Строительство жилья

"Слухи о сносе "лишних" этажей "Дома на Мосфильмовской" развеял первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель стройкомплекса Владимир Ресин", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 28 июня. "Он заявил, что застройщик объекта, компания "ДОН-строй", приступила к корректировке производственного плана, чтобы уложиться в рамки утвержденного ранее проекта. Чуть ранее в прессе появилась информация о принятии решения оперативной группой по борьбе с самостроем о сносе незаконно построенных этажей. "Никаких продаж в доме произведено не было", - сказал Владимир Ресин журналистам. Он также подтвердил, что полтора года назад инспекция Мосстройнадзора действительно остановила работы по строительству "Дома на Мосфильмовской". Однако застройщик отнесся ко всем претензиям с пониманием и учел замечания комиссии".

"Судьбу скандально известного дачного поселка решит президент России", пишут "Новые Известия" в номере от 29 июня. "На этой неделе межведомственная рабочая группа представит Дмитрию Медведеву варианты решения конфликта вокруг дачного поселка "Речник" в столичном районе Крылатское. Как выяснили "НИ", вариантов подготовлено два: сохранить "Речник", обязав его жителей не разрушать дамбу, на которой стоит поселок, или снести дома и предоставить ветеранам участки в Подмосковье, а остальным не предоставлять ничего. Под "дачную амнистию", по мнению чиновников, "Речник" не подпадает. Жители поселка, в свою очередь, утверждают, что московские власти не имеют права на их землю, и приводят в качестве доказательства снимки с американского спутника-шпиона", пишет газета. "21 января нынешнего года "Речник" начали сносить. Две недели спустя, 4 февраля, вмешался президент - потребовал проверить соблюдение прав граждан. Снос остановили, приставы и гастарбайтеры со строительной техникой из поселка ушли. Была создана межведомственная рабочая группа во главе с заместителем министра экономики Игорем Маныловым. Но поселок в покое не оставили. "Указ президента - им не указ", - говорит "НИ" член правления садового некоммерческого партнерства "Речник" Людмила Гайдук... Снос домов президент остановил, но суды против жителей поселка продолжаются. "Мы говорим Манылову - идут суды. А он отвечает - я их отменить не могу", - рассказывает председатель СНП "Речник" Ирина Гурлынина. Уже вынесено Кунцевским райсудом и утверждено Мосгорсудом семь новых решений о сносе домов. В процессе находятся еще около 60 дел, то есть снос грозит четверти из оставшихся в "Речнике" примерно 250 домов. Выиграть ни одного дела жители поселка пока что не смогли". "Из 300 участков "Речника" заброшено около полусотни. Председатель Гурлынина говорит, что некоторые перестали обрабатывать участки и платить взносы после того, как в 2006 году "Речнику" предъявили ультиматум и отключили электричество и воду. Сейчас вода здесь привозная, а электричество - от дизельных генераторов. Те же, чьи дома снесли, не едут на свои участки, "потому что больно", поясняет Людмила Гайдук. И тут же заверяет: "президент объявит свою волю - за день все очистят и посадят", - цитирует газета представителя жильцов. "К 1 июля рабочая группа должна представить президенту рекомендации по решению конфликта вокруг "Речника". Уже известно, что под дачную амнистию поселок не подпадает, так как находится на федеральной земле. Пока что, по словам Гурлыниной, рассматривают два варианта. Один поддержали федеральные чиновники: признать "Речник" ведомственным поселком, зарегистрировать гражданам право собственности на их дома и обязать дачников обеспечить сохранность дамбы и свободный доступ к Москве-реке. Свободный доступ уже обеспечили - на участках, прилегающих к воде, отломали последнюю секцию забора. Правда, возникла другая проблема: на эти участки стали приходить отдыхающие и жарить шашлыки, причем не только на прибрежной полосе, но и в глубине участков. Второй вариант решения поддерживают столичные власти, представители которых также входят в рабочую группу: снести поселок и дать тем людям, которые состоят в "Речнике" с 1956 года (таких осталось около сотни), участки в Подмосковье. Наследникам же и тем, кто участки купил, не давать ничего...", - пишут "НИ".

