После того как представители русской общины Эстонии стали интересоваться приказом Министра культуры ЭР Лайне Янес о создании рабочей группы по внесению изменений в Закон о культурной автономии нацменьшинств, ви­це-канц­лер этого ми­нис­тер­ст­ва (по во­про­сам куль­тур­но­го мно­го­об­ра­зия и внеш­них сно­ше­ний) Ан­не-Ли Рей­маа, стремясь погасить естественное возмущение, заявила, что созданию Русской культурной автономии мешают сами... русские.

Не без оснований сторонники создания Русской культурной автономии видят в спешке с созданием в министерстве экспертной группы решение Таллинского Окружного суда об отказе официально зарегистрированному общественному объеди­не­нию "Рус­ская куль­тур­ная ав­то­но­мия" в ходатайстве о создании согласно эстонскому закону Русской национально-культурной автономии. Более того, уже последовала кассационная жалоба в Государственный суд ЭР. Эта русская организация объявила также о желании дойти до Европейского суда по правам человека.

Виновна русскоязычная среда

Примечательно, что в эту министерскую "рабочую группу" помимо юристов и представителей шведского и финско-ингерманландского нацменьшинств вошли известный радикал-националист, депутат парламента Март Нутт и никому не известный, единственный представитель "русскоязычного населения" - молодой член местного крохотного чувашского национально-культурного общества Александр Айдаров. Он же - бывший советник министра по делам народонаселения, ныне - преподаватель Таллинского технического университета и член Реформистской партии, которую вместе с ее лидером Андрусом Ансипом считают главными вдохновителями "Бронзовых ночей" в апреле 2007 года.

Вот выжимка из выступления этого молодого русскоязычного "интернационалиста": если верить статистике, значительная часть татар, белорусов, украинцев и прочих национальных групп не владеет родным языком, предпочитая ему русский. В этом "виновны" условия жизни этих народностей в русскоязычной среде. Нередки примеры, когда в семье, в которой мама - чувашка, а отец - татарин, ребенок называет себя русским. Но есть и положительные примеры с "нерусскоязычной средой": мать - русская, отец - венгр, а дети посещают эстонскую школу. И старший сын побеждает на конкурсе венгерских чтецов.

И это притом, что среди трехсот тысяч русских Эстонии нетрудно найти известных специалистов по межэтническим вопросам и национально-культурной автономии. Например, юристы: Сергей Чуркин, никак не связанный с политикой, или Станислав Черепанов, председатель Русской партии Эстонии.

К примеру, первому из них есть что сказать и отстаивать. Он выступает за предусмотренное и в довоенном варианте закона о культурной автономии право нацменьшинства на самоуправление. И пусть оно предусмотрено на культурной ниве, но в условиях полного и успешного подавления эстонским государством самостоятельной русской политики и это стало бы хорошее школой для самоутверждения русской, увы, и сегодня разрозненной общины.

А эстонскому государству это надо?

Министру закон не писан

Министр культуры ЭР Лайне Янес, между прочим, с русскими корнями, "прославилась", будучи мэром города Тарту, ликвидацией старейшей в этом университетском городе гимназии - Пушкинской, в которой преподавание велось на русском языке. Этот акт государственного вандализма сродни нецивилизованному перезахоронению останков советских воинов с холма Тынисмяги в апреле 2007 году.

Такое варварство эстонской власти инициировали непреклонная воля родителей и попечительский совет этой гимназии сохранить в соответствии со статьей 9 Закона ЭР "Об основной школе и гимназии" преподавание на родном, русском языке. И это можно понять: в 2007 году началась сомнительная с точки зрения закона ползучая реформа русской гимназии Эстонии, иначе говоря, ее неприкрытая эстонизация.

Так вот, ми­нист­р, наверное, страдая в моноэтнической Эстонии из-за своего славянского происхождения комплексом неполноценности, после вызывающе долгого молчания (с многократным превышением законом сроков) от­кло­нила хо­да­тайст­во не­ком­мер­чес­ко­го объ­еди­не­ния "Рус­ская куль­тур­ная ав­то­но­мия" о предо­став­ле­нии ему пра­ва на­чать фор­ми­ро­ва­ние Русского национального спис­ка, предусмотренного Законом. И признала это начинание нецелесообразным! Но в законе не говорится о такой (не)целесообразности или воле министра. Наоборот, в нем говорится о праве нацменьшинств создавать свою национально-культурную автономию. Чем и воспользовались русские культуртрегеры, выполнив все юридические требования.

