Интервью ИА REGNUM Новости с главой азербайджанского Центра политических инноваций и технологий, политологом Мубаризом Ахмедоглу.

ИА REGNUM: Чем, по-вашему, вызваны участившиеся обвинения и даже оскорбления в адрес противной стороны, звучащие из уст государственных мужей Армении и Азербайджана?

Не соглашусь с вами в том, что обвинения и оскорбления носят взаимный характер. Это не так. Я внимательно отслеживаю выступления как азербайджанских, так и армянских политиков и потому знаю, что из Баку звучат ясные аргументы, приводятся убедительные доводы, чему в Ереване ничего, кроме брани и голословных обвинений противопоставить не могут. К примеру, Саргсян говорит, что поскольку Нагорный Карабах был передан (на самом деле в документе четко указано, что оставлен) Азербайджану решением Компартии, то этот акт является нелегитимным. В таком случае напомню, что именно по решению той же партии в 1965 году в Ереване построен Музей "геноцида армян". Кроме того, опять же по решению упомянутой партии в 1967 году историческое азербайджанское название Ханкенди было заменено на Степанакерт. (В Атласе СССР 1956 года издания в качестве столицы Нагорно-Карабахской АО Азербайджанской ССР уже обозначен Степанакерт - ИА REGNUM Новости).

ИА REGNUM: С другой стороны, в Ереване не могут равнодушно воспринимать раздающиеся в Азербайджане на самых высоких уровнях угрозы решить нагорно-карабахский конфликт военным путем, каковым, правда, и установился в свое время нынешний статус-кво...

Дело в том, что армянское руководство, выдвигая непомерные, фантастические требования на переговорах, отталкивается от реалий, установленных военным путем. Что в таком случае должен делать официальный Баку, видящий как Ереван из года в год тянет время дабы закрепить оккупацию? Призывать агрессора к миру? Конечно же, Азербайджан старается вернуть свои оккупированные территории путем переговоров, но неконструктивная позиция Армении сводит на нет все его усилия решить вопрос миром и заставляет напомнить оккупантам, что нынешние реалии, установленные первой войной, может коренным образом изменить вторая. Если такие заявления беспокоят армянских политиков, то пусть устранят их причину, то есть прекратят оккупацию азербайджанских земель и получат в ответ мир, открытые границы, добрососедство и процветание. Но вместо этого они используют переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ для пролонгации результатов агрессии. По большому счету многие представители армянской власти, возможно, из-за длительного нахождения в плену сочиненных идеологами мифов и легенд, усугубленным эйфорией от результатов карабахской войны, утратили чувство реальности. Наверное, на этом сказалось и длительное отсутствие самостоятельности.

Я не оговорился. Как можно считать Армению независимой, самостоятельной, если чуть не все стратегические объекты в ней принадлежат другому государству, если у ее руководства нет политической воли? Спикер парламента Овик Абрамян договорился до того, что знающему человеку в политике делать нечего! Они хвастаются своим участием в войне, а с чьей помощью и что не менее важно, как воевали армяне, знают все. Никто не забыл о Ходжалинском геноциде. Эти господа становились особо храбрыми, когда воевали с беззащитными азербайджанскими стариками, женщинами и детьми. То есть еще тогда уже в их головах было явное смещение ценностей.

Расправиться над гражданским населением особенно жестоко считалось боевым подвигом, верхом воинской доблести. Поэтому нет ничего удивительного в самолюбовании этих демонов войны. Посмотрите, кем сегодня участники захвата азербайджанских земель, составляющие в сегодняшнем армянском парламенте явное большинство, внушают гордиться простым людям в Армении! Не учеными, писателями, художниками или музыкантами, а террористами! Звучит, на первый взгляд, странно. Но разве не армяне устраивают, причем не только в самой Армении, но и далеко за её рубежами пышные празднества в честь международного террориста Монте Мелконяна, страшный кровавый путь которого прервали азербайджанские воины в Карабахе?

Мне жаль, что сегодня в Армении нет лидера, который смог бы найти смелость сказать людям правду, призвать их смотреть не назад в прошлое (во многом мифологизированное), а вперед, в будущее, предложил бы сделать нелегкий, на первый взгляд, выбор и построить действительно независимое, процветающее государство, у которого ноль проблем с соседями.

ИА REGNUM: Напомню, что и из Армении озвучивается целый "букет" обвинений в адрес азербайджанского общества. Тут и, проблемы демократии, сложное положение с правами человека, свободой слова и собраний, и наличие наследственной монархии...

Конечно, в Азербайджанской Республике, независимости которой всего два десятка лет, есть проблемы с демократией. Но они есть во все мире. Конечно, хотелось бы, чтобы положение с правами человека, свободой слова и собраний было, как в западноевропейских странах.

И тем не менее, в Армении не должны, не имеют морального права оперировать этими понятиями, хотя бы потому, что там они есть разве что на бумаге. С каких это пор расстрел в парламенте или убийство 10 человек во время разгона митинга оппозиции стали образцами демократии и высшим проявлением всех свобод?

Что же касается обвинения в монархии, то, как известно, власть порождает, воссоздает власть. И тут нет никакой разницы между Арменией и Азербайджаном. В Армении Левон Тер-Петросян передал власть из рук в руки Роберту Кочаряну, а тот - Сержу Саргсяну. Да, в Азербайджане тоже как бы произошла передача власти. Но на самом деле, выбирая Ильхама Алиева, народ делал это осознанно. Люди знали, как спас Азербайджан его отец, знали, что он провел много лет рядом с Гейдаром Алиевым и многое из этого для себя почерпнул, знали о большом опыте и эрудиции Ильхама Алиева. Ведь положение у маленькой страны с большими природными богатствами двойственное. Если политическое руководство страны решает проблемы безопасности и достигает стабильности, то затем увеличивается ВВП, повышается уровень жизни и появляется сколько угодно времени для демократизации по самым высоким стандартам. Но если политическое руководство страны слабое, то ее природные богатства принесут только вред, крупные игроки - внутренние, а может и внешние - будут раздирать на части, а террористы и наркомафия без опасений делать свое черное дело. Тогда демократии точно не будет...

ИА REGNUM: Ряд ереванских экспертов считает, что решение Международного суда ООН по Косово, создает прецедент для нужного Армении варианта урегулирования нагорно-карабахской проблемы...

Честно говоря, необузданная эйфория в Ереване, причем не только среди политиков, о которых мы уже говорили, но и экспертов, вызывает удивление. Мне кажется, что они сильно запоздали с столь сильным проявлением эмоций. Если следовать хронологии, то армянские аналитики могли бы найти повод для радости еще 17 февраля 2008 года, когда произошло основное событие, а не сейчас, когда суд дал всего лишь дал ни к чему ни обязывающий ответ на вопрос, а Евросоюз и США - автор проекта "независимость Косово" тут же подчеркнули, что решение Гаагского суда не может быть прецедентом при урегулировании других конфликтов. Кстати, 2 года назад на то событие отреагировали всего 2-3 армянских эксперта. Это говорит о том, что в Армении не всё благополучно и в этой среде. А вот в Азербайджане тогда и я сам, и ряд других аналитиков высказали свою точку зрения, обосновав её соответствующими аргументами.

И всё-таки мне кажется, что большинство армянских экспертов не может не понимать, что Нагорный Карабах обязательно вернется к Азербайджану, и пытаются состроить хорошую мину при плохой игре. А некоторые, те, что понаивнее, хватаются, как утопающий за соломинку. Только соломинка не заменит спасательного жилета или круга.