Двойственность и нестабильность политики нового руководства Украины, которая, очевидно, будет нарастать в течение 2010, 2011 и 2012 годов, является значительным негативным фактором не только для внешней политики России, но и для внутриполитической репутации руководства России. Делать такой вывод заставляет общедоступная политическая информация, а также специальные исследования, главные итоги анализа которых приводятся ниже.

Кредит и перспективы доверия граждан Украины к новой власти

Уровень доверия граждан Украины к президенту В. Януковичу снижается. Катализатором этого процесса является совокупность социально-экономических и политических проблем, детерминированных по территориальному признаку. В западных областях Украины, помимо претензий социально-экономического свойства, характерных для всех регионов страны (инфляция, безработица, социальная сфера), Президенту и Правительству вменяется в вину локализация процесса культивирования украинской идентичности и десуверенизация украинского государства под давлением России.

Существует вероятность, что и в западных дотационных областях Украины доверие к президенту В. Януковичу будет снижаться и далее, в силу углубления указанных выше социально-экономических проблем. Попытки компенсировать провал социально-экономической сферы политическими мерами, мимикрирующими под западноукраинскую идентичность, например афронтом в отношении русского языка и попытками углубления западного вектора украинской внешней повестки, могут быть истолкованы западноукраинским социумом как проявление слабости и неуверенности власти.

В июне 2010 г. в Севастополе 61,5% респондентов заявили, что деятельность В. Януковича на президентском посту оправдывает их ожидания (Комплексное социологическое исследование на тему "Проблемы города Севастополя в оценках местных жителей". ЦСиМИ "SOCIUM", июнь 2010). По итогам второго тура выборов президента Украины, в феврале 2010 г. в том же Севастополе за В. Януковича проголосовали около 85% горожан. То есть за неполные пять месяцев В. Янукович потерял четверть голосов в Севастополе, и это, несмотря на прорывное соглашение о продлении сроков пребывания ЧФ РФ, которого севастопольцы очень ждали (93,5 % респондентов поддерживают решение о продлении сроков пребывания ЧФ РФ в Севастополе).

Приоритетные проблемы избирателей Януковича

Анализ наиболее актуальных для горожан проблем и вопросов позволяет утверждать: доверие к президенту Украины падает по мере роста инфляции, увеличения коммунальных платежей и тарифов, роста безработицы. То есть, и здесь в Севастополе, который был электоральным базисом для В. Януковича, ожидаемый положительный эффект от принятия долгожданного политического решения по флоту был нивелирован негативом наболевших социально-экономических и бытовых проблем. Таким образом, можно констатировать тупиковость используемой В. Януковичем внутриполитической стратегии "игры на два поля" (латентная поддержка украинской националистической идентичности на западе страны и продекларированное на востоке, юго-востоке и юге Украины воссоздание братских отношений с Россией).

Президенту и Правительству Украины, без регулярной финансово-экономической помощи извне, сдвинуть с места решение внутренних украинских проблем будет сложно. Не в последнюю очередь по причине аффилированности с олигархическим капиталом, с интересами которого, например, требованиями о фискальной лояльности, властям приходится считаться. В целом, - отсутствия резервов бюджета в условиях низкой собираемости налогов.

После установления льготной цены на газ для Украины в 2010 г. подразумевается, что в качестве одного из основных экономических доноров Украины может выступить Россия. Предложенная украинцами мотивация, скорее всего, будет звучать так: социально-экономический коллапс может похоронить друзей России в лице В. Януковича, его Правительства и ПР. Последствия: реванш антироссийских политических сил на Украине в контексте парламентских выборов 2012 года, которые к апробированным в период с 2005 по 2010 гг. методам сдерживания России обязательно присовокупят денонсацию харьковских соглашений. К денонсации соглашений уже призывают Народный Рух Украины, "Наша Украина", Меджлис крымско-татарского народа, другие организации и политики, а Соединенные Штаты в лице заместителя министра обороны А. Вершбоу заявили, что "будут защищать украинский статус Крыма и Севастополя".

