Перестрелка

Согласно сообщению агентства "АРКА", 28 июня на юго-восточном направлении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана азербайджанскими вооруженными формированиями была предпринята попытка переместить свои посты к передовым рубежам карабахской армии. Как говорится в распространенном пресс-службой Министерства обороны НКР сообщении, подразделения Армии обороны НКР предприняли необходимые меры по пресечению действий азербайджанской стороны, в результате чего завязалась перестрелка. Благодаря эффективным действиям карабахских подразделений противник был вынужден отойти на исходные позиции. В ходе инцидента никто из военнослужащих Армии обороны НКР не пострадал. Пресс-служба министерства обороны НКР обращает внимание на тот факт, что начиная с 2000 года азербайджанская сторона прибегает к подобного рода действиям, пытаясь максимально близко подойти к передовым рубежам обороны армии Нагорного Карабаха и закрепиться на новых позициях практически на всем протяжении линии соприкосновения. Министерство обороны НКР предупреждает, что любые такие попытки и впредь будут жестко пресекаться.

Как передает агентство "Туран", 1 июля армянские подразделения обстреляли позиции азербайджанской армии в селе Гараханбейли Физулинского района из стрелкового оружия. В результате был убит лейтенант Национальной армии Хабибов Заур, 1978 года рождения, призванный 19 февраля 2002 года Хатаинским военкоматом Баку. Об этом сообщила пресс-служба Минобороны Азербайджана. В то же время, передает агентство, армянские СМИ со ссылкой на Минобороны Армении сообщили, что причиной перестрелки стала попытка азербайджанской стороны передвинуть свои посты вперед. Согласно армянской стороне, инцидент имел место 28 июня. Ранее азербайджанская сторона сообщила о гибели в это время в этом же месте рядового солдата Намика Мустафаева.

Восстановит ли НКР статус стороны конфликта?

"Как только Нагорно-Карабахская Республика будет вовлечена в переговорный процесс, это будет означать, что решение проблемы очень близко". С таким заявлением выступил президент НКР Аркадий Гукасян. Как сообщили агентству "АРКА" в информационно-аналитическом управлении МИД НКР, президент сказал, что "бессмысленно обсуждать вопрос о том, является ли Нагорный Карабах стороной конфликта, поскольку этот вопрос решен давно". По словам А.Гукасяна, Нагорный Карабах не участвует в переговорах прежде всего потому, что "переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ заморожен в течение почти 5 лет". Президент НКР выразил убеждение, что в случае возобновления переговоров карабахская сторона непременно примет в них участие. "Все понимают, что без Карабаха эту проблему невозможно решить. И если Нагорный Карабах сегодня не вовлечен в переговоры, это значит, что мир пока не видит пути мирного урегулирования конфликта", - заявил А.Гукасян.

В свою очередь министр ИД страны Вилаят Гулиев заявил, что официальный Баку может на это согласиться только с одним условием: "Если Армения отойдет в сторону и не будет вмешиваться в переговорный процесс между Азербайджаном и проживающими на территории Азербайджана, то есть в Нагорном Карабахе, армянскими сепаратистами", пишет газета "Зеркало". "Армения ни в коей мере не может диктовать нам свои условия в переговорном процессе. Не им решать - кому участвовать, а кому нет в качестве стороны конфликта в переговорном процессе. Азербайджан никогда этого не допустит". "Зеркало" отмечает, что заявление о готовности руководства Азербайджана сесть за стол переговоров с "сепаратистами Карабаха" звучит в первый раз и недоумевает: "Совсем непонятно, что кроется за заявлением об отходе Армении от переговорного процесса". Дело в том, разъясняет свою позицию газета, что еще при президенте Левоне Тер-Петросяне Армения активно использовала этот дипломатический ход. Тогда руководство Армении не раз заявляло, что это не межгосударственный, а внутриазербайджанский конфликт и, как следствие, переговоры необходимо вести напрямую между официальным Баку и сепаратистами Нагорного Карабаха. Таким образом, официальный Ереван пытался отвести от Армении угрозу в обвинениях в агрессии в отношении независимого Азербайджана. Из этого автор статьи делает вывод, что "министр ИД не совсем хорошо разбирается в сути армяно-азербайджанского конфликта, иначе бы не выступал с такими неосторожными заявлениями".

