Виктор Колыванский: Партийная продажность сокращает тиражи латвийских газет
За прошедшие 20 лет независимости суммарный тираж газет в Латвии сократился почти в 10 раз по сравнению с 1990-м годом. Причин тому много, но основные из них - экономическая и политическая.
Экономическая причина, думается, менее всего нуждается в разъяснении: нищающее население не в состоянии тратить деньги на периодические издания при постоянно повышающихся ценах (на сегодняшний момент цена экземпляра самых популярных в Латвии газет "Вести Сегодня", "Час" и Latvijas avize равна в киоске примерно одному доллару). Кроме того, на тиражи газет оказал влияние массовый выезд за границу десятков тысяч человек (гастарбайтерство латышей и русских на Запад и репатриация в Россию русскоязычных читателей). Не стоит забывать и о том, что поколение, привыкшее читать газеты в их традиционном бумажном варианте, постепенно вымирает, а приходящая на смену молодежь либо вообще не воспринимает газеты как источник объективной информации, либо предпочитает знакомиться с прессой в её электронном варианте в сети интернет.
Вышеперечисленные причины объективны и почти не поддаются корректировке со стороны издателей периодической прессы. Конечно, издатели пытаются сократить расходы (и в первую очередь - штаты корреспондентов газет), но у этой медали есть и другая сторона - газета, выпускаемая коллективом из главного редактора и его заместителя методом "вольной переписки" информации новостных агентств быстро теряет популярность и еще больше снижает тиражи. Порой доходит до того, что вместо указания количества тиража в выходных данных газеты встречаешь стыдливую фразу "Нас читает более... человек". Делаются такие подсчеты исходя из того, что по статистике каждый экземпляр газеты прочитывает в среднем 3,5 человека. Хотя точнее будет сказать "прочитывало" - статистика эта приходится на начало 1990-х годов, и данные по "прочитываемости" с тех пор сильно изменились в сторону уменьшения.
Однако гораздо сильнее на латвийскую прессу влияет фактор политической ангажированности газет и журналов: попытки стать партийным изданием снижают тиражи латвийских газет быстрее, чем любые экономические причины. Постулаты статьи большевистского вождя В.Ульянова "Партийная организация и партийная литература" в отношении партийной прессы нисколько не устарели: партийное издание в стране, где насчитывается более полусотни партий, может быть рассчитано лишь на узкий круг сторонников партии. Относительно большого тиража партийная газета может добиться только в случае, если она распространяется бесплатно - как, например, в Латвии раздаются всем желающим "Социалист Латвии" (Соцпартия Латвии), "Ракурс" ("За права человека в единой Латвии") и "Согласие" ("
В последнее время в местной прессе наметилась тенденция, ведущая к постепенной гибели латвийских ежедневных газет быстрее всех экономических причин: состоятельные лидеры партий различными способами перекупают издателей наиболее популярных газет и превращают их издания в рупор своих партийных интересов. Причем способы привлечения издателей на свою сторону могут быть самые разные: как чисто финансовые (так, например, вентспилский олигарх
Здесь, кстати, уместно вспомнить, что на предыдущих выборах издатель Андрей Козлов активно поддерживал оппонента "Центра согласия" - партию
Однако и это еще не все: перекупленные газеты превращаются даже не в "партийный рупор", а в трибунку для "узкого круга людей" из руководства партии. По крайней мере, один член "Центра Согласия" выражал автору в приватной беседе недовольство, что "их" газета бесплатно рекламирует только пять-семь человек из высшей партийной номенклатуры, прочих же направляют прямиком в кассу рекламного отдела. Излишне и говорить, что акции и предвыборная кампания других партий отражаются в этих изданиях исключительно в негативном ключе. Так, в той же газете "Вести Сегодня" ожесточенную многодневную критику вызвало заявление лидера ЗаПЧЕЛ
Идя на поводу у лидеров "своих" политических партий, издатели не могут не понимать, что современный читатель - человек разборчивый и не позволит кормить себя пропагандой за свои же деньги. Партийные установки оборачиваются для газет падением тиражей: газета "Телеграф" печатается смехотворным для ежедневной газеты тиражом 3.000 экземпляров - видимо, вялотекущая многолетняя борьба миллионера Степанова с миллионером Лембергом уже не интересует большинство читающей публики (а прочие новости одни и те же - по радио, телевидению, в интернете и остальных газетах. Латвия - страна маленькая, новостей мало...). Тираж газеты "Час" уменьшился за 13 лет почти наполовину - с 20 тысяч экземпляров в 1997 году до 10.800 экземпляров в 2010 году. Практически вдвое за 15 лет упал и тираж крупнейшей латвийской газеты на русском языке "Вести Сегодня" - с 36 тысяч в 1995 году до 18.800 в году нынешнем (да и то - если бы не главный редактор Александр Блинов, личность действительно гениальная, тираж был бы еще ниже).
Вряд ли падение было бы столь стремительным, не настаивай издатель на ультрапартийной направленности публикаций: за последние полгода о поддерживаемой издателем партии пишут исключительно как о покойнике - или хорошо, или ничего. Причем этого "хорошо" (несмотря на существующие реальные заслуги "Центра Согласия") ближе к выборам в "Вестях Сегодня" становится настолько много, что бывают номера газеты, в которых нет почти ничего, кроме "Центра Согласия" - ну разве что международные новости, гороскоп и прогноз погоды...
Среди латышских изданий картина еще хуже. Стоило некогда популярнейшей в Латвии "Сельской газете" (Lauku avize) превратиться в "Латвийскую газету" (Latvijas avize) и занять позицию безоговорочной поддержки национал-радикального объединения ТБ/ДННЛ ("Отечеству и свободе"), как тиражи медленно, но уверенно поползли вниз: от 91 тысячи (!) в начале 1990-х годов до нынешних приблизительно 25 тысяч экземпляров.
Впереди в Латвии - новая подписная кампания, которая начнется месяцем раньше назначенных на начало октября выборов в Сейм. Рискнем предположить, что латвийский читатель и дальше будет "голосовать рублем" против партийной ангажированности газет. А значит, падение тиражей продолжится, даже если издатели газет поголовно займут депутатские кресла. Кстати, вот тогда-то им станет действительно не до своих газет (государственные дела важнее, не так ли?): пойдут новые витки "оптимизации расходов", сокращений журналистов и - как результат - еще большее падение тиража. И так - круг за кругом, вплоть до полной деградации интересных некогда газет и превращения их в партийные агитационные листки, которые только и можно, что раздавать бесплатно в людных местах.