В Министерстве образования Татарстана работают татарские шовинисты: мнение
Известный профессор-социолог из Казани
Выступление профессора Александра Салагаева, являющегося также председателем Казанского общества русской культуры, в первый день работы симпозиума стало наиболее резонансным. Форум, который проводится в Казани уже третий год, посвящен различным геополитическим проблемам (программное название "Евразия на пути к многополярному миру: от противостояния геополитических систем к диалогу культурно-исторических обществ"), однако доклад Салагаева "Русский этнос в 21 веке" затронул одну из наиболее актуальных проблем - выживания русских как нации в данном процессе.
По словам Александра Салагаева, положение русских в России на настоящем этапе довольно неопределенно и тревожно, поскольку у нынешнего руководства страны отсутствует хоть какая-то государственная политика в этом вопросе. И если контуры внешней национальной политики в отношении этнических русских, оказавшихся за рубежом после развала СССР, все-таки прослеживаются (в основном, в виде пустых деклараций и спорадических пиар кампаний), то в отношении внутренней политики наблюдается полная беспомощность.
Известно, что в дореволюционный период русские занимали положение государствообразующей нации, что признавалось и закреплялось в царской России тезисом "Православие, Самодержавие, Народность". Под "народностью" подразумевалась народность русского народа, который был исключительно православным. Более того, к русскому народу мог присоединиться представитель любого этноса, принявший православие. После этого он получал все права гражданина Российской Империи.
Ленинские декреты и проводимая на первоначальном этапе национальная политика лишили русских привилегированного положения, более того, поставили русский народ в позицию "вечно кающегося грешника" за преступления царского режима перед другими этносами России, жившими в "тюрьме народов". Сталинский курс во многом выправил положение, снова сделав русских имперской нацией, "старшим братом", однако постарался полностью лишить их национальных и религиозных корней - самобытной культуры и православия.
В новейшей истории ситуация усугубилась. Нынешнее руководство России не желает открыто признать государствообразующую роль русского народа (хотя по умолчанию это, так или иначе, подразумевается), закрепив данное положение в Конституции. Одновременно в национальных республиках все большие преференции получают местные этносы, которые уже давно называются "титульными". Все это вызывает образование различных "национальных" партий и националистических группировок, создает социальную нестабильность и межнациональные конфликты, "русские бунты" (по данным Александра Салагаева - "в среднем, по две Кондопоги в год").
В этой связи профессор-социолог отдельно остановился на положении русских в Татарстане. По его словам, все, кто поднимают здесь вопросы о состоянии русской культуры, образования на русском языке, в итоге быстро получают клеймо "русских шовинистов". "В ответ на это хочу заявить, - сказал Александр Салагаев, - что тех, кто готовил программу развития образования в РТ "Килэчэк" ("Будущее"), недавно представленную Госсовету РТ Министерством образования и науки РТ, я бы назвал татарскими шовинистами. Потому что там совершенно не предусмотрены школы с русским этнокультурным компонентом. На комиссиях, где обсуждалась эта программа, этот вопрос никто не поднял".
По данным Салагаева, в Казани сейчас имеется 11 школ с русским этнокультурным компонентом, еще по одной есть в Набережных Челнах, Елабуге и Нижнекамске, однако в стратегической программе Минобрнауки РТ существование их вообще не предусмотрено. Таким образом, под национальным образованием в Татарстане понимается только татарское образование. "Это пример шовинизма господствующей группы, которая заняла Министерство образования и науки Республики Татарстан. По другому я это назвать не могу", - констатировал социолог.
Касаясь перспектив, Александр Салагаев с сожалением отметил, что, вероятно, именно в таком - неопределенном статусе - русские и нужны нынешнему руководству страны. Не случайно в законе о национально-культурных автономиях не предусмотрено создания национально-культурных автономий русских в этнических республиках. То есть, если любые нации в России имеют права на развитие своей культуры, образования, издание СМИ, то для русских этого права не предусмотрено. "Русские нынешней российской властью рассматриваются в качестве имперской нации, но в качестве этноса они ей не нужны", - подчеркнул социолог.