Несовпадение в деталях официальных подходов Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики к урегулированию карабахского конфликта можно трактовать двояко: либо Ереван и Степанакерт прибегают к дипломатической уловке, либо между двумя субъектами возникли серьезные разногласия, пишет газета "

Аравот". Дело в том, что до 1998 года руководство Армении выдвигало известный постулат: "Мы согласны на любой вариант урегулирования, который устроит Нагорный Карабах". Долгое время этот подход действовал беспроигрышно. Во всяком случае в рамках взаимоотношений Армения-НКР проблем не возникало. Так продолжалось до тех пор, пока в вопросе выбора между поэтапным и пакетным вариантами решения карабахской проблемы не проявились явные разногласия между Левоном Тер-Петросяном и Робертом Кочаряном. В какой-то момент стало ясно, что этап уловок прошел, и кто-то должен выйти из игры. Насколько же совпадают подходы нынешних президентов Армении и НКР Роберта Кочаряна и Аркадия Гукасяна к процессу карабахского урегулирования? "Все понимают, что без Карабаха разрешение этой проблемы невозможно", - заявил президент НКР Аркадий Гукасян. По мнению газеты, после 1998 года, когда к власти в Армении пришли "патриоты", политическое руководство Нагорного Карабаха стало открыто проявлять несогласие с официальным Ереваном. Напомним, что вышеприведенный постулат Левона Тер-Петросяна его преемник Роберт Кочарян расценил как "уход от ответственности", как позицию, ставящую Карабах под удар. Именно проявлением якобы искреннего и благородного поведения Роберт Кочарян объяснял лишение НКР статуса субъекта переговоров, от чего, как выяснилось, Аркадий Гукасян был не в восторге. Более того, в своем заявлении президент НКР отметил, что "переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ вот уже пять лет как заморожены", хотя более половины из почти двух десятков встреч президентов Кочаряна и Алиева проходили под эгидой Минской группы. С учетом вышеизложенного вряд ли можно надеяться, что Роберт Кочарян согласится с оценкой Аркадия Гукасяна. Вспомним, напоминает "Аравот", какое значение придавалось переговорной активности Кочаряна в ходе его предвыборной президентской кампании. И вот теперь выясняется, что процесс урегулирования был заморожен. Как бы то ни было, пока трудно сказать, отражением чего является сложившаяся ситуация - дипломатических уловок или разногласий между Ереваном и Степанакертом. Ясно лишь одно: утверждение Аркадия Гукасяна о том, что на международном уровне пока не найден вариант урегулирования карабахской проблемы, косвенно подтверждает распространенное посольством Великобритании в Армении сообщение о проведении тендера на лучший вариант разрешения карабахского конфликта.

Очевидно, что выбывание НКР из процесса переговоров делает Армению уязвимой, пишет газета "Азат Арцах". По словам вице-спикера НС НКР Мушега Оганджаняна, руководство Азербайджана должно, во-первых, четко осознать, что мосты давно сожжены, и Карабах никак не может вернуться к прежнему статусу в составе Азербайджана. "Азербайджанские властители должны смириться с тем, что как Азербайджан, так и Карабах имеют право жить на территории, отвоеванной на поле брани. О возвращении освобожденных нами земель не может быть и речи", - отметил вице-спикер и добавил, что наиболее реальный путь урегулирования проблемы - прямые переговоры между руководителями Карабаха и Азербайджана. По мнению М.Оганджаняна, дипломатия НКР должна приложить все усилия по подключению к процессу переговоров карабахской стороны. Лишь это может стать залогом нашей победы, заключает газета.