Внешний финансовый источник власти: новый товар - Черноморский флот

Украинская сторона прекрасно осознает степень и характер последствий возможной денонсации харьковских соглашений непосредственно для Президента РФ. В период с 2003 по 2005 год, ЦСиМИ "SOCIUM" ежеквартально осуществлял мониторинговые исследования студенческой молодежи Москвы на предмет выявления уровня доверия Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию правоохранительным органам. Также выявлялись наиболее актуальные проблемы студенческой молодежи. В период с декабря 2004 года по апрель 2005 года, уровень доверия указанной социальной группы к Президенту РФ понизился с 56% до 42%. В классификаторе наиболее актуальных проблем на вторую позицию (впервые за весь период исследований студенческой молодежи) поднялась проблема "отстаивания интересов РФ на внешнеполитической арене". Крупнейшим событием того периода стали Президентские выборы на Украине, которые воспринимались существенной частью респондентов как провал усилий российской стороны.

И на этом основании Украина 2010 года, видимо, считает возможным претендовать на экономическую помощь и преференции и в 2011 году.

27 июня 2010 года, премьер-министр Украины Н. Азаров прямо высказался о намерении поставить перед Россией ряд вопросов, связанных с пребыванием ЧФ РФ в Севастополе. "С учетом того, что перспектива по Черноморскому флоту определена, скажем, лет на 30, то и деньги должны вкладываться, исходя из перспективы. Вот эти проблемы мы обязательно с российским руководством завтра будем обсуждать", - резюмировал Н. Азаров. Здесь, во-первых, можно говорить о попытке украинцев переложить на плечи российского руководства решение наиболее застарелых инфраструктурных, социальных и бытовых проблем, влияющих на углубление негативного отношения населения к власти. Во-вторых, становится понятной мотивация украинской стороны, решившейся на харьковские соглашения, однако затоптавшей языковую проблему. В отличие от истории с флотом, жонглируя которой, украинцы не таясь рассчитывают на экономические и политические дивиденды, финансовый потенциал вопроса о статусе русского языка равен нулю.

Проблемы Януковича

Помимо эмоционального неприятия подобной позиции, возникают, как минимум три вопроса.

1. Какова разница между декларируемым и реальным уровнем доверия украинских граждан к В. Януковичу и ПР? Ибо есть все основания предполагать наличие у В. Януковича и ПР мотива для завышения этого параметра. Они понимают, что серьезное падение рейтингов доверия президенту и его партии в особенности (до уровня, реальной угрозы формированию коалиции в Верховной Раде в 2012 г.) станет негативным фоном для разговоров о помощи и преференциях с российским руководством.

2. Почему, несмотря на беспрецедентные скидки на газ в 2010 г., население того же Севастополя (и стоит предположить - не только Севастополя) второй по актуальности проблемой, после инфляции, считает рост коммунальных тарифов и платежей (71%)? Очевидно, формируемый Правительством Украины режим повышенной комфортности для ряда украинских олигархических структур включает в себя и внутриукраинское перераспределение преференций, выделенных Российской Федерацией в интересах этих структур, а не населения страны.

3. Будет ли возможным формирование коалиции в Верховной Раде по итогам выборов 2012 года, усилия которой не окажутся направленными на денонсацию харьковских соглашений? Этот вопрос особенно актуален, ибо харьковские соглашения, во-первых, вдохнули новую жизнь в увядающий идеологический базис профессионально русофобствующего крыла украинского политического истеблишмента (политикума). Во-вторых, агрессивное неприятие Соглашений западноукраинским социумом, который в определенной степени разочаровался в прежних выразителях своих интересов, создает почву для появления новой радикально оформленной националистической силы, от которой ждут действия. В роли новых радикальных националистов, могут выступить представители силового крыла, включая и военных, и правоохранителей. Заявление о готовности взять власть уже прозвучало. Маловероятно, что подобная сила может форсировать антигосударственные события. Реалистичнее для неё перспектива консолидации, например, на базе некоей ветеранской ассоциации, с дальнейшим выходом на выборы в Верховную Раду, что поможет востребовать уже провозглашенную поддержку американцев и "защищать украинский статус Крыма и Севастополя". Ячейки этой организации могут быть созданы в границах избирательных участков, на территориях, под предлогом контроля общественного порядка в ходе выборов в Верховную Раду.