При новом президенте проблемы Польши в отношениях с восточными соседями сохранятся. К такому выводу пришли специалисты Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе ИГСО, эксперты института считают, что в польско-белорусском взаимодействии камнем преткновения станет политика белорусских властей в отношении Союза поляков Белоруссии и контакты Варшавы с польской общиной республики. В случае с Украиной - условия работы с украинскими неправительственными организациями. В отношениях с Россией - достаточно узкий круг тем для экономического сотрудничества. При этом внешняя политика Польши будет зависеть не только от президента Бронислава Коморовского, но и от позиции премьера Дональда Туска.

В области внешней политики президент Польши будет активно взаимодействовать с премьером, полагают эксперты. На внешнюю политику Польши повлияет ситуация в странах региона и преемственность внешней политики государства. "Помня о своей исторической роли в регионе, Варшава и сейчас претендует на роль окна ЕС на Восток", - прокомментировал директор ИГСО Борис Кагарлицкий. Он подчеркнул, что Варшава стала одной из учредительниц программы "Восточное партнерство".

В ходе предвыборных теледебатов со своим соперником Ярославом Качиньским, Бронислав Коморовский призвал расширить поддержку неправительственных организаций, действующих на белорусской территории, не ограничиваясь одним лишь Союзом поляков Белоруссии (под руководством А. Орехво). Такая политика наверняка вызовет неприятие Минска, убеждены эксперты. Перманентные экономические конфликты с Москвой, по их мнению, могут подтолкнуть белорусское руководство к определенным шагам по сближению с Варшавой хотя бы для использования возможностей польских морских портов. "Однако Москва может оказывать экономическое давление на Белоруссию в основном извне. Но у России мало возможностей воздействовать на республику изнутри. Польша, благодаря польской общине и католической миссии, имеет больше механизмов влияния на внутреннюю политику Белоруссии", - считает руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков. Опасения Минска в связи с этим будут увеличивать напряженность в его отношениях с Варшавой.

Позиция команды Виктора Януковича на Украине по ряду культурно-исторических вопросов (противодействие возвеличиванию Степана Бандеры и т.д.) оказывается ближе Варшаве, чем взгляды Виктора Ющенко, добавляют аналитики. Однако опасения, что при нынешних украинских властях сократятся возможности по поддержке извне (в том числе из Польши) украинских неправительственных организаций, может провоцировать новые трения между Варшавой и Киевом, считают они.

Отношения Варшавы и Москвы, по мнению специалистов ИГСО, будут строиться на более рациональной основе, чем при президенте Лехе Качиньском. Варшава готова идти даже на определенные экономические уступки российской стороне. Об этом свидетельствуют недавние переговоры польской стороны с "Газпромом" о тарифах на транзит газа в страны ЕС. Однако круг сфер, в которых могло бы развиваться российско-польское сотрудничество пока весьма ограничен. Это показали, например, переговоры российского и польского премьеров в ходе визита Владимира Путина в Польшу 1 сентября 2009 года. Достаточно узкая сфера сотрудничества в сочетании с сохранением ряда прежних позиций замедлит сближение России и Польши.