Свою точку зрения на урегулирование карабахской проблемы высказал председатель постоянной комиссии по внешним сношениям НС НКР Ваграм Атанесян. Относительно участия НКР в переговорах господин Атанесян отметил следующее: "Международные посредники придерживаются мнения, что урегулирование проблемы возможно прежде всего в переговорах противоборствующих сторон. Посредники не могут навязать решение, неприемлемое для одной из сторон. Кстати, говоря о стороне, они имеют в виду законные интересы Нагорного Карабаха. Другое дело, что эти интересы не озвучиваются четко в дипломатических формулировках. Наверняка это связано с условием не предрешать статус НКР. Карабахская сторона никогда не оставалась вне переговорного процесса, о чем свидетельствуют визиты сопредседателей Минской группы в регион и обязательные встречи с политическим руководством НКР. Другое дело, что на сегодняшний день в переговорах нет полномочного представителя НКР. То, что после встреч президентов Армении и Азербайджана был создан второй формат переговоров на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран, создало свои проблемы. Думаю, лучше вести переговоры, чем вводить их в тупик переговорами о вовлечении в них полномочного представителя НКР. На данный момент варианта всеобъемлющего разрешения карабахской проблемы я не вижу. Правда, точки зрения и подходы обсуждаются, но утверждать, что судьбоносное решение принято за спиной властей и народа НКР, нельзя. Этого не было и не будет".

Решение уже принято

Так утверждает газета "Аравот". "Решение, о котором, и о цене которого в нашей стране никто не осмеливается или не хочет говорить", - пишет газета. Между тем основные условия нам известны еще с осени 1997 года. Это поэтапный вывод войск с "захваченных" территорий, кроме Лачинского района, открытие коммуникационных путей между Арменией и Азербайджаном, размещение вокруг Нагорного Карабаха миротворческих войск (по всей вероятности, это будут войска НАТО), после этого предоставление Нагорному Карабаху автономии при формальном его сохранении в территориальных границах Азербайджана наряду с обеспечением связей с Арменией. В качестве цены за компромисс может быть предложена прокладка через территорию Армении нефтепровода Баку-Джейхан (с получением эквивалентных доходов), открытие коммуникации Азербайджан-Нахиджеван, а также предоставление Армении бесплатной магистрали к турецкому порту Трабзон. Сегодняшние тенденции и процессы, заявления некоторых американских и европейских кругов свидетельствуют о том, что поэтапный вариант вновь включен в повестку.

Бакинская газета "Эхо" пишет, что бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров не исключает такого поворота событий. "Этот проект хорошо известен. Новых идей там нет", - сказал экс-министр. Хотя, по мнению Зульфугарова, вероятность прокладки ветки Баку-Джейхан в Ереван кажется сомнительной. Зульфугаров не думает, что в последние 2-3 года поэтапное урегулирование было предметом обсуждения на переговорах по Карабаху. Но тут, считает он, речь может идти о созревании у посредников намерения как-то изменить ситуацию, чтобы она не вышла из-под контроля. "В данный момент для этого созданы благоприятные условия. США и Россия сотрудничают в вопросе обеспечения стабильности на Южном Кавказе. Раньше, когда между ними была конфронтация, разрешение ситуации не представлялась возможной. А сейчас для стабилизации ситуации и разрешения конфликта необходимо снять "груз основных последствий вооруженного конфликта". Политический конфликт связан с определением статуса. А последствиями вооруженного конфликта являются оккупация территории, беженцы, разрушение коммуникаций". Зульфугаров считает, что переговоры о статусе будут отложены на потом, так как именно этот вопрос и может завести урегулирование в тупик. "С тем, что предлагаем мы, они не согласны, а то, чего требуют они, мы дать не можем". Что касается того, готовы ли армяне лишиться своего основного козыря на переговорах по статусу - оккупированные территории вне НКАО в обмен за независимость Нагорного Карабаха - по словам Зульфугарова, армяне уже поняли, что осуществить такой обмен будет невозможно. "Стратегия обмена дестабилизирует ситуацию в регионе. А этого не желают страны-посредники. Кстати, в Азербайджане тоже не все являются сторонниками поэтапного урегулирования, хотя я был его приверженцем. Несмотря на то, что, как полагали многие, это может привести к консервации ситуации в самом Нагорном Карабахе. Вопрос статуса Нагорного Карабаха болезненный и для нас и для армян и требует обоюдных компромиссов. А они возможны, только если нет высокой степени враждебности как с их, так и с нашей стороны. Максималисты и ура-патриоты выступят, конечно же, против. Но многие посчитают, что мирное решение конфликта лучше того, что мы имеем сейчас", - говорит экс-министр.