"Снос некомфортного жилья, строительство крытого футбольного манежа и яхт-клуба на берегу Москвы-реки ожидает один из самых непопулярных районов юго-востока Москвы - Капотню", сообщает "Московская правда" в номере от 1 июля. "Сразу три из пяти кварталов Капотни (1-й, 2-й и 3-й) вошли в городскую программу сноса некомфортного жилья. Будущая планировка этих кварталов будет одной из самых современных и "продвинутых" в Москве. А до конца 2011 года в районе построят три многоэтажных стоянки по программе "Народный гараж" общей вместимостью на 1946 машино-мест. "Свой спортивный потенциал Капотня увеличит за счет реконструкции существующего футбольного поля с искусственным покрытием и строительства нового крытого футбольного манежа для СДЮШОР №63. На территории 5-го квартала Капотни на берегу Москвы-реки запланировано также строительство яхт-клуба. Сейчас мы подбираем для этого проекта инвестора", - рассказал префект ЮВАО Владимир Зотов".

"Доступное жилье экономкласса может быть построено на территории столицы на землях, принадлежащих федеральным властям, при этом сам город обязуется оснастить новые жилые кварталы необходимой инфраструктурой", пишет "Российская газета" в номере от 30 июня. "Как рассказал генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (РЖС) Александр Браверман, еще в апреле 2009 года между фондом и столичным комплексом градостроительной политики и строительства было подписано соглашение о взаимодействии в части возведения жилья в Москве на федеральных землях. Были организованы совместные заседания, утверждена рабочая группа. В феврале нынешнего года фонд и столица провели первые торги по продаже прав на заключение договоров аренды трех земельных участков. Они расположены по адресам: улица Радио, владение 11 (Зеленоград), Химкинский бульвар, владение 10, и улица Свободы, владение 63. А на днях аналогичным образом прошли торги по освоению микрорайона Загорье. Общая площадь ушедшей с торгов территории составляет 41 гектар. С победителями торгов заключены договоры аренды земельных участков с правом строительства жилья... Согласно документу столица в свою очередь обязуется обеспечить участки фонда в городе необходимой инфраструктурой и коммуникациями. Предполагается, что это сократит время утверждения проекта планировки (сейчас она занимает около года). Фонд же предоставляет гарантии застройщикам, победившим в торгах, по выкупу одной четвертой части возведенного объема жилья", ссылается газета на слова чиновника. "По словам содокладчика, первого заместителя руководителя департамента городского строительства Владимира Хайкина, для столицы взаимодействие с фондом необходимо. Он привел пример: только один участок микрорайона Загорье площадью 12,8 гектара позволит построить до 210 тысяч квадратных метров жилья. А всего - около 0,5 миллиона квадратных метров жилья. Спрос на него в столице всегда велик".

Дорожное строительство

"Идет ремонт путепровода на 24 километре Ленинградского шоссе. Движение автомобилей по Ленинградскому шоссе за МКАД ограничено...В столичном ГИБДД призывают водителей по возможности отказаться от поездок по этой трассе. Ограничения связаны с ремонтом путепровода на 24 километре шоссе. В свою очередь "Аэрофлот" просит пассажиров прибывать в Шереметьево заблаговременно. В сообщении компании говорится, что из-за ограничения движения время в пути сильно увеличено", лаконично сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 28 июня. На деле же ремонт путепровода на Ленинградке вылился в настоящий дорожный хаос и дал информационный повод всем столичным СМИ.

