но как бы то ни было, шестого президента Ирана можно уважать или не уважать, любить или ненавидеть. Тем не менее, можно констатировать: Махмуд Ахмадинежад - состоявшийся политик, который достойно представляет свою страну на международной арене.