Леонид Грач: Крах миражей. Что пообещал Янукович народу Украины?
На минувшей неделе президент
Действительно, украинскому обществу было необходимо узнать, что же намерен реально сделать политик, добившийся высшего государственного поста благодаря поддержке миллионов украинских избирателей, связывавших с ним свои надежды на борьбу с коррупцией, удушающей Украину, придание русскому языку государственного статуса, восстановление социальной сферы, эффективное экономическое развитие и укрепление восточнославянского единства, прежде всего, вступление Украины в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. После обращения президента сомнения относительно направленности его курса еще остававшиеся у многих украинских граждан, окончательно исчезли. Стало очевидно, что Виктор Янукович не собирается выполнять взятые им предвыборные обязательства, и запел старую песню о евроинтеграции.
За несколько дней до выступления президента была опубликована программа экономических реформ, подготовленная по заданию Виктора Януковича "Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство". Об этой программе президент упомянул в своем послании, пообещав, что она будет воплощаться в жизнь. Критики уже успели назвать этот документ набором благих пожеланий, имеющих самый общий характер. Это не совсем так. Ни к чему не обязывающих призывов и деклараций в программе, безусловно, хватает. Но есть там и конкретные предложения. Например, перейти к самоокупаемости социальных услуг. Это значит, что детские сады, театры, музеи, спортивные секции, художественные школы, библиотеки и другие учреждения социальной и культурной сферы (среднее образование и здравоохранение вроде бы обещано не трогать) будут переведены на самоокупаемость. Соответственно, они либо вынуждены будут резко повысить плату за свои услуги (а в небольших городах и селах это вряд ли возможно), либо закрыться. В крупных городах, впрочем, некоторые учреждения культуры, могут попытаться найти иной выход: обратиться к низкопробным произведениям массовой культуры, призванным шокировать обывателя, рассчитанным на скандал, обращенным к низменным инстинктам. Правда, неизвестно, что лучше: полное отсутствие театра или концертного зала или насаждение пошлости и безвкусицы, унижающей и отупляющей зрителя.
Однажды, просматривая крымские газеты военной поры, я наткнулся на объявление, опубликованное в Феодосии, которая за несколько дней до того была освобождена советскими войсками. В нем сообщалось об открытии городской библиотеки. Сегодня войны вроде бы нет. Однако власть готовится разорять и закрывать учреждения социальной сферы, культуры и образования под предлогом повышения эффективности бюджетных расходов.
Еще одна интересная деталь. В программе говорится, что с целью повышения конкурентоспособности украинских предприятий на международной арене доля налогов в расходах предприятий будет снижаться. При этом предполагается уменьшить ставку единого социального взноса для работодателей и повысить ее для наемных работников. Также предусмотрено сокращение сферы использования упрощенной сферы налогообложения. Смысл подобных преобразований станет предельно ясен, если вспомнить, что крупнейшими экспортерами в нашей стране являются олигархические структуры, занятые поставкой на мировой рынок промышленного сырья и продукции с низкой степенью переработки. Вследствие мирового экономического спада цены на сырье резко снизились, а спрос уменьшился. Поскольку олигархические группировки, управляющие сегодня страной, не желают терпеть убытки, власть обещает прийти к ним на помощь. А чтобы компенсировать собственные потери, собирается повысить платежи для наемных работников и малого бизнеса, которые в случае отказа от упрощенной схемы налогообложения окажется на грани уничтожения. В программе есть еще много чего интересного. Например, планы по повышению тарифов ЖКХ до уровня, покрывающего не только себестоимость услуг, но и инвестиционную составляющую. Таким образом, государство намерено уйти из жилищно-коммунальной сферы, ее содержание и развитие целиком лягут на плечи граждан. Это все при мизерных пенсиях, зарплатах и просто безработице.
