Сергей Шиптенко: Ратификация Таможенного кодекса Белоруссией: а был ли мальчик?
Ратификация договора о Таможенном кодексе
По поводу самого факта ратификации создана настоящая интрига: ратифицирован данный договор под занавес очередной сессии Нацсобрания или нет - информагентства расходятся во мнениях. Центральные российские СМИ со ссылкой на инсайдеров сообщают: да, тайная ратификация состоялась. К ним присоединились и независимые белорусские интернет-ресурсы. ГосСМИ Республики Беларусь, равно как и пресс-служба Национального собрания, хранят гробовое молчание и ни подтверждают, ни опровергают данную информацию.
Чем вызвана необходимость в такой интриге? "Был ли мальчик" - ратификация договора о Таможенном кодексе Таможенного союза? Можно предположить два варианта действий тех, кто затеял данную игру.
Первый, "сомнительный": российские СМИ выдали желаемое за действительное. Пикантность ситуации прибавляет то, что они вполне могли быть спровоцированы из Минска, в т.ч. через "источники" в Палате представителей Нацсобрания РБ. Зная механизм формирования данного органа и типаж его членов, исключать такую версию нельзя.
Второй, "конспирологический": тайная спешная ратификация состоялась, но о ней велено молчать. Возможно, таки нашелся пресловутый инсайдер в нижней палате, чему, опять-таки, не приходятся удивляться по вышеуказанной причине. Смысл утаения шила в мешке заключается в том, чтобы продлить время торга между официальным Минском и Москвой, добиться уступок по пресловутым "нефтяным пошлинам", как минимум - отмены российских вывозных пошлин на нефтепродукты, которые, как известно, мешают правительству Белоруссии достичь роста ВВП на 113%.
Без подписи
Однако, как бы не выплеснуть ребенка вместе с водичкой. Вероятность такого итога, как показывают события последнего времени (в частности, белорусско-российские отношения), очень даже велика.
Кстати, о похожем случае.
20 апреля 2008 года KP.RU опубликовала заметку "На субботнике Лукашенко помогал маленький мальчик". Вся Белоруссия давно обсудила подробности появления мальчика, только руководитель пресс-службы президента
Тогда президентская пресс-служба, а вместе с нею и госСМИ "не опровергали и не подтверждали" информацию о "мальчике" - совсем как в случает с ратификацией договора о Таможенном кодексе. П.Легкий заявлял: "Я не хочу заниматься предположениями по поводу того, чей это ребенок... Но, честно скажу, не знаю, чей это был ребенок... Да, был мальчик. Но кто он такой - не знаю. Спросите в Администрации президента". В то же время заголовки оппозиционных ресурсов пестрели заметками типа "Таинственный мальчик".
Так незадачливые имиджмейкеры Александра Григорьевича вложили в руки оппозиции очередной козырь. Так же они подставляют его и сейчас.
Анализируя официальные интернет-источники, напрашивается вывод: имеет место быть спланированная PR-акция. Однако, представляют ли себе ее зачинщики последствия? Или действуют по принципу "главное - вязаться в драку"? Хорошо, если их расчет верен. А если они подставят не только собственную репутацию?
Обратим внимание на интернет-ресурсы Национального собрания. 30 июня 2010 года в эфире Первого национального канала Белорусского радио Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. рассказал об общих итогах четвертой сессии Палаты представителей: "В.П.Андрейченко отдельно выделил блок законопроектов о ратификации ряда международных соглашений экономического характера, включающий комплекс таможенных, торговых, экспортно-импортных и других вопросов", - говорится в сообщении на сайте нижней палаты. Сайт верхней палаты сообщает: "Были одобрены и другие законопроекты", в т.ч касающиеся международной и экономической проблематики, в частности "Совет Республики одобрил пакет соглашений о таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
Уж не о том ли пресловутом Таможенном кодексе идет речь (точнее, о ратификации договора о нем, для чего требуется одобрение "сенаторов")? Так или иначе, решения Национального собрания должны быть закреплены подписью А.Лукашенко. И без этой подписи, как справедливо полагает ряд минских экспертов, стоят не больше, чем бумага, на которой они написаны.
Таможенный союз выгоден Республике Беларусь. Нет весомых аргументов против. Это понимают и в Минске, и в Москве. Однако, зачем продолжать это пропагандистское шоу - решительно не понятно.