Анкару выдавливают из ближневосточного мирного процесса
Премьер-министр Израиля
По сообщениям турецких СМИ, Турция требует от Израиля выполнения пяти требований: официальных извинений за перехват флотилии "Свободная Газа", выплаты компенсаций семьям погибших и пострадавшим, международного расследования, полного снятия блокады контролируемого сектора Газы, а также возвращения захваченных кораблей. Это - перебор в требованиях. Положение усугубляется и тем обстоятельством, что по сообщению выходящей в Лондоне газеты "Аль-Хаят", США предупредили Турцию о возможных негативных для нее последствиях работы международной комиссии по расследованию инцидента у берегов Газы.
Напомним, что Израиль в настоящее время проводит свое расследование, а Турция - свое. В свою очередь генсек ООН выступил с предложением организовать такой международный формат, который принял бы во внимание все указанные варианты расследований. Почему? Потому, что складывается устойчивое ощущение того, что организация флотилии "Свободная газа" могла бы стать "спусковым крючком" для раскручивания на Ближнем Востоке какого-то острейшего политического и, возможно, даже военного катаклизма.
Неслучайно секретные переговоры между Турцией и Израилем состоялась накануне визита израильского премьера Биньямина Нетаньяху в Вашингтон. Чуть ранее в США уже прошли переговоры короля Саудовской Аравии Абдаллы с президентом США
В регионе действительно вновь заговорили о войне. Напряженность усилилась после того, как Ливан арестовал человека по обвинению в шпионаже в пользу Израиля. Это очередное звено в целой серии арестов, которые, по словам ливанской стороны, подрывают израильские операции, нацеленные против "
Россия призывает, например, начать переговорный процесс с разблокирования сектора Газа. По мнению Москвы, это будет способствовать не только нормализации жизни в анклаве, но и ускорит процесс достижения внутрипалестинского единства. "Считаю, что сделать это абсолютно необходимо, - заявил на пресс-конференции в Каире глава МИД РФ Сергей Лавров. - Мы уже сказали и на переговорах в Израиле и довели по двусторонним каналам до всех наших партнеров, что считаем в качестве первоочередного шага необходимость возобновления соглашения 2005 года. А в принципе, нужно договариваться о полном прекращении блокады Газы".
Вот почему в сложившейся ситуации даже частичный разрыв отношений с Израилем, запрет военным израильским самолётам пересекать воздушное пространство Турции, - означают для Анкары нечто большее, нежели двусторонний диалог. Как заявил спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел
Анкара не просчитала новые векторы ближневосточной политики США, рассчитывая, что Вашингтон будет по-прежнему делать на нее главную ставку в своей политике в этом регионе мира как на "верного члена"
К тому же опыт действий Турции, скажем, на кавказском направлении резко осложнил ситуацию и в этом регионе мира. Обострились проблемы и в приграничных восточных вилайетах самой Турции, где заметно активизировалась боевая деятельность курдских боевиков. Начальник Генштаба ВС Турции генерал армии Илькер Башбуг публично признался, что вот уже несколько дней, как он не спит по ночам и с тревогой ждет новых сообщений из Юго-Восточной Анатолии, где турецким солдатам приходится сражаться с курдскими повстанцами.
В то же время "шестерка" международных посредников (США, Великобритания, Германия, КНР, Россия, Франция) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы начинает выводить Анкару и из иранского "ядерного уравнения", куда она попала после подписания 17 мая трехстороннего документа Турция-Бразилия-Иран. Тегерану уже после введения новых санкций СБ ООН предложено провести встречи только в формате "шестерка" - Иран. Кстати, глава МИД РФ Сергей Лавров призвал Тегеран снять завесу со всего, что окружает его ядерную программу с тем, чтобы можно было бы доказать ее абсолютно мирный характер.
И, наконец, в ближайшее время Азербайджан намерен посетить с визитом лидер оппозиционной Народно-республиканской партии Турции (НРП) Камал Кылыдждароглу. Похоже, что и в Баку стали понимать, что в отношении Турции складывать "яйца в одну корзину" становится опасно.
Станислав Тарасов