Много говорится в программе и о необходимости модернизационного развития украинской экономики. Однако, если присмотреться внимательнее, то выяснится, что под этим имеется в виду обновление при поддержке государства оборудования предприятий энергетической, угольной и нефтегазовой сферы, которые в своем большинстве уже оказались в руках олигархических структур. А те, что еще находятся в собственности государства, власть собирается передать под контроль частникам, - в президентской программе провозглашается необходимость массовой приватизации (за счет поступлений от нее предполагается покрывать часть бюджетных расходов). Здесь дело даже не в абсурдности затеи, связанной с продажей предприятий в период кризиса, когда отсутствует спрос на промышленную продукцию, а, значит, нет желающих вкладывать деньги (стоимость которых резко повысилась в условиях спада) в ее производство. Понятно, что в такое время можно только раздать государственные предприятия по льготным ценам, приближенным к власти олигархическим структурам. Но дело, повторяю, не только в этом. Давайте спросим себя: а зачем вообще нужна приватизация государственных предприятий? Миф об эффективном частном собственнике давно развеян самой жизнью. За последние двадцать лет мы вдоволь насмотрелись на таких частных владельцев, вся деятельность которых сводилась к продаже заводского оборудования. Мы увидели, как некомпетентные и безответственные деятели в короткий срок разоряли и разрушали производство, способное при умелом управлении производить конкурентоспособную продукцию.
Ряд крупных и чрезвычайно прибыльных производственных объектов оказался в частных руках. Что же получило от этого государство? Куда ушли средства, полученные от продажи уникальной "Криворожстали", которая должна была способствовать решению социальных проблем? А в результате получилось с точностью да наоборот. Ответ на эти вопросы давно известен. Положение дел в стране ни на йоту не улучшится от продажи прибыльного государственного имущества, полученные средства будут растрачены (или даже расхищены) правящей группировкой. Но приватизация в действительности затевается вовсе не для того, чтобы улучшить состояние социально-экономической сферы. Она призвана содействовать еще большему обогащению небольшой группы лиц, приближенных к власти. А государство в результате - теряет контроль над экономическими процессами, лишается возможности инвестировать в создание перспективных высокотехнологичных отраслей, обеспечивать создание рабочих мест, получение пенсий, зарплат и инвестировать средства в социальную сферу. Впрочем, судя по всему, президента и его окружение полностью устраивает существующая структура экономики, обрекающая Украину на роль сырьевого придатка развитых стран, а украинское общество - на массовую бедность. По крайней мере, в программе ничего не говорится ни о развитии высокотехнологичных отраслей, ни о мерах по повышению доли оплаты труда в себестоимости продукции, ни о создании высокооплачиваемых рабочих мест в промышленности и сельском хозяйстве. Нет в этом документе ни слова о защите прав наемных работников, о повышении роли профсоюзов, о необходимости учитывать интересы людей труда при управлении производством. Зачем все это? Олигархические группировки и без того полностью устраивает нынешняя ситуация, когда наемные работники бесправны и беззащитны перед произволом, а профсоюзные лидеры не могут (а зачастую и не хотят) эффективно бороться за повышение заработной платы, улучшение условий труда и ограничение эксплуатации.
Виктор Янукович в послании осветил основные положения своей экономической программы, умолчав лишь о некоторых деталях, которые могли бы вызвать возмущение общества. В опубликованной программе (в отличие от устного выступления) ему не удалось целиком скрыться за общими фразами, время от времени приходилось говорить и о конкретных действиях. Однако, как из текста программы, так и из президентской речи ясно следует, что социально-экономическая политика власти в главных чертах останется неизменной. Она по-прежнему будет определяться интересами олигархических группировок. При этом новая власть намерена отказаться как от националистических заскоков Виктора Ющенко, так и от популистских порывов Леонида Кучмы. Она будет последовательно и неуклонно защищать интересы олигархии.
Правда, проведения иного курса от Виктора Януковича и его окружения могли ожидать только безудержные оптимисты. Поэтому сильного общественного разочарования подобные планы власти, скорее всего, не вызовут. Другое дело - внешнеэкономическая и внешнеполитическая сфера. Избиратели, поддержавшие В. Януковича, в своем большинстве надеялись, что он изменит геополитический вектор Украины, приступит к полноценной интеграции с Россией и Белоруссией, восстановит восточнославянское единство, подорванное В. Ющенко и его кликой. Но действующая власть объявила своим главным приоритетом взаимодействие с ЕС и создание зоны свободной торговли с европейскими странами. Со странами СНГ предполагается перейти торговать в соответствии со стандартами и требованиями с ВТО, а сотрудничество с Россией сводится, по сути дела, к реализации проектов в отдельных отраслях экономики. В этой связи вполне логичным выглядит отсутствие даже упоминания (что в программе, что в устном выступлении) об обеспечении правовых условий для свободного использования русского языка. Нынешняя власть, мечтающая о благосклонном отношении со стороны европейских лидеров, не собирается сохранять общее экономическое и культурное пространство с Россией и объединять усилия с восточнославянскими государствами в области обороны, вступления в Таможенный Союз. Как и, кстати, Виктор Федорович после послания сам заявил о том, что Украина (читай - власть) не признает суверенитет Абхазии и Южной Осетии, хотя в предвыборный период заявлял, что Украина признает эти республики.
