Динамика цен на рынке жилья Москвы

"В июле рост числа сделок купли-продажи квартир в Москве замедлился", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 5 августа. "Росреестр зафиксировал 7,885 тыс. договоров, это на 61% больше, чем в июле 2009 года, но на 12% меньше, чем в июне 2010-го. Накопившийся с начала кризиса спрос по большей части реализован, объясняют риэлторы. А больше всего они винят все ту же жару - из-за нее срываются осмотры квартир... Говорить о сезонности не совсем корректно, отмечают риэлторы, ведь в 2010 году покупателей не останавливали ни майские праздники, ни начало летнего отпускного периода, хотя в предыдущие годы в мае-июне рынок традиционно простаивал. "Дополнительно повлияла аномально жаркая погода: участники рынка часто переносили просмотры квартир на август - начало осени",- отмечает гендиректор агентства МИАН Василий Митько. По его словам, число выставленных на продажу квартир в июле сократилось на 14,5%, до 31 тыс. Июльский провал особенно заметен в сравнении с июнем текущего года, когда было зарегистрировано рекордное количество сделок - 8,959 тыс. Примерно столько же квартир продавалось до кризиса, когда рынок недвижимости был на пике. Аналитики объясняли рекорд июня, в частности, снижением сроков регистрации сделок - с 30 до 15 дней", пишет газета. "Июльское снижение показывает, что сформированный в разгар кризиса отложенный спрос на покупку жилья во многом удовлетворен, говорит руководитель аналитического центра "Инком" Дмитрий Таганов. "Такие выводы можно будет делать в случае, если снижение сделок продлится всю осень",- не соглашается руководитель IRN.Ru Олег Репченко. Он не исключает, что в августе сделок будет на 10-15% меньше, чем в июле, а осенью начнется рост. Господин Таганов, напротив, прогнозирует осенью и зимой заметное снижение - до 6-7 тыс. сделок ежемесячно. Цены на жилье в Москве в течение июля почти не поменялись. По данным "Инкома", за прошлый месяц средняя стоимость 1 кв. м в столице выросла на 2,1%, до 192,43 тыс. руб., или на 3,7% - до $6,27 тыс. По версии агентства недвижимости "Савва", за июль долларовые цены увеличились на 1,6%, до $4,894 тыс. за 1 кв. м, а рублевые - уменьшились на 0,4%, до 151,4 тыс. руб. Господин Таганов прогнозирует, что с августа по декабрь средняя стоимость московских квартир вырастет примерно на 10%, до приблизительно 210 тыс. руб. за 1 кв. м. Он отмечает, что средний бюджет покупки жилья на вторичном рынке Москвы в июле вырос на 35-40%, до 7,3 млн руб.", приводит данные "Ъ".