Заявления

Президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил, что для успешного завершения переговоров по нагорно-карабахскому конфликту необходимо укреплять армию республики. "Мы неоднократно заявляли, что отдаем предпочтение мирному урегулированию конфликта, дипломатическим переговорам, поддержке международного сообщества. Но для успешного завершения переговоров мы должны еще более укрепить армию и постоянно увеличивать обороноспособность и военный потенциал страны", - говорится в обращении главы государства к личному составу ВС Азербайджана в связи с днем Национальной армии. (ArCNews).

"По меньшей мере, авантюризмом было бы не учитывать силы противника", - заявил руководитель аппарата президента РА Арташес Туманян в ответ на просьбу газеты "Аравот" прокомментировать недавнее заявление министра обороны Азербайджана о том, что азербайджанская армия боеспособна и готова вернуть "захваченные территории". А. Туманян также отметил, что есть фактическое состояние отношений Армения-Азербайджан - границы, и фактический военно-политический результат. Вместе с тем, он сказал, что армянской стороне нельзя связывать дальнейшие шаги только с фактическим состоянием. "Следует принимать во внимание и возможные сценарии развития событий", - подчеркнул Туманян. "Есть трезвые оценки ситуации, и наша военно-политическая мощь, армия, находятся в центре внимания нашего государства. Так, чтобы не подвергать опасности наши достижения и чтобы мы не утратили возможности мирных переговоров и мирного урегулирования", - отметил А. Туманян. ("Де-Факто").

Председатель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин заявил, что Карабах является ключом к восстановлению влияния России на Южном Кавказе. "Я гарантирую точно - нет сознательной политики на то, чтобы поддерживать тлеющий конфликт. Сто процентов нет. Мы понимаем, что Карабах - это ключ к восстановлению влияния России в регионе", - сказал Д. Рогозин в интервью азербайджанскому телеканалу

ANS. "Страна, которая первой решит проблему Карабаха, утвердится в регионе лет на сто, так как все ей будут обязаны решением основных проблем. Думаю, что есть возможность, чтобы именно Россия сыграла такую роль. Я думаю, что это станет возможно, как только в самом Азербайджане пройдут президентские выборы, когда будет ясна политическая перспектива на будущее", - отметил парламентарий. ("Ноян Тапан").

Соединенные Штаты находят, что "любое политическое решение конфликтов на Южном Кавказе должно основываться на уважении территориальной целостности и суверенитета вовлеченных стран". Об этом заявил директор офиса Госдепартамента США по безопасности и политическим вопросам в Европе Джон Шмидт. Выступая на заседании Совета ОБСЕ, американский дипломат отметил, что "Соединненые Штаты верны поиску всеобъемлющего решения грузино-абхазского конфликта, конфликтов в Южной Осетии и Нагорном Карабахе - как на двусторонней основе, так и в рамках ОБСЕ и других международных форматов".(PanARMENIAN.Net).

Как заявил в интервью корреспонденту "Азат Арцах" лидер Социал-демократической партии Арцаха, депутат НС НКР Аркадий Согомонян, в разрабатываемых предложениях по Карабаху в первую очередь должен учитываться фактор единства и территориальной целостности Карабаха и Армении. С другой стороны, по словам депутата, первым гарантом безопасности Нагорного Карабаха должна стать Республика Армения. "Считаю, что на нынешнем этапе переговорного процесса неприемлемы все те варианты (поэтапный или пакетный), которые были предложены нам на разных этапах и которые подразумевают территориальный обмен. Обсуждения вокруг спекулируемых Азербайджаном вопросов о возврате и обмене территориями абсолютно неуместны: Карабах обеспечил собственную безопасность путем освобождения этих территорий. С другой стороны, вопросы Шуши, Кашатага и Карвачара не должны становиться предметом обсуждений в ходе переговорного процесса - их возвращение будет означать разъединение целостной территории Армении и Карабаха. Исходя из этих соображений, я считаю, что единственным документом, на подписание которого будут согласны Армения, Карабах и Азербайджан, будет договор о сохранении долгосрочного мира", - сказал Аркадий Согомонян.

