Димитрий Кленский: В Эстонии "культурных" русских натравливают на "некультурных" русских
После того как представители русской общины Эстонии стали интересоваться приказом Министра культуры ЭР Лайне Янес о создании рабочей группы по внесению изменений в Закон о культурной автономии нацменьшинств, вице-канцлер этого министерства (по вопросам культурного многообразия и внешних сношений) Анне-
Не без оснований сторонники создания Русской культурной автономии видят в спешке с созданием в министерстве экспертной группы решение Таллинского Окружного суда об отказе официально зарегистрированному общественному объединению "Русская культурная автономия" в ходатайстве о создании согласно эстонскому закону Русской национально-культурной автономии. Более того, уже последовала кассационная жалоба в Государственный суд ЭР. Эта русская организация объявила также о желании дойти до
Виновна русскоязычная среда
Примечательно, что в эту министерскую "рабочую группу" помимо юристов и представителей шведского и финско-ингерманландского нацменьшинств вошли известный радикал-националист, депутат парламента
Вот выжимка из выступления этого молодого русскоязычного "интернационалиста": если верить статистике, значительная часть татар, белорусов, украинцев и прочих национальных групп не владеет родным языком, предпочитая ему русский. В этом "виновны" условия жизни этих народностей в русскоязычной среде. Нередки примеры, когда в семье, в которой мама - чувашка, а отец - татарин, ребенок называет себя русским. Но есть и положительные примеры с "нерусскоязычной средой": мать - русская, отец - венгр, а дети посещают эстонскую школу. И старший сын побеждает на конкурсе венгерских чтецов.
И это притом, что среди трехсот тысяч русских Эстонии нетрудно найти известных специалистов по межэтническим вопросам и национально-культурной автономии. Например, юристы: Сергей Чуркин, никак не связанный с политикой, или
К примеру, первому из них есть что сказать и отстаивать. Он выступает за предусмотренное и в довоенном варианте закона о культурной автономии право нацменьшинства на самоуправление. И пусть оно предусмотрено на культурной ниве, но в условиях полного и успешного подавления эстонским государством самостоятельной русской политики и это стало бы хорошее школой для самоутверждения русской, увы, и сегодня разрозненной общины.
А эстонскому государству это надо?
Министру закон не писан
Министр культуры ЭР Лайне Янес, между прочим, с русскими корнями, "прославилась", будучи мэром города Тарту, ликвидацией старейшей в этом университетском городе гимназии - Пушкинской, в которой преподавание велось на русском языке. Этот акт государственного вандализма сродни нецивилизованному перезахоронению останков советских воинов с холма Тынисмяги в апреле 2007 году.
Такое варварство эстонской власти инициировали непреклонная воля родителей и попечительский совет этой гимназии сохранить в соответствии со статьей 9 Закона ЭР "Об основной школе и гимназии" преподавание на родном, русском языке. И это можно понять: в 2007 году началась сомнительная с точки зрения закона ползучая реформа русской гимназии Эстонии, иначе говоря, ее неприкрытая эстонизация.
Так вот, министр, наверное, страдая в моноэтнической Эстонии из-за своего славянского происхождения комплексом неполноценности, после вызывающе долгого молчания (с многократным превышением законом сроков) отклонила ходатайство некоммерческого объединения "Русская культурная автономия" о предоставлении ему права начать формирование Русского национального списка, предусмотренного Законом. И признала это начинание нецелесообразным! Но в законе не говорится о такой (не)целесообразности или воле министра. Наоборот, в нем говорится о праве нацменьшинств создавать свою национально-культурную автономию. Чем и воспользовались русские культуртрегеры, выполнив все юридические требования.
Политически некорректными следует считать ссылки министра и на отрицательные - в связи с попыткой создать русскую культурную автономию - отзывы русских же представителей крупнейших культурных объединений. Впрочем, это - распространенная практика государственных провокаций - русских открыто сталкивают с русскими же. Показательно, что, пожалуй, впервые такая акция предпринимается в открытую. Но пикантно то, что происходит это тогда, когда МИД РФ объявило о стремлении нормализовать отношения с Эстонией.
Притом и министерству культуры прекрасно известно, что русский электорат давно стал полем борьбы за голоса на выборах. А потому давно оказавшиеся "на игле" финансовых спонсоров - эстонских партий, и прежде всего центристов (партнеров "Единой России"), крупные русские культурные организации Эстонии и, главное, их не русские уже, а русскоязычные руководители пекутся не о русской культуре. Их забота - компрадорская консолидация русских общественных, и даже культурных, организаций исключительно в политических интересах эстонских партий.
Министерство: разделяй и властвуй
Естественно, организация "Русская культурная автономия" подала в административный суд. Примечательно, что он взял сторону министерства. Но еще примечательнее, что следующая судебная инстанция также отказала в желании создать русскую культурную автономию, при этом, как заявил представляющий в суде эту организацию юрист Станислав Черепанов, аннулировав "все обоснования административного суда". Он же отметил, что для нового отказа, теперь Окружного суда, использовали умопомрачительный довод: "Объединение "Русская культурная автономия" не является культурным объединением национального меньшинства в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона ЭР "О культурной автономии национальных меньшинств" (VRKAS, § 7 lg 2), поскольку недостаточно доказало в суде свою "культурность", то есть культурную деятельность" (?!).
Станислав Черепанов заключил: "Ни Устав официально зарегистрированной в Эстонии организации "Русская культурная автономия", ни ежегодно проводимый ею "Руский сход", который освещался эстонским телевидением и другими СМИ, по мнению суда, не являются доказательствами "культурности". Теперь общественность с интересом ждет позиции Государственного суда ЭР, полагая, что на это не пойдут годы, которые уже пошли на принятие решения министерством культуры и судами двух первых инстанций. На что только не пойдешь для реализации принципа "Разделяй и властвуй!". По словам вице-канцлера Анне-Ли Реймаа, ее министерство опиралось и на анализ эксперта - профессора Райво Ветика, который также выступал против регистрации русской культурной автономии.
"У Министерства культуры нет оснований сомневаться в позиции признанного социального эксперта и партнера по сотрудничеству", - многозначительно заявила вице-канцлер. И снова недоумение: а причем тут негативное отношение эксперта, который не имеет ни малейшего отношения к русскому национальному меньшинству? Да и в законе такое, естественно, не прописано. Настораживает и непоследовательность доводов министерства культуры. Впечатление, что их один за другим высасывали из пальца. К примеру, когда регистрировали национально-культурную автономию тех же эстонских шведов, никто не интересовался мнением тех шведов, которых эта идея оставила равнодушными. Невольно напрашивается вывод: бойся не министра культуры, а культуры министра.