Николай Радов: Лукашенко ищет союзника в Обаме?
4 августа американскому президенту
Известно, что после прихода к власти А. Лукашенко отношения между Белоруссией и США неизменно ухудшались. Особенно это проявилось после непризнания Западом проведенного в ноябре 1996 года референдума, давшего возможность белорусскому президенту создать в центре Европы собственное поместье, власть в котором не может быть ни с кем разделена. После ноябрьского референдума США и различные международные организации, такие, как
На протяжении последующих лет, вплоть до 2008 года, отношения между двумя странами продолжали ухудшаться. Главными целями американской администрации все эти годы было достижение изменения внутренней и внешней политики Белоруссии, прекращение белорусско-российской интеграции и, пожалуй, самое главное - смещение Лукашенко.
Первой реальной попыткой сместить первого президента Белоруссии стали выборы 2001 года, когда США через своего посла в Республике Беларусь
6 октября 2004 года Палата представителей Конгресса США единогласно проголосовала за введение экономических санкций против Белоруссии и её президента лично. При этом, в принятом Конгрессом "Акте о демократии в Белоруссии" содержался ряд заранее невыполнимых для Лукашенко требований: предоставить исчерпывающее объяснение исчезновений деятелей оппозиции и журналистов; прекратить репрессии против независимых СМИ, независимых профсоюзов, неправительственных и религиозных организаций, оппозиции; провести в Белоруссии свободные и честные президентские и парламентские выборы в соответствии со стандартами
В декабре 2006 года после того, как на закрытом заседании
В начале 2007 года
Наиболее ощутимый удар был сделан американцами 13 ноября 2007 года, когда
С приходом в 2008 году к власти в США Б. Обамы и лагеря демократов у Лукашенко появилась возможность нормализовать свои отношения с Соединенными Штатами. Этому способствовал и тот факт, что в американской администрации к этому времен осознали всю бесперспективность финансирования белорусской оппозиции и проведения в Белоруссии очередной цветной революции. Деньги, направленные на борьбу с режимом, попросту разворовывались, оппозиция теряла свою, и так небольшую, аудиторию, а Лукашенко довольно потирал руки, заявляя об умственной и физической недееспособности оппозиционных политиков.
Новые тенденции в американской политике, направленные на отказ от прямого давления на белорусские власти, не могли ускользнуть от президента Белоруссии, который поспешил объявить о начале нового этапа в белорусско-американских отношениях: "Я склонен полагать, что у президента Обамы взгляд на мир более адекватен и демократичен, не обременен пережитками холодной войны и агрессивными идеологическими подходами к решению международных вопросов... Мы готовы оставить все обиды в прошлом и начать плодотворное сотрудничество не только в экономической, но и в других сферах". Однако, несмотря на определенное потепление отношений, США до сих пор не видит достаточных оснований для легитимизации режима Лукашенко. Поэтому, смягчив с сентября 2008 года экономические санкции в отношении двух белорусских предприятий концерна "Белнефтехим" - ОАО "Лакокраска" и "Полоцк-Стекловолокно", и продлив в отношении Белоруссии режим нормальных торговых отношений на 2010-2011 гг., президент США продлил еще на один год санкции, введенные 16 июня 2006 года в отношении некоторых представителей руководства Беларуси. К лицам, действия и проводимая политика которых "все еще представляют чрезвычайную угрозу национальной безопасности США", по прежнему относятся президент Лукашенко, председатель государственной телерадиокомпании
Кризис российско-белорусских отношений подтолкнул Лукашенко к поиску различных вариантов не только удержания своей власти, но и ее последующего признания мировым сообществом. В этой ситуации для белорусского лидера кажется достаточно привлекательной новая политика Государственного департамента США, который отказался от прямой поддержки кого-либо из оппозиционных кандидатов на предстоящих выборах. Данная позиция США позволяет Лукашенко надеяться на продолжение диалога с Соединенными Штатами уже в качестве четырежды избранного президента Республики Беларусь. При этом нынешнее руководство Белоруссии видимо не до конца отдает себе отчет, что за такое лояльное к себе отношение со стороны США в будущем придется расплачиваться. Во-первых, администрация Белого дома не сняла требований о демократизации политической и либерализации экономической сфер белорусского государства. Маловероятно, что белорусские власти решатся на проведение каких-либо кардинальных реформ, так как в этом случае Лукашенко может лишиться не только своего поста, но и свободы. Во-вторых, вопрос снятия санкций с концерна "Белнефтехим", решения которого так упорно добивается Лукашенко, будет напрямую связан с белорусско-венесуэльскими взаимоотношениями, так как Венесуэла с ее богатыми нефтяными месторождениями до сих пор рассматриваются США в качестве своей вотчины, и присутствие здесь кого-либо из третьих стран воспринимается Соединенными Штатами как угроза национальной безопасности. В случае закрытия для белорусско-венесуэльского предприятия по добыче и переработке нефти рынков США и Западной Европы непременно встанет вопрос о его рентабельности и целесообразности существования. В-третьих, исходя из сегодняшней ситуации, США может потребовать изменения политического вектора Белоруссии, находящегося в настоящее время в неопределенном положении, что неизменно приведет к росту напряженности в отношениях с Россией и увеличению проблем в белорусской экономике.
Несмотря на это, ради собственного тщеславия и непомерных амбиций белорусский лидер, кажется, готов рискнуть. В своем поздравлении американскому президенту