Коммерческая недвижимость

"У метро "Планерная" заканчивается строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ). От того, насколько удачен будет этот гибрид автостанции и многоэтажной парковки, зависит, появится ли в городе еще 90 подобных узлов, которые планируется возвести в рамках городской программы", сообщают "Известия" в номере от 5 августа. "Пока аналогичные опыты не внушают оптимизма: узел у метро "Речной вокзал" в процессе строительства превратился из транспортно-пересадочного в торгово-развлекательный. Идее транспортно-пересадочных узлов в этом году исполняется семь лет, концепция была одобрена мэрией еще в 2003 году... Пилотными площадками выбрали три самые загруженные станции метро: "Тушинская", "Речной вокзал" и "Планерная"... На "Тушинской" возведение транспортно-пересадочного узла началось три года назад с борьбы с частными парковками - в Волоколамском проезде и проезде Стратонавтов поставили шлагбаумы. Этим и закончилось. Желающих вкладываться в строительство ТПУ не нашлось - место проблемное: с одной стороны - промзона (федеральная территория), с другой - железная дорога. Да и владельцы мелких киосков оказались боевитыми - когда их собрались подвинуть, громко запротестовали. Шлагбаумы по-прежнему стоят, хотя количество машин у метро не сильно уменьшилось... Зато площадь у метро "Речной вокзал" преобразилась. На Фестивальной улице, где обычно можно было наблюдать вереницу маршруток и людские толпы, появилось гигантское здание с бодрым оранжевым фасадом и надписью ТРЦ "Речной"... Набор помещений стандартный для молла: в подвале - продуктовый супермаркет, первый и второй этажи - игровой центр, одежда-белье-обувь сетевых марок, третий - фуд-корт с ресторанами и барами. Примерно четверть третьего этажа и весь четвертый (крышу) занимает парковка. Правда, на верхнем уровне нет ни одной машины: охранники предупреждают, что резина может расплавиться от жары. Но дело, видимо, не только в летней жаре: первые три часа парковка обходится бесплатно, а затем - 100 рублей в час. Вряд ли кто-то решит воспользоваться такой парковкой как перехватывающей, заплатив 600-1000 рублей в день... А пока на площади и прилегающих улицах можно в любую погоду наблюдать привычные толпы, штурмующие маршрутки и автобусы - правда, теперь все больше с покупками... Последняя из пилотных площадок - станция метро "Планерная". Не превратится ли и грандиозное сооружение, занявшее всю площадь у северного входа в метро, тоже в нечто торгово-развлекательное?", задает вопрос газета. "Нет, не превратится, - заверил "Известия" исполняющий обязанности префекта Северо-Западного округа Павел Козлов. - В сумме в ТПУ на "Планерной" порядка 50 тысяч квадратных метров. Торговых площадей - всего 11 тысяч. Львиную долю площади занимает перехватывающая парковка более чем на 600 машино-мест, а также службы ГУП "Мосгортранс" - посадочные терминалы, билетные кассы, диспетчерская... Основная часть работ будет закончена ко Дню города, хотя наладочные и отделочные будут идти и после - инвестор обратился к правительству Москвы с просьбой продлить контракт до ноября". Как прокомментировал газете исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, "есть опасение, что в результате строительства узлов транспортное обслуживание жителей ухудшится, а торговое - улучшится. Вряд ли в ТПУ станут торговать только сопутствующими товарами. А любые торговые площади притягивают дополнительный транспорт. Возникает и проблема паркинга: если там будут стоять машины посетителей торгового центра, парковка не сможет работать в режиме перехватывающей... Нужен, видимо, более жесткий контроль над инвесторами. Другой вариант - строить ТПУ за городские деньги. В конце концов, обеспечивать транспортную инфраструктуру для населения - обязанность государства".

Дорожное строительство

"Вечерняя Москва" в номере от 4 августа продолжает следить за судьбой путепровода на Ленинградском шоссе. "Частичное закрытие путепровода создало дополнительные трудности в движении транспорта на этом и так обычно загруженном направлении. В первые дни наблюдалась настоящая паника. СМИ пестрели сообщениями о все новых и новых "пострадавших". К автомобилистам и дачникам добавились руководство аэропорта "Шереметьево", "Аэрофлот", ИКЕА, сотрудники вокзала, с которого ходит экспресс в аэропорт, и так далее", напоминает газета. "В течение многих лет за состояние дороги до "Шереметьева", включая и этот путепровод, отвечала Москва... Во всех соглашениях с областью четко оговаривалось, что речь идет только о работах по благоустройству. Причем эта оговорка была вовсе не в пользу Москвы, а именно в пользу области. Она гарантировала, что столица не претендует ни на какие земли, а занимается только благоустройством... В конце года вышло специальное постановление правительства Москвы, и с января 2009 года мост был выведен Федеральной службой по регистрации из столичного реестра. Однако в самый последний момент руководство области спохватилось и дало полный назад. Теперь передача моста в собственность оговаривалась условием - предварительное проведение капитального ремонта... специалисты однозначно заявляют, что капремонт моста невозможен в принципе. Сейчас необходимо провести противоаварийный ремонт, чтобы мост смог выдерживать поток легкового транспорта (о движении грузового транспорта на данном участке можно забыть) и движение поездов в течение еще нескольких лет, пока будет строиться новый мост. Выход здесь один-единственный - полная реконструкция, то есть фактически строительство нового путепровода", отмечает "Вечерка".

"Но главный вопрос все же остается открытым - кто и когда будет заниматься строительством нового путепровода. Совершенно очевидно, что столица не может взять эту обязанность на себя. Мост находится на территории Московской области, и вести там строительство другой субъект просто не имеет права по нормам действующего законодательства. Немаловажен и вопрос цены нового строительства. Эксперты говорят, что речь идет о 5-6 млрд рублей. Город просто не может позволить себе такие расходы при годовом бюджете дорожного строительства в 56 млрд рублей (это уже с учетом добавленных во втором полугодии 22 млрд) и масштабных начатых проектах, таких как реконструкция той же Ленинградки в черте города, строительство Звенигородского шоссе и Четвертого транспортного кольца. При этом столица прекрасно осознает, что дорога к аэропорту - это важна часть благосостояния города, что ее качество имеет как прямые материальные последствия, так и имиджевые. Поэтому правительство Москвы предлагает реконструировать этот участок вскладчину, город готов вложить до 1,5 млрд рублей из собственного бюджета. Если бы в таких же пропорциях "скинулись" Московская область и федеральный бюджет (которому, надо полагать, не безразлична судьба крупнейшего аэропорта страны и весьма значимой федеральной трассы, связывающей две столицы), то проблема была бы практически решена. Думается, что участие в таком проекте важно также и для аэропорта "Шереметьево", да и для РЖД... Однако пока столичная инициатива остается без ответа".

