Интересы России и социально-политическая ситуация на Украине: лето 2010
Двойственность и нестабильность политики нового руководства Украины, которая, очевидно, будет нарастать в течение 2010, 2011 и 2012 годов, является значительным негативным фактором не только для внешней политики России, но и для внутриполитической репутации руководства России. Делать такой вывод заставляет общедоступная политическая информация, а также специальные исследования, главные итоги анализа которых приводятся ниже.
Кредит и перспективы доверия граждан Украины к новой власти
Уровень доверия граждан Украины к президенту В. Януковичу снижается. Катализатором этого процесса является совокупность социально-экономических и политических проблем, детерминированных по территориальному признаку. В западных областях Украины, помимо претензий социально-экономического свойства, характерных для всех регионов страны (инфляция, безработица, социальная сфера), Президенту и Правительству вменяется в вину локализация процесса культивирования украинской идентичности и десуверенизация украинского государства под давлением России.
Существует вероятность, что и в западных дотационных областях Украины доверие к президенту В. Януковичу будет снижаться и далее, в силу углубления указанных выше социально-экономических проблем. Попытки компенсировать провал социально-экономической сферы политическими мерами, мимикрирующими под западноукраинскую идентичность, например афронтом в отношении русского языка и попытками углубления западного вектора украинской внешней повестки, могут быть истолкованы западноукраинским социумом как проявление слабости и неуверенности власти.
В июне 2010 г. в Севастополе 61,5% респондентов заявили, что деятельность В. Януковича на президентском посту оправдывает их ожидания (Комплексное социологическое исследование на тему "Проблемы города Севастополя в оценках местных жителей". ЦСиМИ "SOCIUM", июнь 2010). По итогам второго тура выборов президента Украины, в феврале 2010 г. в том же Севастополе за В. Януковича проголосовали около 85% горожан. То есть за неполные пять месяцев В. Янукович потерял четверть голосов в Севастополе, и это, несмотря на прорывное соглашение о продлении сроков пребывания ЧФ РФ, которого севастопольцы очень ждали (93,5 % респондентов поддерживают решение о продлении сроков пребывания ЧФ РФ в Севастополе).
Приоритетные проблемы избирателей Януковича
Анализ наиболее актуальных для горожан проблем и вопросов позволяет утверждать: доверие к президенту Украины падает по мере роста инфляции, увеличения коммунальных платежей и тарифов, роста безработицы. То есть, и здесь в Севастополе, который был электоральным базисом для В. Януковича, ожидаемый положительный эффект от принятия долгожданного политического решения по флоту был нивелирован негативом наболевших социально-экономических и бытовых проблем. Таким образом, можно констатировать тупиковость используемой В. Януковичем внутриполитической стратегии "игры на два поля" (латентная поддержка украинской националистической идентичности на западе страны и продекларированное на востоке, юго-востоке и юге Украины воссоздание братских отношений с Россией).
Президенту и Правительству Украины, без регулярной финансово-экономической помощи извне, сдвинуть с места решение внутренних украинских проблем будет сложно. Не в последнюю очередь по причине аффилированности с олигархическим капиталом, с интересами которого, например, требованиями о фискальной лояльности, властям приходится считаться. В целом, - отсутствия резервов бюджета в условиях низкой собираемости налогов.
После установления льготной цены на газ для Украины в 2010 г. подразумевается, что в качестве одного из основных экономических доноров Украины может выступить Россия. Предложенная украинцами мотивация, скорее всего, будет звучать так: социально-экономический коллапс может похоронить друзей России в лице В. Януковича, его Правительства и ПР. Последствия: реванш антироссийских политических сил на Украине в контексте парламентских выборов 2012 года, которые к апробированным в период с 2005 по 2010 гг. методам сдерживания России обязательно присовокупят денонсацию харьковских соглашений. К денонсации соглашений уже призывают
Внешний финансовый источник власти: новый товар -
Украинская сторона прекрасно осознает степень и характер последствий возможной денонсации харьковских соглашений непосредственно для Президента РФ. В период с 2003 по 2005 год, ЦСиМИ "SOCIUM" ежеквартально осуществлял мониторинговые исследования студенческой молодежи Москвы на предмет выявления уровня доверия Президенту РФ,
И на этом основании Украина 2010 года, видимо, считает возможным претендовать на экономическую помощь и преференции и в 2011 году.
27 июня 2010 года, премьер-министр Украины Н. Азаров прямо высказался о намерении поставить перед Россией ряд вопросов, связанных с пребыванием ЧФ РФ в Севастополе. "С учетом того, что перспектива по Черноморскому флоту определена, скажем, лет на 30, то и деньги должны вкладываться, исходя из перспективы. Вот эти проблемы мы обязательно с российским руководством завтра будем обсуждать", - резюмировал Н. Азаров. Здесь, во-первых, можно говорить о попытке украинцев переложить на плечи российского руководства решение наиболее застарелых инфраструктурных, социальных и бытовых проблем, влияющих на углубление негативного отношения населения к власти. Во-вторых, становится понятной мотивация украинской стороны, решившейся на харьковские соглашения, однако затоптавшей языковую проблему. В отличие от истории с флотом, жонглируя которой, украинцы не таясь рассчитывают на экономические и политические дивиденды, финансовый потенциал вопроса о статусе русского языка равен нулю.
Проблемы Януковича
Помимо эмоционального неприятия подобной позиции, возникают, как минимум три вопроса.
1. Какова разница между декларируемым и реальным уровнем доверия украинских граждан к В. Януковичу и ПР? Ибо есть все основания предполагать наличие у В. Януковича и ПР мотива для завышения этого параметра. Они понимают, что серьезное падение рейтингов доверия президенту и его партии в особенности (до уровня, реальной угрозы формированию коалиции в
2. Почему, несмотря на беспрецедентные скидки на газ в 2010 г., население того же Севастополя (и стоит предположить - не только Севастополя) второй по актуальности проблемой, после инфляции, считает рост коммунальных тарифов и платежей (71%)? Очевидно, формируемый Правительством Украины режим повышенной комфортности для ряда украинских олигархических структур включает в себя и внутриукраинское перераспределение преференций, выделенных Российской Федерацией в интересах этих структур, а не населения страны.
3. Будет ли возможным формирование коалиции в Верховной Раде по итогам выборов 2012 года, усилия которой не окажутся направленными на денонсацию харьковских соглашений? Этот вопрос особенно актуален, ибо харьковские соглашения, во-первых, вдохнули новую жизнь в увядающий идеологический базис профессионально русофобствующего крыла украинского политического истеблишмента (политикума). Во-вторых, агрессивное неприятие Соглашений западноукраинским социумом, который в определенной степени разочаровался в прежних выразителях своих интересов, создает почву для появления новой радикально оформленной националистической силы, от которой ждут действия. В роли новых радикальных националистов, могут выступить представители силового крыла, включая и военных, и правоохранителей. Заявление о готовности взять власть уже прозвучало. Маловероятно, что подобная сила может форсировать антигосударственные события. Реалистичнее для неё перспектива консолидации, например, на базе некоей ветеранской ассоциации, с дальнейшим выходом на выборы в Верховную Раду, что поможет востребовать уже провозглашенную поддержку американцев и "защищать украинский статус Крыма и Севастополя". Ячейки этой организации могут быть созданы в границах избирательных участков, на территориях, под предлогом контроля общественного порядка в ходе выборов в Верховную Раду.