В Великобритании объявлен тендер на лучший проект преобразования нагорно-карабахского конфликта. Тендер объявлен совместной программой "Предотвращение глобальных конфликтов", финансируемой министерством обороны, Офисом внешних связей и сотрудничества, а также Агентством международного развития Великобритании. Цель акции - содействие пониманию нагорно-карабахского конфликта, улучшение условий для его долгосрочного урегулирования и обеспечение экономического и социального развития региона. По словам британского посла Торды Эбот-Уот, Великобритания заинтересована в обеспечении мира и благосостояния на Южном Кавказе, о чем свидетельствуют этот проект, а также расширение полномочий Браяна Фола в качестве специального представителя на Южном Кавказе. (PanARMENIAN.Net).

Визиты

Бакинская "Зеркало" предполагает, что прибывающего в Баку содокладчика ПАСЕ по Азербайджану Андреаса Гросса власти Азербайджана примут как "заклятого врага". Мы уже не раз были свидетелями того, напоминает газета, как перед каждом визитом представителей СЕ в Баку официальная пропаганда властей активизировалась и, с обвинениями в разжигании политических страстей в Азербайджане, обрушивалась на высоких гостей. А после того, как на летней сессии ПАСЕ с докладом по вопросу конфликтов в странах-членах Совета Европы выступил А.Гросс, где ничего не было сказано о карабахском конфликте, власти обвинили А.Гросса в проармянских интересах. Впрочем, в pуководстве Совета Европы уже не осталось человека, котоpого бы власти еще не обвинили в пpоаpмянских настpоениях - будь то он Гроссом, или же Клерфайтом, уверяет газета. По мнению властей, все они являются "защитниками армянского народа". Напомним, что во время последнего визита А.Гросса в Баку президент Гейдар Алиев обвинил представителя СЕ во вмешательстве во внутренние дела независимого Азербайджана, заявив при этом, что "он этого Гросса знать не хочет и даже не хочет о нем слышать".

20-21 июля сего года в регион прибывает докладчик Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по Нагорному Карабаху Терри Дэвис. Как сообщил журналистам председатель постоянной комиссии НС РА по внешним связям Армен Рустамян, это решение было принято на проходившей в Страсбурге 21-27 июня летней сессии ПАСЕ. Терри Дэвис прибудет в Ереван, потом в Степанакерт и вернется обратно в Ереван. Посещение Баку в этот раз не предусмотрено. ("Голос Армении").

Мониторинг ситуации с незаконным выращиванием, транзитом и оборотом наркотиков будет проведен специальными структурами ООН на оккупированных армянскими вооруженными формированиями территориях Азербайджана. Об этом сообщил председатель комиссии по социальной политике Милли меджлиса Азербайджана Хады Раджабли. По его словам, в документе не отражены сроки мониторинга, однако он должен пройти в течение года с тем, чтобы вынести итоги на следующую сессию Управления по борьбе с наркотиками и преступлениями ООН. ("525-я газета").