Очевидно, что реализация программы, о которой с такой гордостью говорил Виктор Янукович, не принесет благосостояния украинскому обществу и не поможет улучшить положение Украины в мировой экономической системе. Власть не намерена отказываться от нынешней экономической модели, как и кардинально поменять суть российско-украинских отношений, принципиально определяя свой геополитический путь как прозападный. Эта модель обнаружила свою полную неэффективность, она не позволяет развивать промышленность и науку, поддерживать социальную сферу, создавать новые рабочие места. Сегодня готовится вступить в социальную жизнь поколение, которому попросту нет места в современном украинском обществе. Выпускники ВУЗов не могут найти работу по специальности, они вынуждены перебиваться случайными заработками, довольствоваться низкоквалифицированным трудом. Те же, кто в силу объективных и личных обстоятельств не смог после окончания школы получить высшее образование, в своем большинстве оказались выброшены на обочину социальной жизни. Промышленность и сельскохозяйственное производство практически разрушены, а потому многие наши сограждане лишились даже теоретической возможности обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни честным трудом.
Но действующая власть не желает этого видеть. Она даже не замечает, что в мире формируется новая волна кризиса, которая может попросту смыть украинскую экономику. Украинское руководство предпочитает предаваться безудержному оптимизму, выдавая временное, ситуативное оживление экономики за преодоление кризиса. В самом начале своего выступления Виктор Янукович заявил, что он видит позитивные тенденции, связанные с ростом деловой активности, подъемом промышленного производства, увеличением числа рабочих мест. Трудно сказать, что стоит за подобной риторикой: сказочная наивность или стремление ввести общество в заблуждение, предотвратив формирование протестных настроений и рост гражданской сознательности. В любом случае подобная позиция власти перед лицом нового удара мирового кризиса представляет общественную опасность.
Виктор Янукович выделил четыре главных задачи, стоящих перед страной: формирование общества "среднего класса", отличающегося высоким уровнем жизни; создание сильного, справедливого, демократического государства; вхождение в число двадцати ведущих стран мира; реализация "европейского выбора".
При этом первая задача принципиально не может быть решена в рамках существующей экономической модели, от которой власть не собирается отказываться.
Вторая - несовместима с экономическим и политическим господством олигархических группировок, чьи интересы власть намерена защищать.
Третья - неосуществима без всесторонней интеграции с восточнославянскими государствами, от которой власть вопреки своим обещаниям отказалась.
Четвертая (сформулированная чрезвычайно расплывчато) либо противоречит требованиям большинства украинского общества, выступающего за стратегическое партнерство с Россией и создание общего оборонного пространства. Либо вовсе не имеет смысла, поскольку равноправное экономическое, внешнеполитическое и культурное взаимодействие с Европой возможно только в случае перехода к построению современной экономики, основанной на высокотехнологичном производстве, укреплению социальной сферы и тесному сотрудничеству с Россией. А двигаться в этом направлении власть даже не собирается. Перспектива превратиться в сырьевой придаток ЕС ее вполне устраивает.
В этой связи мне хотелось бы выразить благодарность как самому Виктору Федоровичу, так и неизвестным мне авторам его программы и текста послания. Они могли бы еще довольно долго кормить народ Украины более или менее реалистичными обещаниями, вводить в заблуждение общественное сознание, прибегая к популистской риторике. Вместо этого они предпочли честно послать украинских граждан в заманчивые дали, которые при ближайшем рассмотрении оказались декорациями, небрежно нарисованными на бумаге. Те, кто не смог убедиться в этом, прочитав текст послания и хотя бы ненадолго задумавшись над тем, что скрывается за его гладкими фразами, неизбежно избавятся от иллюзий, столкнувшись с действительной политикой власти, которая, как она честно объявила устами Президента, будет коренным образом отличаться от ее предвыборных обещаний.
Что же, крах миражей часто бывает полезен. Он помогает понять, что те, кто зарабатывает себе на жизнь трудом, в капиталистическом обществе могут рассчитывать только на себя. На свою решительность. На свою солидарность. На свое умение объединяться ради защиты собственных прав и реализации своих требований.