Игорь Павловский: Империализм и национальная культура в Прибалтике
Термин "империя" на постсоветском пространстве принято ругать и преподносить в негативном ключе. "Империалистическое мышление", "империалистические замашки", "кремлёвские империалисты" - эти и подобные термины можно часто увидеть в прибалтийской печати и услышать из уст представителей политического класса. Слово "империя" для них представляется как зло само по себе, "по-определению". Нещадно ругая термин и вознося национальное государство, адепты национализма отказываются понимать тупиковость развития маленького национального государства.
Именно Империя, как это не парадоксально звучит, была вынуждена сохранять и развивать национальную культуру малых народов, формируя и развивая самосознание нации.
Российская Империя не была классической колониальной империей. Перед ней стояла задача не ограбления заморских колоний, а развития окраинных территорий. Сама логика не островной, а континентальной империи заставляет развивать вновь приобретённые провинции, чтобы они не являлись источником смут и угрозой для границ Империи. По такой же схеме, кстати, шло развитие Римской Империи.
Одной из составляющих развития провинций Империи было культурное развитие. В отличие от среднеазиатских окраин, где Империя в прямом смысле слова занималась просветительством (вплоть до создания алфавитов в ряде языков) и подтягиванием культуры регионов до общекультурного (союзного) уровня, в Прибалтике развитие культуры малых народов шло немного по иному пути.
Прибалтийские провинции достаточно давно были колонизированы носителями западноевропейской христианской культуры. В этнографических областях Прибалтики, ставших территориями Латвии и Эстонии достаточно сильно присутствовал немецко-шведский "культурный код", который выражался не только в религиозном и мироощущенческом сознании, но и в архитектуре городов этих территорий. Литва развивалась как государство гораздо раньше и сложнее, сначала поглощая русские области, потом сама поглощаясь польской короной, затем этнографически смешиваясь до единства с белорусским населением. При этом национальная культура в Литве, Латвии и Эстонии - крестьянская, а не городская-интеллигентская. Поэтому задача Империи и состояла в развитии именно национальной культуры этих народов, а не в развитии культуры других Империй (в данном случае Германской и Речи Посполитой - Польши). Такой путь развития отношений с провинциями избрала еще царская Россия, когда посчитала, что из национально-ориентированной интеллигенции можно приобрести союзников в противостоянии с остзейскими немецкими баронами. Неслучайно т.н. "национальное пробуждение" в Латвии и Эстонии в целом приходится именно на времена императоров
В Советской Империи власть придерживалась примерно такой же стратегии: как из желания заполучить в союзники представителей творческой интеллигенции, так и из желания создать "витрину социализма", где коренные нации счастливо сливаются в "братском союзе". Национальная творческая интеллигенция ("мозг нации") Прибалтики была всегда обласкана вниманием партийных органов. Пример покойного эстонского президента (а в ЭССР - видного деятеля советской культуры)
Сказать, что Прибалтика была этаким "островком свободы", тоже конечно нельзя. Советская цензура активно работала и там. Произведения на национальном языке, которые затрагивали основы советского строя или касались пакта Молотова-Риббентропа, конечно же, не могли увидеть света. Но, тем не менее, художественная цензура, в отличие от политической, практически отсутствовала. Кстати, это же отмечал в своих таллинских записках известный русский писатель
Нынешняя ситуация, когда та же Эстония активно строит мононациональное государство, априори определяет и культурную замкнутость эстонского этноса. В силу малочисленности читательского рынка на эстонском языке (из примерно миллиона носителей эстонского языка именно потребителей качественной эстонской литературы потенциально наберётся не более 50-70 тысяч человек) невозможно, в принципе, формирование культурно-интеллектуальной среды. И это не хорошо или плохо. Это просто законы больших и малых чисел.