"В субботу многокилометровые пробки парализовали не только Ленинградское шоссе, но и пути объезда - Дмитровское и Новорижское шоссе. Михаил Василенко [гендиректор "Шереметьево" - ИА REGNUM Новости] отмечает, что ремонт пришелся на самое горячее время работы аэропорта - летом "Шереметьево" принимает до 70 тысяч пассажиров ежедневно. Распоряжение правительства Москвы о реконструкции путепровода, хотя и появилось 11 марта 2010 года, до сих пор не было одобрено правительством Подмосковья и областной ГИБДД, как предписывает существующее законодательство. Эти структуры, ознакомившись с документом, отправили его на доработку с многочисленными замечаниями, утверждает Василенко. "Я не могу объяснить ситуацию не чем иным, как тем, что 3 июля в аэропорту "Внуково", принадлежащему правительству Москвы, - пишет гендиректор "Шереметьево", - приступят к запуску нового терминала"", цитируюет Василенко "Известия" в номере от 2 июля. Проблемы испытал не только аэропорт. "Выступая в четверг в Госдуме, заместитель гендиректора компании по коммерции ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" Андрей Калмыков заявил, что только в понедельник из-за транспортного коллапса компания потеряла 700 тысяч евро... Серьезные проблемы испытывают и торговые центры, расположенные вдоль Ленинградки... В финансовом плане, похоже, выиграли только железнодорожники. Из-за пробки с 9 тысяч до 15 тысяч повысилась ежедневная загрузка аэроэкспрессов, которые перевозят пассажиров от Белорусского вокзала до "Шереметьево"". Столичным властям пришлось объясняться. "Мост был построен в 1960 году и с тех пор капитально не ремонтировался, - объяснил первый заммэра Москвы Петр Бирюков. - Исторически так сложилось, что мост был на балансе Москвы. В 2008 году губернатор Московской области обратился к нам с просьбой передать им мост вместе с участком шоссе. Мы в декабре 2008 года издали постановление о передаче моста области. Но летом 2009 года Минимущество области отказалось принимать мост на баланс, объяснив это тем, что он не отремонтирован. К нам поступили предписания Ространснадзора и прокуратуры, где говорилось, что мост в аварийном состоянии и его ремонт надо начать не позднее 2 июля этого года. Под мостом ходят пассажирские поезда, в том числе скоростной "Сапсан". Вероятность падения куска бетона на него была высока. Мы нашли 140 миллионов рублей на проведение работ. Движение по мосту никто не закрывал - запрет действует только для грузовиков. Для легковушек должно хватить двух полос. По словам Петра Бирюкова, сейчас работы по ремонту моста ведутся "в соответствии с графиком, который есть в постановлении правительства Москвы за подписью Лужкова"", пишут "Известия".

"Проблема с выездом из Москвы в область по Ленинградскому шоссе переросла в общероссийскую. Вчера уже глава правительства Владимир Путин поручил вице-премьеру Сергею Иванову разобраться с заторами на пути в аэропорт Шереметьево", продолжает тему "Российская газета" в номере от 2 июля. "Если у нас пассажиры из Шереметьево не смогут вылетать, то это будет проблема. Пожалуйста, поработайте с московскими властями, вместе предпримите необходимые действия, чтобы ситуацию улучшить", - сказал Путин. В ответ Сергей Иванов сообщил, что сейчас путь до Шереметьево занимает 4-5 часов. "Федеральная антимонопольная служба уже подключилась к этому", - заявил Иванов. Однако вчера московские власти ничего радикального для решения проблемы не предложили... Как стало известно "РГ", сейчас готовятся документы на передачу моста. Скорее всего, он перейдет Подмосковью. Бирюков напомнил, что столица неоднократно обращалась с предложением передать путепровод на Ленинградке. Более того, в декабре 2008 года он был на время вычеркнут из реестра городских объектов, поскольку в июне этого же года с предложением забрать путепровод выступил губернатор Московской области Борис Громов. Тогда были подготовлены документы, но передача сорвалась из-за министерства имущества области, которое отказалось принять сооружение, потребовав сначала отремонтировать путепровод. Бирюков отметил, что после ремонта, который вскоре начнется, мост прослужит еще 3-5 лет. Затем его придется или реконструировать, или строить новый. На это, по мнению столичных властей, потребуется не менее 5 миллиардов рублей. Бирюков уверен, что такие деньги можно найти в федеральном бюджете".