Посредники

27 июня милли меджлис Азеpбайджана пpинял обpащение к паpламентам миpа, в котором призвал оказать давление на Армению: "Милли меджлис pешительно осуждает неконстpуктивную позицию Аpмении и пpизывает паpламенты миpа оказать содействие в деле обеспечения теppитоpиальной целостности и непpикосновенности гpаниц Азеpбайджана". В обращении указано на "усиление военного пpисутствия Аpмении на оккупиpованных азеpбайджанских теppитоpиях". Аpмения, подчеpкивается в документе, "пpодолжает игноpиpовать тpебования четыpех pезолюций Совета Безопасности ООH о безоговоpочном выводе войск с захваченных азеpбайджанских теppитоpий". В обpащении подтвеpждается пpивеpженность Азеpбайджана к pешению аpмяно-азеpбайджанского конфликта на основе пpинципов, выpаботанных на Лиссабоннском саммите ОБСЕ. Пpи этом напоминается, что на встpече пpезидентов США, РФ и Фpанции 23 июня 1997 года в Денвеpе было пpизнано необходимым вести поиск путей уpегулиpования конфликта на основе именно этих пpинципов и с помощью Минской гpуппы ОБСЕ. "Однако Армения игнорировала эти требования, пpоцесс уpегулиpования зашел в тупик, а деятельность МГ ОБСЕ пока не дала pезультатов. Более того, последние заявления пpезидента Робеpта Кочаpяна о том, что Hагоpный Каpабах никогда не будет в составе Азеpбайджана, а также включение Карабаха в Пpогpамму экономического pазвития Аpмении создают большие пpепятствия на пути миpного уpегулиpования аpмяно-азеpбайджанского конфликта", - отмечено в обращении. ("Голос Армении").

Анкара может организовать новую трехстороннюю встречу министров иностранных дел Турции, Азербайджана и Армении, если армянская и азербайджанская стороны выразят готовность к участию в ней, сообщает бакинская "525-я газета". Об этом заявил посол Турции в Азербайджане Ахмед Унал Чевикез, выступая на конференции в Западном Университете, посвященной конфликтам на Балканах и Кавказе. Как считает посол, подобные встречи армянской и азербайджанкой сторон могли бы оказать позитивное влияние на разрешение карабахского конфликта. Проводя параллель между армяно-азербайджанским конфликтом и процессом урегулирования конфликтов на Балканах, Чевикез указал, что в отличие от Кавказа, где конфликтами занимаются ОБСЕ и ООН, на Балканах миротворческие операции проводят силы НАТО.

Как сообщили "Зеркалу" источники в турецком правительстве, Анкара действительно планирует выступить с такой инициативой. По их мнению, армяно-азербайджанский конфликт представляет собой один из самых существенных факторов, являющихся преградой на пути усиления влияния Турции в регионе. То есть, если взаимоотношения Анкары с Баку более чем нормальные, то с Ереваном дела, в силу известных причин, обстоят куда хуже. Между тем, разрешить споры между Анкарой и Ереваном, без учета позиции официального Баку, также не представляется возможным. Как удалось выяснить, пишет газета, США дали добро на расширение формата турецко-армянских переговоров и подключение к этому процессу азербайджанской стороны. Более того, как полагают некоторые наблюдатели, идея проведения трехсторонних переговоров изначально выпестована в Вашингтоне. Таким образом, США пытаются усилить роль Турции в процессе разрешения конфликтов на Южном Кавказе и интеграции государств данного региона в евроатлантические структуры. Министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев отметил, что в случае необходимости Баку может подключиться к этим переговорам. "Примерно год назад уже была реализована подобная инициатива - в Рейкьявике состоялись переговоры между министрами иностранных дел Азербайджана, Турции и Армении. Мы готовы участвовать в трехсторонних переговорах. Однако только в том случае, если будут существовать конкретные деловые предложения", - сказал министр.

Тот факт, что Турция для установления двусторонних отношений с Арменией не поднимает вопросы, относящиеся к третьей стороне, а акцентирует внимание исключительно на решении задач, касающихся двух стран, является прогрессом на пути установления двусторонних отношений, заявил министр иностранных дел РА Вардан Осканян, подводя итоги встречи со своим турецким коллегой. Он подчеркнул, что если ранее официальная Анкара в качестве предусловия установления двусторонних отношений выдвигала решение карабахского вопроса, то теперь Турцию беспокоят требования армянской стороны признать Геноцид. Доказательством этого, по словам министра, является то, что в ходе трехсторонней встречи глав внешнеполитических ведомств Армении, Азербайджана и Турции, которая состоится в ближайшем будущем, вопрос урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта не будет обсуждаться. Стороны затронут региональные вопросы и вопросы установления двусторонних армяно-турецких отношений. Вместе с тем, он не исключил возможность, что в ходе встречи вопрос Карабаха все же может быть затронут, и стороны обменяются по этому поводу мыслями. Однако, подчеркнул глава внешнеполитического ведомства, Турция не может выступать в качестве посредника на пути урегулирования карабахского конфликта. "До тех пор, пока проведение трехсторонних встреч не преследует цель вовлечь Турцию в процесс урегулирования карабахского конфликта в качестве посредника, данный формат устраивает Армению", - подчеркнул министр ("Арминфо").