Перспективы развития города

В номере от 4 августа "Вечерняя Москва" публикует интервью с главой столичного стройкомплекса Владимиром Ресиным. Речь шла о Генплане, о строительстве дорог и социальных объектов и других актуальных вещах. "Всего в этом году на дорожно-мостовое строительство выделено 56 млрд рублей, причем 22 из них были направлены дополнительно по распоряжению мэра города Юрия Лужкова. Однако чтобы кардинально сдвинуться с места в решении дорожной проблемы Москвы, необходимо финансирование в объеме 150-200 млрд рублей в год. Строительные мощности у нас есть, но без участия федерального центра финансовую проблему не решить. В 2010 г. деньги направлены только на завершение уже начатых дорожных проектов. Прежде всего это строительство Алабяно-Балтийского тоннеля и моста через Канал им. Москвы на Ленинградской трассе, завершение Крестовского путепровода, Панфиловского проспекта в Зеленограде, Варшавского шоссе на участке от МКАД до Щербинки, Дмитровского шоссе на участке от малого кольца МЖД до Коровинского шоссе. Также в этом году продолжится строительство Звенигородского проспекта, будут вестись работы на строительстве 4-го транспортного кольца и других не менее важных дорожных объектах", сообщил Ресин. На вопрос газеты, будет ли реконструирована МКАД, Ресин ответил следующее: "Этот вопрос сейчас рассматривается в Москомархитектуре.... Однако МКАД вряд ли будет расширена на всем своем протяжении. Как показывают исследования и мировая практика, только увеличение количества полос не делает дорогу более эффективной с точки зрения пропускной способности. Где-то это могут быть дублеры МКАД без расширения самой кольцевой или отдельная полоса, идущая вдоль дороги и не пересекающаяся с ней, в некоторых местах это могут быть дополнительные развязки и съезды. И, разумеется, важным моментом для разгрузки МКАД должно стать строительство ЦКАД в Подмосковье, куда планируется перенаправить транзитный грузовой транспорт".

Реставрация и разрушение памятников архитектуры

"Контроль Москомнаследия погубит знаменитые палаты Гурьева", констатируют "Известия" в номере от 5 августа. "Дом Гурьева в Потаповском переулке, 6 - со сводчатыми палатами 1688 года в основе, сохраняющий фрагменты барочного декора фасадов и остатки роскошных интерьеров XIX столетия, в конце декабря 2009 года пережил пожар... За четыре месяца - с конца декабря до конца апреля - ни Москомнаследие, ни фирма ООО "Регион Инвест", которая должна по договору с городскими властями осуществить "инвестиционный проект реставрации" дома, не организовали никаких противоаварийных мероприятий на разрушающемся памятнике. Дошло до того, что один из активистов "Архнадзора" обратился в суд, требуя признать бездействие Москомнаследия незаконным. Суд в иске отказал, однако после этого бездействие закончилось. В мае Москомнаследие провело три совещания по состоянию дел на объекте, поручило инвестору подготовить откорректированный проект реставрации и проект первоочередных противоаварийных работ. Недели проходили, дожди продолжали пропитывать лепнину в интерьерах. Над зданием так и не появилось временной кровли, а в парадных залах - хотя бы подпорок под перекрытиями. "Архнадзор" время от времени направлял председателю Москомнаследия Валерию Шевчуку тревожные письма. Ответы приходили с неизменной припиской в конце - "вопрос находится на контроле Москомнаследия". 3 июня Москомнаследие согласовало проект первоочередных противоаварийных работ, а 7 июня выдало "Регион Инвесту" разрешение на их проведение. 23 июня на объекте прошло очередное "выездное совещание". Его участники увидели, что противоаварийные работы не начаты. Зато выяснилось, что неплохо поработали реставраторы фирмы "АР*СС", привлеченной инвестором. Москомнаследие предписало инвестору обеспечить консервацию лепнины в интерьерах дома, но к концу июня большая часть ее оказалась просто демонтированной со стен - как объяснили реставраторы, с целью снятия слепков и изготовления точных копий... Причем, что странно, лепнина была демонтирована даже в помещениях, не пострадавших от протечек... Комиссия решила, что ООО "Регион Инвест" немедленно приступит к производству противоаварийных работ, в том числе в срок до 1 августа установит над домом временную кровлю. Прошло 1 августа. Никаких противоаварийных работ в палатах Гурьева как не было, так и нет. Обгоревшие верхние этажи не разобраны, нет и временной кровли... Осталось выяснить, сколько времени способны еще простоять палаты Гурьева, пока их "спасением" будут заниматься инвестор и охранители наследия", пишут "Известия".