"На пресс-конференции, состоявшейся во вторник, глава Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Андрей Цыбин сообщил, что работы планировались давно", отмечает, в свою очередь, "Независимая газета" в номере от 1 июля. "Постановление о ремонте было выпущено еще 15 марта, с этого времени мы в течение нескольких месяцев обеспечивали москвичей информацией, - заявил он. - Работы могли бы начаться и раньше, однако мы не смогли договориться с властями Подмосковья о передаче им этого объекта. В 2008 году было обращение губернатора Московской области в Минтранс России с просьбой передать им данный участок. Всегда этот участок принадлежал Москве, и правительство столицы согласилось его передать в область. Уже была подготовлена документация. Более того, этот участок даже вывели из реестра наших объектов. Но потом Министерство имущества Московской области в 2009 году отказалось принимать данный объект. Вот поэтому мы и проводим там только сейчас противоаварийные мероприятия, несмотря на то, что дорога проходит по другому субъекту Федерации". Ждать же скорейшего разрешения этого транспортного коллапса не стоит. По словам Андрея Цыбина, работы планируется закончить только 1 октября. Он также подчеркнул и тот факт, что такие громадные, по мнению водителей, сроки на самом деле "короткие, учитывая серьезное состояние путепровода".

Проект "Большая Ленинградка" вообще доставляет немало забот столичным автомобилистам, и не только на выезде в область, но и в центре города. "Вот уже не первый год столичные водители стараются объезжать стороной площадь у Белорусского вокзала: пугает угроза надолго засесть там в пробке в любое время суток", пишет "Российская газета" в номере от 1 июля. "Строительные машины и механизмы оставили транспорту места для движения с гулькин нос. Но больше всего жителей столицы огорчает то, что никакой конкретной работы по обновлению транспортной развязки не видно. И это при том, что закончить ее на поверхности земли городские власти обещали как раз к концу нынешнего года... "Сооружение развязки на площади Тверской заставы закончим в 2012 году", - заявил недавно первый зам. мэра Москвы Юрий Росляк... Казалось бы, есть все - деньги, строительная фирма, объем работ и громадный город, который ждет не дождется, когда же наконец станет меньше одним пробочным местом на дорогах столицы. А работы по-прежнему стоят!", констатирует "РГ". "Подрядчик должен был начать вынос коммуникаций в мае и до конца года его завершить, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко. - Но разворачивается крайне медленно, и заставить его работать более эффективно пока не удается". "Так, может быть, разорвать контракт с нерадивым исполнителем и не тратить времени на его уговоры? Увы, это простое (и самое правильное) на первый взгляд решение неизбежно вызовет судебные тяжбы, а далее по федеральному закону придется проводить новый конкурс. Опасаясь процедурной волокиты, власти и пытаются пока решить вопрос мирным путем. Если коммуникации к концу этого года будут все-таки переложены, то уже в начале будущего года начнется и строительство центрального ядра трехуровневого подземного торгово-развлекательного комплекса с паркингом... И тогда, как заявил корреспонденту "РГ" директор проекта Герман Кагановски, москвичи могут получить его в 2013 году".

Р

еставрация и разрушение памятников архитектуры

"На ремонт "Манежа" потратят 120 млн рублей до конца 2011 года. Потребуется привести к нормативным показателям уровень влажности внутри "Манежа"", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 28 июня. "Напомним: "Манеж", возведенный по проекту архитектора Осипа Бове, практически полностью сгорел 14 марта 2004 года - пожару в здании была присвоена пятая, наивысшая категория сложности. Площадь возгорания превысила 2 тысячи квадратных метров. По мнению специалистов, спасти архитектурный шедевр было невозможно. В 2005 году здание было восстановлено по первоначальному проекту. В конце марта этого года стало ясно, что памятник культуры снова нуждается в ремонте - в здании необходимо установить увлажнители воздуха, чтобы не трескались фермы из клееной древесины, воссозданные по чертежам инженера Августина Бетанкура, и заменить плиточное покрытие залов".