Около двух месяцев назад в СМИ активно обсуждалась опубликованная в "Независимой газете" статья полномочного представителя президента России по урегулированию карабахского конфликта в 1992-1996 гг., посла Владимира Казимирова. К сожалению, не все комментарии верно отражали позицию г-на Казимирова и его деятельность в должности руководителя миссии. Посол обратился в газету "Аравот" с просьбой представить читателям свои подходы. Владимир Казимиров, в частности, пишет: "Мог ли полномочный представитель президента России по урегулированию карабахского конфликта вовлекать турецких миротворцев в Нагорный Карабах? Абсурд. Логический нонсенс. Неужели Москва так плохо знает дела в Закавказье?". По его словам, он не мог обсуждать подобную проблему с Тансу Чиллер, с которой никогда не встречался. Далее посол касается инцидента, произошедшего 20 ноября 1993 года на армяно-азербайджанской границе. Тогда неизвестные лица открыли огонь по машине российских посредников. Г-н Казимиров считает, что Ереван знал, куда направляется посредническая миссия России, но, видимо, не предупредил своих на том участке границы, куда она ехала. Некоторым кругам Армении не нравится, что встречи Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева Казимиров расценивает "как переговоры под флагом национального эгоизма". Российский дипломат разъясняет, о чем идет речь. "У обоих народов есть весьма существенные общие интересы, требующие исторического примирения и соответствующих компромиссов. Но эта общность интересов не стала основой переговоров, а упорно замалчивается; наоборот - кое-кто раздувает противопоставление двух народов. Лучше сказать об этом или помалкивать?" Что касается готовности сторон к компромиссам, то, по мнению посла, одна из сторон утверждает, что "исчерпала, мол, лимит уступок, другая, дескать, готова к компромиссам, но не "в одностороннем порядке". "Разве это не фальшивый тупик? Уступки встречные еще придется делать не раз, и чем раньше, тем лучше! Лишь бы они отвечали самым коренным интересам обоих народов и были сбалансированы", пишет Владимир Казимиров.

Арцах

По сообщению национальной статистической службы НКР, за январь-май 2003 года в республике в фактических ценах выпущено промышленной продукции на 3539,0 млн. драмов, что по сравнению с аналогичным периодом минувшего года больше на 1007,4 млн. драмов и составляет 139,8 процента. По сравнению с тем же периодом минувшего года за январь-май 2003 года объем выпуска промышленной продукции, произведенной предприятиями государственного сектора, возрос на 12,3 процента, негосударственного сектора - на 84,7 процента. За эти месяцы реализовано готовой продукции на 3377,3 млн. драмов, что составляет 136,0 процента от уровня прошлого года. Среднесписочный состав промышленно-производственного персонала составил 3130 человек, то есть по сравнению с тем же периодом минувшего года вырос на 349 человек, или на 12,5 процента. Производительность труда увеличилась на 24,2 процента. За этот период капитального строительства выполнено на 2 млрд. 91,0 млн. драмов, что составляет 128,0 процента от объема минувшего года, или рост составил 457,2 млн драмов. 87,3 процента капитального строительства финансировано за счет государственного бюджета НКР. Объем строительства, осуществленного за счет иностранных инвестиций, возрос в 8,4 раза. (ArCNews).