"Адрес вроде совпадал: Новинский бульвар, 25. Но что здесь обитают люди (а именно жильцы прислали в редакцию возмущенное письмо), в это не верилось", пишет "Российская газета" в номере от 3 августа. "Стены сыплются, из трещин тянутся чахлые деревца и трава. Это и есть знаменитый "Дом Наркомфина", памятник регионального значения. Вот только табличку прибить не к чему - труха... 80 лет назад этот дом построили для сотрудников Наркомфина, апартаменты на крыше предназначались для министра Милютина... Теперь здесь можно снимать фильмы ужасов. За 80 лет тут ни разу не проводился серьезный ремонт... Дом признали аварийным еще в 70-е годы прошлого века, "пропащие" квартиры начали списывать из жилищного фонда, а жителей расселять. Сейчас обитаемы 12 квартир из 48... К 1980 году из строя вышли все системы жизнеобеспечения. Дом остался без тепла и воды... Планы городских и районных властей относительно дома Наркомфина менялись десятки раз. Есть решение райисполкома от 1978 года: дом подлежит отселению по ветхости. В 2002 году он внесен в адресный перечень домов под снос. Город бы и снес, но судьбой дома-коммуны озаботился Всемирный фонд памятников: шедевр советского конструктивизма под угрозой. В 2006 году межведомственная комиссия заключает: аварийными являются внешние стены, а несущие конструкции сохранились. Но год спустя дом опять признали аварийным. Сначала жильцам категорически отказали в приватизации их квартир на основании того, что дом аварийный. А в 2005 году выяснилось, что город продал 28 пустующих аварийных квартир группе компаний. Потом списанные квартиры переоформили на компанию МИАН (ООО "Оптима"), у которой были амбициозные планы на этот дом", пишет газета. "Жильцы тоже получили "зеленый свет" на приватизацию. Сейчас 6 квартир из 12 в собственности... Москомнаследие требует от шести собственников оформить охранные обязательства, поскольку они владеют частью памятника. Более того, Москомнаследие проверил состояние памятника и указывает им, что "фасады здания, фундаменты, а также состояние внутренних помещений находятся в недопустимом состоянии". А жильцы только тем и занимаются, что спасают несчастные квартиры от разрухи. А вот Москомнаследие за три десятка лет не позаботился о его реставрации. Есть собственники круче: та же компания, у которой 31 квартира, или город, которому принадлежат 6 квартир плюс коммунальный корпус. У них возможностей больше, чем у пенсионерок из дома-коммуны". "В 2008 году в Москве шумно проходила пиар-акция: компания готова вложить 60 миллионов долларов в реставрацию. Представители рассказывали: здесь будет бутик-отель на 40 апартаментов класса "люкс". В коммунальном корпусе разместятся переговорная, бизнес-центр, ресторан. Жильцы радовались: вот-вот переезд. Не вышло. Представители компании так объясняли: Москва не хочет отдавать свою долю собственности, а владеть на паях инвестору не интересно. Жильцам из префектуры ЦАО пришел ответ: "городскими структурами подготовлен проект распорядительного документа по воссозданию и реставрации ансамбля "Жилой дом Наркомфина", предусматривающий отселение жителей и его приспособление под современное использование. Однако сложная структура собственности на объект создает комплекс проблем для принятия окончательного решения". Между прочим, город сам и породил эту проблему, распродавая списанные квартиры. А заложниками, увы, стали жильцы", констатирует "РГ".