Политически некорректными следует считать ссылки министра и на отрицательные - в связи с попыткой создать русскую культурную автономию - отзывы русских же представителей крупнейших культурных объединений. Впрочем, это - распространенная практика государственных провокаций - русских открыто сталкивают с русскими же. Показательно, что, пожалуй, впервые такая акция предпринимается в открытую. Но пикантно то, что происходит это тогда, когда МИД РФ объявило о стремлении нормализовать отношения с Эстонией.

Притом и министерству культуры прекрасно известно, что русский электорат давно стал полем борьбы за голоса на выборах. А потому давно оказавшиеся "на игле" финансовых спонсоров - эстонских партий, и прежде всего центристов (партнеров "Единой России"), крупные русские культурные организации Эстонии и, главное, их не русские уже, а русскоязычные руководители пекутся не о русской культуре. Их забота - компрадорская консолидация русских общественных, и даже культурных, организаций исключительно в политических интересах эстонских партий.

Министерство: разделяй и властвуй

Естественно, организация "Рус­ская куль­тур­ная ав­то­но­мия" подала в административный суд. Примечательно, что он взял сторону министерства. Но еще примечательнее, что следующая судебная инстанция также отказала в желании создать русскую культурную автономию, при этом, как за­явил пред­став­ля­ю­щий в су­де эту организацию юрист Ста­ни­с­лав Че­ре­па­нов, аннулировав "все об­ос­но­ва­ния ад­ми­нист­ра­тив­но­го су­да". Он же отметил, что для нового отказа, теперь Окружного суда, использовали умопомрачительный довод: "Объ­еди­не­ние "Рус­ская куль­тур­ная ав­то­но­мия" не яв­ля­ет­ся куль­тур­ным объ­еди­не­ни­ем на­цио­на­ль­но­го мень­шин­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с частью 2 статьи 7 Закона ЭР "О культурной автономии национальных меньшинств" (VRKAS, § 7 lg 2), по­сколь­ку не­до­ста­точ­но до­ка­за­ло в су­де свою "куль­тур­ность", то есть куль­тур­ную де­я­тель­ность" (?!).

Станислав Черепанов заключил: "Ни Ус­тав официально зарегистрированной в Эстонии ор­га­ни­за­ции "Рус­ская куль­тур­ная ав­то­но­мия", ни еже­год­но про­во­ди­мый ею "Рус­кий сход", ко­то­рый осве­щал­ся эс­тон­ским те­ле­ви­де­ни­ем и дру­ги­ми СМИ, по мне­нию су­да, не яв­ля­ют­ся до­ка­за­тель­ст­ва­ми "куль­тур­нос­ти". Теперь общественность с интересом ждет позиции Государственного суда ЭР, полагая, что на это не пойдут годы, которые уже пошли на принятие решения министерством культуры и судами двух первых инстанций. На что только не пойдешь для реализации принципа "Разделяй и властвуй!". По сло­вам вице-канцлера Ан­не-Ли Рей­маа, ее министерство опиралось и на анализ экс­пер­та - про­фес­со­ра Рай­во Ве­ти­ка, ко­то­рый так­же вы­сту­пал про­тив ре­гист­ра­ции рус­ской куль­тур­ной ав­то­но­мии.

"У Ми­нис­тер­ст­ва куль­ту­ры нет ос­но­ва­ний со­мне­вать­ся в по­зи­ции при­знан­но­го со­ци­аль­но­го экс­пер­та и парт­не­ра по со­труд­ни­чест­ву", - многозначительно за­яви­ла ви­це-канц­лер. И снова недоумение: а причем тут негативное отношение эксперта, который не имеет ни малейшего отношения к русскому национальному меньшинству? Да и в законе такое, естественно, не прописано. Настораживает и непоследовательность доводов министерства культуры. Впечатление, что их один за другим высасывали из пальца. К примеру, когда регистрировали национально-культурную автономию тех же эстонских шведов, никто не интересовался мнением тех шведов, которых эта идея оставила равнодушными. Невольно напрашивается вывод: бойся не министра культуры, а культуры министра.