"Деревянные фермы - гордость Манежа. Конструкции, с помощью которых в начале ХIХ века инженер Августин Бетанкур сумел без единой промежуточной опоры перекрыть 45-метровый плац для выездки, когда-то были изготовлены из вековых лиственниц и зашиты простым деревянным потолком", напоминают "Известия" в номере от 29 июня. "Восстанавливая Манеж после пожара 2004 года, инженеры воспроизвели ажурные конструкции максимально близко к оригиналу. Причем на этот раз фермы решили не прятать, а оставить открытыми. "Пусть люди войдут и хотя бы один раз удивятся", - заметил мэр Москвы Юрий Лужков на заседании общественного градостроительного совета в 2004 году, где обсуждался проект реконструкции зала. На беглый взгляд деревянная вязь и сегодня чувствует себя неплохо. Снизу, с уровня основного выставочного пространства, фермы выглядят так же, как в день открытия. И только поднявшись на третий этаж в кафе на смотровую площадку, мы обнаружили те самые трещины, которые ввергают мэрию в 120-миллионный расход. Длинные и тонкие, они идут практически по всей длине балок ровно посередине, создавая ощущение, что стропила рассыхаются пополам... Помимо потолочных проблем у Манежа есть половые - то, что напольное покрытие износилось, видно невооруженным глазом. А в зале, расположенном на подземном уровне, кое-где на полу заметны уродливые потеки. Так что часть выделенных денег пойдет на ремонт полов", пишет газета.

Влияние кризиса на строительную отрасль

"Последние официальные новости о состоянии строительной отрасли звучат, как правило, оптимистично: спрос на недвижимость растет, цены повышаются, рынок преодолел кризис и начинает оживать. Однако аналитики Центра конъюнктурных исследований утверждают, что во II квартале 2010 года в отрасли возобновился спад. Любопытно, что к такому выводу они пришли, изучив открытые данные Росстата, в частности оценки директоров 6,6 тыс. стройорганизаций России", пишут "Новые Известия" в номере от 29 июня. "Ухудшение положения дел в первую очередь показал индекс предпринимательской уверенности в строительстве, который составил минус 16 пунктов, что на 1 пункт хуже показателя предыдущего квартала. Строители жалуются в основном на то, что снижается уровень портфеля заказов, а это приводит к сокращению числа заключенных договоров и уменьшению общего объема выполненных работ. Это, в свою очередь, негативно влияет на рынок труда - судя по оценкам "директорского корпуса", выросла доля стройпредприятий, сокративших численность занятых. "Тянет вниз" и динамика обеспеченности стройорганизаций собственными финансовыми ресурсами. Но, что удивительно, на фоне общего упадка и низкого потребительского спроса цены на стройматериалы и на строительно-монтажные работы опять стали расти", отмечают "НИ". "Директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович считает, что "строительство сильнее других отраслей пострадало от финансового кризиса 2008-2009 годов, поэтому выход из него проходит более болезненно и менее предсказуем"... Старейший строитель Санкт-Петербурга, вице-президент объединения строительных компаний "Союзпетрострой" Лев Каплан также считает разговоры о возрождении спроса и жилищного строительства в целом преждевременными... Ипотечное кредитование, на которое так уповают власти, не развивается, несмотря на то что Центробанк снизил ставку до 8% на кредитование граждан для строительства жилья. "Если бы не было мирового кризиса, то в строительной отрасли Петербурга он все равно был бы неминуем, - уверен г-н Каплан. - Рынок в 5-7 раз был раздут с точки зрения цен. Раздут и с точки зрения потребительских кредитов - безумной ипотеки, хотя ипотекой там даже не пахло. Раздут из-за того, что вслед за застройщиками и генподрядчиками подняли цены и поставщики строительных материалов и конструкций. А спрос на недвижимость не раздувается - он всегда ограничен платежеспособностью населения". Главный аналитик Гильдии риелторов России Геннадий Стерник, в свою очередь, отмечает: положительные тенденции в сфере недвижимости, если и есть, то они минимальны и проявляются только на вторичном рынке жилья... Вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев подтверждает: говорить о том, что кризис в отрасли завершился, увы, еще рано", пишут газета.

Вероника Шарова