"Мэр Москвы дал поручение подготовить необходимые документы для расселения последних жильцов легендарного дома Наркомфина. После чего должна начаться его реставрация. Успеет ли знаменитый на весь мир памятник конструктивизма дождаться прихода реставраторов, выясняла обозреватель "Известий"", на ту же тему пишет газета в номере от 3 августа. "Мы готовы вернуться к реализации проекта, - рассказал "Известиям" Александр Красавин, гендиректор инвестиционной группы "Коперник". - Хотим сделать все грамотно, хотя понимаем, что экономическая эффективность этого проекта стремится к нулю. Мы мечтаем, чтобы было сохранено обаяние авангарда - к примеру, в ресторане отеля должен быть агитационный фарфор, плакаты по стенам в стиле 20-30-х годов. На момент, когда мы вошли в этот проект (35 квартир из 50 принадлежат компании), часть дома уже была расселена. Часть оставшихся квартир - муниципальные, и их расселением должен заниматься город, а он не может этого делать без распорядительного документа. Безусловно, состояние дома аварийное либо предаварийное, но прямой опасности для жителей сейчас нет. Хотя если все будет происходить такими темпами, как сейчас, то дай бог нам дотянуть до начала реставрационных работ без человеческих жертв..." "Проектом реставрации дома Наркомфина занимается внук Моисея Гинзбурга - архитектор Алексей Гинзбург. По его мнению, главная проблема памятника - несоответствие архитектурным вкусам власти", отмечает газета, цитируя архитектора: "Это недешевый процесс, но не неподъемный. Дом от этого не становится "золотым". И потом - мы хотим сохранить нашу культуру или сэкономить деньги? Дом Наркомфина - наш весомый вклад в мировую культуру. Игнорировать это просто глупо. Пока все наши проектные проработки носят инициативный характер. Чтобы узаконить их, необходимо иметь некие разрешительные документы, постановления. Пока их нет. Все знают, что наша власть не любит эту архитектуру, считает ее ненужной. Грустно".

"На фоне возникающих в Москве один за другим скандалов со сносом исторических строений столичные чиновники демонстрируют соблюдение всех формальных регламентов ограничения хозяйственной деятельности на территории памятников. На днях на официальном сайте московского правительства был опубликован очередной список памятников с утвержденными мэром города границами территории объектов культурного наследия и режимами использования земель внутри охраняемых зон", пишет "Время новостей" в номере от 3 августа. "Напомним, что первая партия памятников истории и культуры, для которых установлены официальные границы, была подписана мэром Юрием Лужковым в конце июля. В список из 292 участков вошла в том числе и территория храма Воскресения Христова в Кадашах, где общественники и прихожане в начале лета держали оборону против строительной техники... Однако сразу за этим вспыхнул конфликт в Замоскворечье. Защитникам исторической застройки Москвы не удалось отстоять комплекс усадьбы купцов Алексеевых на улице Бахрушина - здания не были официально признаны объектами культурного наследия. Примечательно, что представители Москомнаследия, по сути, поддержали инвесторов и не стали препятствовать скоропалительному сносу построек. В новый же адресный перечень формально защищенных от строительной деятельности исторических объектов вошли усадьба Григорьева 1842 года в Милютинском переулке, ансамбль римско-католической церкви Святого апостола Петра и Павла на Лубянке. Определены границы территории чайного магазина Перлова, постройки конца ХIХ века, дома Юшкова 1793 года, расположенного на территории усадьбы Юшкова, здания Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские) и еще ряда объектов объединенной охранной зоны памятников истории и культуры №50 на территории 101 квартала ЦАО. Всего до конца года должно быть утверждено еще девять подобных распорядительных документов, которые позволят "полностью защитить от негативных последствий" порядка 4 тыс. объектов культурного наследия. По данным г-на Емельянова, в целом это оградит от посягательств столичного стройкомплекса примерно 30% городской территории", пишет газета. "Однако представители общественного движения "Архнадзор" не только сетуют на то, что границы территорий памятников утверждаются с большим опозданием, но и сомневаются в "достоверности очерченных границ". Как заявил "Времени новостей" эксперт "Архнадзора", член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) Алексей Клименко, от работы Москомнаследия "отсечена большая часть квалифицированных специалистов". По словам г-на Клименко, решения, которые должны защищать объекты исторического наследия, принимают люди, напрямую заинтересованные в использовании территорий исторической застройки. "Командует Ресин", - сетовал г-н Клименко на то, что именно глава столичного стройкомплекса возглавляет межведомственную комиссию при правительстве Москвы по вопросам постановки объектов, обладающих историко-культурной ценностью, под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия".

Вероника Шарова