Совладелец телекоммуникационной системы Нагорного Карабаха - ЗАО "Карабах Телеком" объявило о продлении с 1 июля до 1 августа 2003 года действия льготного тарифа на подключение к интернет-сети. Новые абоненты интернет-сети, зарегистрированные в указанный период, будут пользоваться в течение 6 месяцев скидками в размере 50% от абонентной платы - при подключении к интернет-сети по телефонной линии с неограниченным доступом, при подключении интернет-сети по выделенной линии, при подключении к интернет-сети по телефонной линии с почасовой оплатой траффика. "Карабах Телеком" объявил также о льготном тарифе с 1 июля по 1 августа на соединение сотовых номеров в размере 30 американских долларов вместо 50. Абоненты постоянной линии сотовой связи, зарегистрировавшиеся в указанный период, 4 августа будут приглашены в сервис-центр сотовой связи в Степанакерте для участия в жеребьевке, в ходе которой смогут выиграть 30 сотовых телефонов. ("Голос Армении").

Как сообщает ИА "Де-Факто", десять лет назад из-под оккупации азербайджанской армии был освобожден город Мартакерт Нагорно-Карабахской Республики. В начале лета 1993 года командование Армии обороны НКР приступило к реализации плана по освобождению Мартакерта, захваченного противником летом 1992 года. Наступление карабахских сил одновременно велось по нескольким направлениям. Благодаря согласованным и решительным действиям частей и подразделений Армии обороны НКР 27 июня райцентр был полностью очищен от оккупационных войск азербайджанской армии.

По случаю 10-летия со дня освобождения Мартакерта, 28 июня, в этом городе Нагорно-Карабахской Республики в торжественной обстановке открыт памятник. На церемонии присутствовали представители законодательных и исполнительных органов власти республики, высокопоставленные офицеры. Памятник погибшим за освобождение Арцаха открыт также 29 июня в селе Мачкалашен Мартунинского района НКР. ("Ноян Тапан").

Отвечая в день освобождения Мартакерта на вопросы корреспондента газеты "Азат Арцах", министр обороны НКР, генерал-лейтенант Сейран Оганян сказал: "Следует отметить, что границы страны, ее отдаленные районы, играют особую роль, поскольку в ходе боевых действий первыми становятся мишенью ударов. Думаю, оборона Мартакертского района и имевшие место там операции сыграли огромную роль в обороне Карабаха. Нам удалось предугадать направление главного удара противника и сконцентрировать там наши силы. Поэтому противнику не удалось решить поставленные перед ним задачи - разрешить карабахский вопрос военным путем. Ситуация была сложной, тем более, что враг развернул военные действия не только на фронте, но и в тылу - в Карвачаре, Гетаванском ущелье. Все войсковые части Армии обороны сопротивлялись как могли. К сожалению, были сданы территории - такова война. Так или иначе, враг был отброшен и сегодня в Мартакерте праздник. Я сердечно поздравляю всех. Мы сохранили свое достоинство на войне, то же самое должны сделать в мирных условиях. Нам надо сплотиться и строить свою страну, ибо никто кроме нас этого не сделает.

На последнем заседании Президиума Национального Собрания НКР был отмечен рост количества писем, адресованных гражданами парламенту страны. Как сообщил председатель комиссии по вопросам обороны, безопасности и соблюдения законности Артур Мосиян, на последнем заседании комиссия, помимо законодательных вопросов, выступила с разъяснением по не менее важной проблеме. От граждан республики было получено более сорока заявлений и жалоб, часть которых уже получила решение. "В письмах содержатся в основном жалобы, касающиеся судебно-правовой сферы, и нам приходится рассматривать подобные заявления", - отметил депутат. ("Азат Арцах").

С 3 по 5 июля Камерный оркестр Армении с трехдневной благотворительной концертной программой выступит в Арцахе: в Степанакерте, в Гандзасарском монастыре и в Шуши. Как говорится в сообщении, предоставленном агентству "Ноян Тапан" пресс-службой оркестра, целью благотворительных концертов является содействие восстановлению Шушинского реального училища, основанного в 1901 году и разрушенного во время национально-освободительной войны. 5 июля оркестр выступит с концертом под открытым небом перед Шушинским реальным училищем, на котором будут присутствовать президенты РА и НКР, члены правительства, депутаты, иностранные гости.